Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Местонахождение иудеев в Вавилонии во время плена



 

Когда во времена Навуходоносора народ из Иерусалима был уведен в плен, закончился большой период в истории Израиля. До этого двена­дцать колен, которые вошли в землю обетованную во времена Иисуса Навина, были объединены под скипетром царя Саула около 1050 г. до Р. X. После смерти Соломона и раздела страны на два царства каждое из них пошло своим путем, пока в конце концов Израиль не попал под власть Ассирии в 722 г. до Р. X., а царство Иуды — под власть Навуходо­носора и вавилонян (халдеев) в 586 г. до Р. X.

После падения этих царств тысячи пленников были уведены в стра­ны, находящиеся очень далеко от Палестины. К сожалению, мы слиш­ком мало знаем об изгнанных из царства Израиля, но у нас достаточно информации о судьбе изгнанных из царства Иуды.

В Священном Писании говорится, что народ Иудеи неоднократно подвергался нападению войск Навуходоносора и что каждый раз те уво­дили иудеев в плен. В 597 г. до Р. X. царь Иоаким и многие из знатных людей, среди которых был и пророк Иезекииль (Иез. 1, 2), были отправ­лены в Вавилон. Когда Навуходоносор захватил Иерусалим в 586 г. до Р. X., еще одна большая группа иудеев попала в плен и присоединилась к тем, кто уведен был в Вавилонию одиннадцатью годами раньше. Про­рок Иеремия писал из Иерусалима этим изгнанным, особенно старей­шинам, священникам и пророкам: «Соградите храмины и вселитеся, и насадите вертограды и ядите плоды их, и поймите жены и чадотворите сыны и дщери, и приведите сыном вашым жены и дщери ваша дадите за мужы, и да раждают сыны и дщери, и умножайтеся, а не умаляйтеся; и взыщите мира земли, на нюже преселих вас тамо, и молите Господа за ня, яко в мире их будет мир вам» (Иер. 29, 5-7). Своим посланием Иере­мия ободрил изгнанных пленников и дал им понять, что пребывание их в Вавилоне будет продолжительным. Из этого послания становится яс­ным, что изгнанные иудеи пользовались значительной свободой. Вави­лонский плен нельзя сопоставить с тяжелой жизнью богоизбранного народа в Египте. В Вавилоне, за некоторым исключением (см.: Ис. 47, 6), не было таких суровых принудительных работ, как изготовление кирпичей в Пифоме и Раамсесе в стране Нила, хотя Вавилон «никогда не имел такого большого производства кирпичей, как в то время, поскольку ни в какие другие эпохи не строили столько зданий, как при Навуходоносоре»1.

Изгнанные иудеи первой волны поселились в области реки Ховар. Благодаря археологам, местность, где жили пленники-иудеи, можно се­годня очертить с достаточной степенью достоверности. Больше всего сведений дает район древнего Ниппура в Южной Месопотамии. В этом городе проводились значительные раскопки, которые до сих пор не завершены. Среди множества клинописных табличек, найденных в раз­валинах Ниппура, были две, которые датируются: одна — 443 г., а дру­гая — 424 г. до Р. X. В них говорится о водном канале, который называл­ся «нару Кабари», или «нехар Кебар», что значит «река Ховар». Туда приходил, как он сам повествует, и пророк Иезекииль (Иез. 3, 15). Эта река была в действительности каналом, прокопанным от великой реки Евфрат. Ниппур находился примерно в ПО км на юго-восток от Вави­лона, и этот канал проходил через Ниппур. Таким образом, существова­ло водное сообщение между местом, где поселились изгнанные, и сто­лицей Навуходоносора2.

Еврейский текст Иезекииля наряду с «рекой Ховар» называет также «Тель-Авив» (Иез. 3, 15), что значит «холм колосьев», возможно, из-за плодородности этой местности3. Но с Ниппуром, как отмечает профес­сор археологии Томпсон, соседствует много холмов, и существуют яс­ные доказательства, что между 500 и 400 гг. до Р. X. в этом районе жили иудеи. Это были потомки первых изгнанных иудеев, которые пришли туда после 600 г. до Р. X.4

Суммируя все вышесказанное, можно повторить, что иудеям (за не­которым исключением) жилось среди идолопоклонников-вавилонян сравнительно неплохо. Пророки, такие, как Иезекииль, могли посещать их и проповедовать им, и они имели своего рода местное самоуправле­ние со «старейшинами народа».

 

Выселения, ставшие началом плена

 

Историки, исследующие содержание Священного Писания, утвер­ждают, что было три переселения народа Иудеи из Палестины в Вави­лон Навуходоносором: первое — в 606-605 гг. до Р. X., второе — в 597 г. до Р. X. и третье — в 586 г. до Р. X. Но некоторые рационалисты оспаривают факт первого переселения. Однако существуют достоверные дан­ные, подтверждающие это изгнание, поскольку в книге пророка Дании­ла говорится о захвате Иерусалима Навуходоносором и о ссылке и изгнании иудейского народа, в том числе и пророка Даниила и некото­рых потомков царского дома Иуды (Дан. 1, 1-3). Кроме того, Тиль, который специально занимался хронологией иудейской истории, заме­чает, что иудейский историк Иосиф сохранил важное свидетельство ис­торика Бероса (вавилонского жреца, жившего около 300-250 гг. до Р. X.) относительно этого похода. Берос говорит, что, когда вавилонско­му царю Набопалассару сообщили, что западная часть его царства (Си­рия и др.) восстала, он послал своего сына Навуходоносора подавить восстание иудеев и других народов. Но Набопалассар между тем умер, и Навуходоносор поспешно возвратился в Вавилон, чтобы занять трон своего отца.

Если обратить внимание, говорит Тиль, на имеющиеся у нас в распо­ряжении археологические находки, то можно заметить, что две послед­ние глиняные таблички, относящиеся ко времени царствования Набо-палассара, изготовлены в те месяцы, которые соответствуют маю и августу 605 г. до Р. X., а две первые таблички, относящиеся ко времени правления Навуходоносора — августу и сентябрю 605 г. до Р. X.1 Все это совпадает с теми сведениями, которые дает нам Священное Писание, о первом захвате Иерусалима и первом выселении иудеев около 605 г. до Р. X. Как далее замечает Тиль, именно весна и лето 605 г. до Р. X. были скорее всего временем того похода Навуходоносора2. Итак, первое пере­селение иудеев датируется 605 г. до Р. X., тогда среди изгнанных был и пророк Даниил, о чем говорит богодухновенный текст (Дан. 1, 1-3, 6). Второе изгнание произошло в 597 г. до Р. X., и среди пленников был пророк Иезекииль, третье — в 587/586 г. до Р. X., когда Навуходоносор покорил Иерусалим и сжег город и храм (4 Цар. 25, 9-10).

Среди пленников 597 года, кроме пророка Иезекииля, был и царь Иудеи Иоаким. Они оба поселились у реки Ховар (Иез. 1, 1, 3). Ховар, как уже отмечалось, был одним из судоходных каналов, который проте­кал между Вавилоном и Ниппуром.

Итак, в области реки Ховар иудеи прожили в плену семьдесят лет. И, несмотря на то что пророк Иезекииль знал от Бога о жестокосердии иудеев, что они являются, по слову Божию, домом огорчевающим Его (Иез. 2, 3, 5, 6), по велению Господа он должен был ободрить, воодуше-вить их и предсказать, что они снова вернутся в свою страну и возродят­ся... (Иез. 11, 1 и последующие стихи).

 

Пророк Иезекииль

 

Пророк Иезекииль в период изгнания настойчиво изъяснял изра­ильтянам, что страдания посланы им за их грехи. Он проповедовал меж­ду 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Но некоторые рационалисты на­стаивают, что Иезекиль жил в Палестине, по крайней мере, какую-то часть того времени, когда он проповедовал, а другие пытаются доказать, что Иезекииль пророчествовал позже периода плена. Но археологиче­ские находки подтверждают истинность традиционного взгляда, а именно: пророк проповедовал примерно между 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Приведем несколько примеров.

В книге Иезекииля упоминается, что пророк получил повеление от Бога взять кирпич и начертить на нем план Иерусалима (Иез. 4, 1). Этой символической картой Иезекииль предсказал пленникам гибель Иерусалима. Употребленное в этом месте еврейское слово lebena обо­значает «саман» — кирпич-сырец, высушенный на солнце. А так как та­кого рода изображения на мягких кирпичах из глины (которые затем высушивались на солнце), как показали археологические находки1, бы­ли обычным делом именно в Вавилонии, то эта символическая карта не могла быть выполнена в Иудее2.

В другой раз Бог повелел Иезекиилю совершить еще одно действие, которое бы символизировало проломы в стенах Иерусалима: надо было проломить в присутствии пленных иудеев в Вавилоне огромное отвер­стие в стене дома и пройти через него (Иез. 12, 5, 7). Раскопки показали, что обычно для строительства домов халдеи использовали глину или кирпичи, обожженные на солнце, а в Палестине стены домов возводи­лись, главным образом, из камня, и сделать дыру в такой стене, а тем бо­лее обрушить ее было бы довольно сложно. Также установлено, что в Палестине в VI в. до Р. X. не строили стен из глины, тогда как в Месопо­тамии стены строились только из нее3. Кроме того, и в других предска­заниях Иезекииля упоминается именно этот вид стен. Так, в главе 13 (10-15) говорится о стене дома, с которой проливной дождь смывает обмазку. То же самое описание стен, построенных из обожженных кир­пичей, мы встречаем в главе 22-й (стих 28).

Убедительным подтверждением тому, что Иезекииль пророчество­вал именно во времена вавилонского плена, является описание восточ­ных ворот идеального, великолепного храма, приведенное Иезекиилем (Иез. 40, 5-16). Это описание настолько подробно, что можно реконст­руировать восточные (главные) ворота, которые вели прямо ко входу в храм. Подобное описание, говорят археологи, показывает, что этот тип ворот очень древний. Он был вполне обычным во времена Соломона и известен нам по раскопкам в Мегиддо, Гасион-Гавере и Асоре, то есть городах, существовавших во времена Соломона. Знаменательно то, что этот тип ворот исчез на древнем Ближнем Востоке в IX в. до Р. X. и был заменен новым типом. Безусловно, какие-то из этих ворот продолжали существовать в течение многих лет, но постепенно все ворота этого типа исчезли, так что во времена Иезекииля было почти невозможно увидеть нечто подобное. Тогда как же мог Иезекииль описывать ворота, кото­рые существовали только во время Соломона? Ответ таков: он мог ви­деть ворота храма Соломона до разрушения Навуходоносором Иеруса­лима и храма в 597 г. до Р. X. Некоторые замечают, что размеры ворот, описанных Иезекиилем, слишком велики для храма Соломона, но про­фессор археологии Томпсон убежден: «Размеры ворот, описанных в главе 40-й книги Иезекииля, не играют существенной роли, потому что пророк видел эти ворота, находясь в божественном экстазе («в виде­нии»); а то, что нас интересует, — это прообраз (подлинник)». И «во всяком случае, мы имеем логическое объяснение, почему Иезекииль мог видеть такой тип ворот (в видении)» и, следовательно, можем сде­лать вывод о том, что «этот пророк жил во время вавилонского плена»1. Профессор археологии Фри отстаивает достоверность книги Иезе­кииля, отталкиваясь от того, что этот пророк основывает свою хроноло­гию событий на факте плена царя Иехонии, или Иоакима (см.: Иез. 1, 1; 8, 1 и последующие стихи). Иехония, конечно, был тогда пленником в Вавилоне (как и Иезекииль), но иудеи продолжали считать его своим царем. Признавали его царем и вавилоняне: как явствует из археологи­ческих находок, они называли его «царь страны Иудеи». Все это, как за­мечает Фри, вторя великому археологу Олбрайту, «подтверждает весь­ма впечатляющим образом подлинность» книги Иезекииля2.

 

Пророк Иеремия в Египте

В книге Иеремии есть одно предсказание, в котором богодухновен-ный пророк советует остатку иудеев (оставшихся после гибели и плене­ния большинства из них) не переселяться в Египет из-за страха перед царем Вавилона, так как, если они пойдут в Египет, за ними обязатель­но последует Навуходоносор. Но иудеи не послушались Иеремии. Они переселились в Египет, в город Тафнис, насильно увели с собой и про­рока, который не хотел следовать за ними. В Тафнисе (на северо-восток от дельты Нила, рядом со Средиземным морем, на границе Египта и Па­лестины) Иеремия по откровению Божию предсказал, что вавилоняне войдут в Египет. Пророчество сопровождалось следующим символиче­ским действием: Иеремия (по повелению Господа) взял большие камни и спрятал их при входе в ворота дворца фараона (речь идет о дворце, ко­торый построил фараон Псамметих I, правивший в 664-610 гг. до Р. X.). Дворец находился в городе Тафнисе. Это сокрытие камней происходи­ло на глазах у иудеев, которым пророк сказал: «Тако глаголет Господь сил, Бог Израилев: се, Аз послю и приведу Навуходоносора, царя Вавилонска, раба Моего, и поставит престол свой на камениих сих, иже скрыл ecu, и воздвигнет оружие свое на ня, и внидет и поразит землю египет-ску... и пожжет огнем домы богов их, и пожжет я... и сокрушит столпы Илиополя, иже во Египте, и домы богов египетских пожжет огнем» (Иер. 3, 9-13). Пророчество сбудется в 568/567 г. до Р. X., когда Наву­ходоносор вторгнется в Египет (фараоном тогда будет Амасис II, или Амосис, или Ахмосис).

Место, где был построен город Тафнис, называется сегодня Телль-Дефенех. Раскопки в этом месте производились в 1883-1986 гг. англий­ским археологом сэром Флайндерсом Петри, который в 1886 г. нашел на расстоянии 18 км западнее Суэцкого канала плиточный пол входа во дворец фараона. «В северо-западной стороне находился большой от­крытый двор, выложенный кирпичом... пространство у дверей было по­крыто прочным раствором, а сверху лежал ряд из кирпичей... Этот двор и есть, бесспорно, то самое (преддверие), которое, как говорит Иеремия, было снаружи от входа в ворота дворца фараона и там (находится то ме­сто, где) Навуходоносор воздвиг свой царский трон (престол). Это уди­вительно», — замечает профессор А. Рэндл Шорт. Однако достоверно и следующее: «И как подтверждение действительного присутствия Наву­ходоносора в городе Тафнисе — три цилиндра из терракоты, купленные несколько лет назад музеем Каира у местного жителя (который, по-видимому, нашел их в этой местно­сти). Они содержат текст одной из надписей Навуходоносора о его постройках в Вавилоне. Возмож­но, эти цилиндры находились под разрушенной в настоящее время частью двора как воспоминание о посещении его великим царем» Навуходоносором1.

В конце XIX — начале XX вв. произошло очень важное откры­тие на острове Элефантина, кото­рый находится у первого порога Нила, примерно 1080 км к югу от Каира. В 1895 г. местные жители нашли на этом острове древние па­пирусы, а в 1904 г. археологиче­ская служба Египта производила там раскопки и нашла много таких папирусов. Среди них были доку­менты, написанные еврейским на­селением на арамейском языке, они датируются 500-400 гг. до Р. X.2 Одним из этих документов было письмо, адресованное пер­сидскому правителю Иерусалима, написанное в 407 (или 408) г. до Р. X. В нем содержалась просьба о разрешении на постройку храма на острове Элефантина. Мы не можем сказать с уверенностью, были ли эти евреи потомками иудеев, пришед­ших в Египет с Иоананом и пророком Иеремией, но они могли быть ими. Во всяком случае, археолог Олбрайт верит, что тексты Элефанти-ны принадлежат иудеям, которые, очень может быть, связаны с пересе­лением в Египет, описанным в книге пророка Иеремии (гл. 41-44)3.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  2. I.7. Киновремя и кинопространство
  3. II. Место и время проведения Соревнований
  4. V. Осевое время и его последствия
  5. Агафонова Анастасия - кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, член молодежного состава сборной России по спортивной гимнастике (в настоящее время)
  6. Английское право в новое и новейшее время: эволюция прецедентной системы и развитие законодательства.
  7. Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена Вавилонского (930-586)
  8. Бытие и его основные формы. Движение и развитие. Пространство и время.
  9. В графе 3 текущее время с момента прибытия на работу (к предыдущему значению времени прибавляем время выполнения операции).
  10. В настоящее время используется классификация ХНК Н.Д.Стражеско и В.Х.Василенко, в основе которой лежит классификация сердечной недостаточности, предложенная Г.Ф.Лангом.
  11. В настоящее время на территории нашей Проновской сельской администрации проживает 156 представителей рода Бусыгиных, т.е. основа нашего рода, его начало принадлежит Ветлужской земле.
  12. В то время Распутин открыто состоял в непристойной секте бичующихся «Хлысты» и бесчинствовал, прикрываясь ночными «радениями».


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь