Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Седекия и падение Иерусалима
Царя Иудеи Седекию возвели на трон вавилоняне, и он оставался преданным своим господам. Но, поскольку территория Иудеи была в значительной степени урезана и уменьшена (Иер. 13, 19), стали раздаваться голоса против Вавилона, и Седекию побуждали заключить союз и двинуться на вавилонян, чтобы возвратить потерянные земли (Иер. 28, 1-4). Противники вавилонян так успешно действовали, что увлекли на свою сторону народ и влияли на Седекию, который все же колебался и пребывал в нерешительности. В конце концов он уступил и начал устраивать тайные советы и совещания против Вавилона. Когда же на египетский трон взошел фараон Априй (588-568 гг. до Р. X.), план мятежа был окончательно принят, и Седекия восстал против Вавилона (4 Цар. 24, 20). О том, что за этим последовало, — молниеносная атака Навуходоносора, ужасное разрушение города и храма, плен и другие бедствия — нам рассказывает богодухновенный текст Ветхого Завета (4 Цар. 25 и Иер. 39, 1-10). Свидетельства археологов, подтверждающие эти ужасающие события впечатляющи и многочисленны. Мы попытаемся изложить их наиболее кратко. 1. Когда во время царствования Седекии приближалось падение Иерусалима, великий пророк Иеремия с пламенной верой возвестил пророчество, которое ему открыл Бог. Он сказал: «И возвратятся халдее и повоюют град сей, и возмут его и пожгут его огнем. Яко тако ренет Господь: не прельщайте душ своих, глаголюще: отходяще отидут от нас халдее: яко не отидут. И аще побиете всю силу халдеев воюющих на вы, и встанут нецыи язвени, кийждо на месте своем, сии востанут и пожгут град сей огнем» (Иер. 37, 8-10). Смысл этого предсказания великого пророка был достаточно ясным: падение и гибель Иерусалима были предрешены Богом. Всякое сопротивление было обречено на неудачу, поэтому не нужно было бесцельно проливать кровь! Это пророчество Иеремии, пророчество истинное, поскольку оно было по указанию Бога, некоторые военачальники передали царю Седекии. Эти люди обвинили пророка в предательстве национальных интересов и назвали Иеремию человеком, который своим пророчеством расслабляет руце мужей воюющих (Иер. 38, 4), то есть связывает руки воинам и таким образом не дает им с воодушевлением воевать до конца. Во время раскопок в Телль-эд-Дувейре, который отождествляют с древним Лахишем, Джеймс Лесли Старкей нашел в 1935 г. восемнадцать глиняных табличек, которые содержали различные военные донесения. Они были написаны каким-то офицером и предназначались старшему офицеру, находившемуся в Лахише. Археолог Олбрайт заметил, что в одном из этих сообщений (номер 6) офицер жалуется, что придворные высокие военные чины отдают приказы, которые «расслабляют руки» (то есть связывают руки) народа. Военный, написавший это «письмо из Лахиша», употребил выражение «расслабляют руки», чтобы описать действия придворных высокопоставленных военных чинов, тогда как военачальники, о которых пишет книга пророка Иеремии (йер. 38, 4), употребляли то же самое выражение, когда характеризовали пророчество Иеремии о предстоящем падении Иерусалима. Оказывается, царские офицеры виноваты в том самом, в чем они пытались обвинить богодухновенного пророка! 1 2. В «черепках из Лахиша» (как были названы находки Старкея), датируемых временем Иеремии и составленных очевидцами событий, упоминаются также многие имена, которые мы встречаем в Священном Писании. Хотя невозможно выяснить, относятся ли эти имена к тем самым личностям, которые имеются в виду в Ветхом Завете, но показательно, что, по крайней мере, три имени из вышеупомянутых черепков представлены в богодухновенном тексте только в книге Иеремии. Это следующие имена: Гамария (Иер. 36, 10; 29, 3), Иезония (Иер. 35, 3) и Нирия (Иер. 36, 4). Встречаются также имена Матфании и Иеремии, но они относятся к другой эпохе, не к эпохе пророка Иеремии. Имя Иеремия в черепках не обязательно относится к пророку. Но как бы то ни было, факт остается фактом, приходит к выводу археолог Фри, в руках археологов имеются военные донесения, написанные и отправленные в то время, когда в Иудее жил пророк Иеремия. В этих посланиях содержатся имена, которые упоминает пророк1. Кроме того, Хауперт замечает: не следует удивляться тому, что до последнего времени у нас не было археологических находок, в которых бы непосредственно упоминались события из Священного Писания — таких находок, как «черепки из Ла-хиша». Эти тексты являются существенным «дополнением к книге пророка Иеремии» Ветхого Завета2. 3. Ветхий Завет сообщает, что во времена Иеремии, когда вавилоняне наступали и захватывали один иудейский город за другим (примерно в 589-586 гг. до Р. X.), два города, Лахиш и Азика, продолжали сопротивляться. Их крепости оставались все еще неприступными (Иер. 34, 7). Поразительное доказательство этого факта дают нам опять же «черепки из Лахиша». «Письмо» (или «черепок» номер 4), написанное офицером одного форпоста своему начальнику — командующему крепостью Лахиша Яошу (Ya'osh), гласит: «Пусть Яхве даст услышать моему господину добрые вести (...). Внимание наше обращено к постам сигнальщиков города Лахиша, согласно тем опознавательным знакам, которые дал нам мой господин, так как мы не можем видеть сигналы из Азики»3. Из этого письма становятся ясными три факта: а) что кольцо блокады Иудеи войсками Навуходоносора сжималось все больше и больше; б) что Лахиш и Азика находились в тесном контакте друг с другом (эти два факта в полной мере соответствуют тому, что сказано в Ветхом Завете); в) что Азика пала. 4. После падения Азики Навуходоносор направился к Лахишу. Были две яростные атаки против Лахиша, последняя была особенно ожесточенной. Вавилоняне нападали с отлично организованным войском и специальными поджигательными приспособлениями. Так, огромное огненное кольцо сжималось день за днем вокруг стен Лахиша, пока гигантский пламень, который охватил город, не заставил камни трескаться, и стены обрушились! Среди пожарища и развалин Лахиша и были найдены так называемые «черепки из Лахиша». Эти тексты, написанные во время невыносимого натиска вавилонян, свидетельствуют об огромном напряжении, которое испытывали осажденные. Кроме того, «черепки» свидетельствуют о том, что срочные донесения и приказы давались и передавались световыми сигналами. Подтверждают они и то, что была послана военная миссия1 в Египет, как сообщает Ветхий Завет (Иер. 26, 20-23), свидетельствуют и об инспекции стражи и общей активизации военной деятельности. Все говорит о нервном напряжении, волнении и страхе, которые преобладали в те дни до захвата и падения Иерусалима. Вавилоняне осаждали Иерусалим восемнадцать месяцев. Осажденные выдержали так долго потому, что ждали помощи из Египта. В конце концов войско фараона выступило, но повернуло в другую сторону! Оно направилось в Финикию, чтобы напасть на финикийские гавани! Это предсказал пророк Иеремия (Иер. 37, 5, 7), но антивавилонская партия обвинила его, как мы писали, в измене и предательстве национальных интересов. Под этим жестоким давлением настал конец Иерусалима. Город пал, Седекия был схвачен, его сыновья были зарезаны на его глазах, ему самому выкололи глаза. Иерусалим был предан грабежу, а затем огню, часть населения была изгнана (4 Цар. 25, 4). До недавнего времени мы располагали лишь минимальными археологическими данными об этих событиях. Но в результате раскопок, предпринятых доктором Кэтлин Кеньон, была получена важная информация. Осадные машины и тараны сделали свое дело так, как это описывает Ветхий Завет. Таков итог раскопок Кеньон2. Царство Иуды пало. Ханаан был захвачен вавилонянами. Большинство иудеев было отведено в плен, но небольшие группы смогли спастись бегством в Египет. Среди них был и пророк Иеремия (4 Цар. 25, 26. Иер. 43). Так полностью исполнилось пророчество богодухновенного Иеремии, сказавшего: «Се, Аз завещаю, рече Господь, и возвращу я в землю сию, и повоюют на ню и возмут ю, и пожгут ю огнем и грады Иудины: и дам я в непроходны от живущих» (Иер. 34, 22). В самом деле, вавилоняне разрушали и опустошали Иудею не переставая. Археология, устами знаменитого американского ученого Олбрайта, свидетельствует: результаты археологических раскопок достаточно убедительны и доказывают, что многие города были разрушены в начале VI в. до Р. X. и больше не заселялись; другие были разрушены тогда же, но позднее снова отчасти возродились; третьи были разрушены после долгого периода запустения. Не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь иудейский город был населен непрерывно в течение всего периода плена»1. Прошло около 1500 лет с того времени, как Авраам по повелению Божию покинул свою родину — Ур Халдейский, и поселился в Ханаане. Теперь, 1500 лет спустя, потомки Авраама возвращались в Ур, но не свободными, а пленниками халдеев!.. Занавес истории опустился над разрушенным Ханааном. Богоизбранный народ был призван пройти «великую школу» вавилонского плена. Там он получит множество полезных уроков. Ниневия, город великий
В августе 612 г. до Р. X. объединенные силы трех союзников — индийцев, вавилонян и скифов захватили Ниневию. Так был наказан еще один враг народа Божия. Через несколько лет Ниневия сошла со сцены истории. Местоположение города не могли точно определить вплоть до 1847 г. В тот год благодаря раскопкам, проведенным А.Х. Лейярдом, оно было установлено. За экспедицией Лейярда последовали экспедиции Британского и Французского музеев под руководством Л. Кинга, Р. Томпсона, М.Е.Л. Маллоуана и других. Ниневия упоминается в книгах трех ветхозаветных пророков: Ионы, Наума и Исайи. Согласно выводам археологов, Ниневия находилась на восточном берегу Тигра, в северо-западной части равнины площадью 46x28 км, которую образуют Тигр и его приток. Город был построен еще до Авраама, но стал столицей Ассирийской империи при Сеннахириме (705-681 гг. до Р. X.). Именно он возвел великую стену Ниневии, периметр которой составлял примерно 15 км, а высота — 12-13, 5 м, и большой городской водопровод протяженностью около 56 километров. То, что стены Ниневии имели периметр около 15 км, заставляет рационалистов оспаривать достоверность книги Ионы, в которой говорится, что Ниневия была городом великим и что, если кто-нибудь захотел бы пройти ее из конца в конец, потребовалось бы три дня (Иона. 3, 3). Но, как пишет профессор Говард Ф. Вос, вопрос сам собой разрешится, если принять во внимание следующее: руины города простираются от современного Хорсабада, находящегося на 22 км севернее собственно Ниневии, до Нимруда (в Ветхом Завете это город Халах), который находится на 28 км юго-восточнее Ниневии. Вся эта прилегающая территория должна рассматриваться как часть метрополии (т. е. собственно Ниневии). Итак, говорит Вос, если мы измерим расстояние от одного края до другого, получим приблизительно 56 км. Значит, если кто-нибудь обойдет кругом всю эту территорию, ему понадобится совершить путешествие свыше 111 км, или три дня пути, если условиться, что за день он будет проходить 37 км. Более того, согласно утверждению того же профессора, Ниневия вполне могла иметь население в шестьсот тысяч человек, а значит, чтобы обеспечить жильем столько людей, понадобилась бы куда большая территория чем та, которую окружали стены1. В связи с этим отметим, что греческий историк Диодор Сицилийский (Историческая библиотека. II, 3) определял окружность города в 480 стадий, то есть около 100 км2. В настоящее время Ниневия состоит из двух холмов: Куюнджик и Неби Юнус (то есть «пророк Иона»), и вся территория столь обширна, что, по всей вероятности, невозможно раскопать ее целиком. Самые значительные раскопки на холме Куюнджик проводились Лейярдом, который нашел дворец Сеннахирима. Это огромное сооружение имело 71 помещение (залы, комнаты, коридоры), большую часть которых покрывают рельефы и надписи. По приблизительным подсчетам, дворец имел в длину примерно 3 706 м2. Известно, что Сеннахирим вторгся в Иудею во времена царя Езе-кии, взял много городов, вверг страну в нужду и неописуемый ужас, пока ангел смерти не поразил его войска, когда он вознамерился овладеть Иерусалимом (о чем мы уже говорили в предыдущей главе). Описание событий этого великого похода было найдено в надписях на рельефах огромного дворца Сеннахирима. Исключительную важность представляют глиняные таблички, огромное количество которых найдено в развалинах дворца. Возможно, это кажется невероятным, но это правда. Археология помогла узнать, каков был внешний вид Сеннахирима. По барельефам, найденным во дворце, удалось сделать заключение, что Сеннахирим был крепким человеком с большим носом, аккуратно подстриженными волосами и длинной бородой. Жители северного Ирака и сейчас выглядят примерно так же1. Ветхий Завет в книге пророка Исайи рассказывает о конце царствования Сеннахирима. После смерти 185 тысяч ассирийцев, которых убил ангел Господень у стен Иерусалима (4 Цар. 19, 35), Сеннахирим прекратил осаду этого города, вернулся в Ниневию и остановился там. Но, когда он молился в храме бога Насараха (Нисроха), покровителя его отцовского дома, двое его сыновей, Адрамелех и Сарасар (Шарецер), убили его, а сами скрылись в Армении. Трон унаследовал его третий сын, Асардан (Ис. 37, 38). Священное Писание говорит об этом кратко, объективно и беспристрастно. Клинописные таблички рассказывают об убийстве Сеннахирима также в общих чертах. Кэмпбел Томпсон нашел на холме Куюнджик (в Ниневии) «призму» Асардана, на которой есть надпись: «После того, как мои братья потеряли рассудок и совершили то, что было грехом перед богами и людьми» и т. д... Сообщение о событии дается очень сжато2. Кроме того, Асардан (или Асархаддон) пишет о тех неспокойных днях в Ниневии: «Коварная мысль руководила моими братьями (...). Они восстали. И, чтобы воспользоваться царской властью, убили Сенаххериба (Сеннахирима). Как лев, от ярости вознегодовала моя душа (...). Те, узурпаторы трона (...), скрылись в неизвестной стране». Я же пошел и «благополучно достиг Ниневии. Радостный, я воссел на престол отца моего (...). Я — Асархаддон (то есть Асардан), царь вселенной, царь Ассирии (...) сын Сеннахирима»3. Развалины Ниневии полностью подтверждают тот факт, что после стремительного штурма она была уничтожена пожаром, об этом событии повествует и пророк Наум: «Где есть виталище львов и пажить сущая лъвичищем; камо иде лев, еже влезти тамо львичищу, и не бяше уст-рашающаго. Лев восхити довольная львичищем своим, и удави львицам своим, и наполни ловитвы гнездо свое и виталище свое похищения? » (Наум 2, 11-12). В самом деле в Ниневии были собраны сказочные богатства. Главной темой надписей, найденных в ее развалинах, было количество золота, серебра и меди, которые привозили в Ниневию покоренные ею города. Се, Аз на тя, глаголет Господь Вседержитель, и пожгу дымом множество твое, и львы твоя пояст оружие, и потреблю от земли ловитву твою, и не услышатся ктому дела твоя (Наум. 2, 13). Действительно, Бог Вседержитель был главным разрушителем Ниневии, великого города!.. Военная техника ее сгорела, превратилась в дым и пепел! И все, что связано с этим многошумным городом, было покрыто гробовым молчанием! Тот же пророк Наум предсказал конец Ниневии, конец кровавой вековой тирании в следующих словах: «О, граде кровей (Ниневия была знаменита своей жестокостью и своими убийствами), весь лживый, поли неправды; не осяжется ловитва... и конника едуща, и блистающа меча и блистающих оружий, и множества язвенных и тяжкаго падения, и не бяша конца языком ея; и изнемогут в телесех своих от множества блу-жения» (Наум 3, 1, 3). Это и произошло. В 612 г. до Р. X. союзники-ми-дийцы, вавилоняне и скифы после ужасного боя захватили Ниневию. Пророк Софония предсказал: «И прострет руку свою на север (Ассирия находилась к северу от Израиля) и погубит ассирианина, и положит Ниневию во исчезновение безводно, яко пустыню» и т. д. (Соф. 2, 13 и далее). От Ниневии, которая в течение многих веков топила в крови и слезах древний мир, осталась теперь только груда золы и пепла!.. Клинописная «Вавилонская хроника», которую издал ассириолог С. И. Гэдд, сообщает о победах Набопалассара, основателя Нововавилонского царства, и утверждает следующее: решающую роль в захвате Ниневии сыграли союзники-мидийцы, которые «учинили великую резню князей... Они награбили огромное количество добра из города и храма и превратили город в земляной холм и руины...»1 Другое значительное и поразительное открытие, которое было сделано во время раскопок холма Куюнджик (в древней Ниневии), — это дворец Ашшурбанипала (правил в 668-626 гг. до Р. X.) и его богатая царская библиотека, которую составляют более 22 тысяч клинописных глиняных табличек. Эти письменные памятники находятся сейчас в Британском музее2. Имя Ашшурбанипала, которого древние греки называли Сарданапалом3, не упоминается в Священном Писании. Многие отождествляют его с великим и преславным Ассенафаром, о котором говорит Ездра (1 Езд. 4, 10)4, другие же отождествляют его с Асарданом (или Асархаддоном), сыном Сеннахирима5. Но, несмотря на то чтоАшшурбанипал не упоминается в Священном Писании, во всяком случае, он имеет косвенное отношение к Библии, поскольку среди длинного ряда кровавых тиранов это единственный ассириец, оказавший миру бесценную услугу. Он приказал переписать великие произведения аккадской литературы, в которую входит и вавилонский эпос о сотворении мира; он распорядился составить словари и грамматики разных языков, на которых говорили в его огромной империи. Библиотека, которую он устроил в Ниневии, несомненно, была самой большой и самой значительной на Древнем Востоке. Без ее ценного собрания человечество лишилось бы очень многих знаний о мудрости и поэзии древних эпох стран «Плодородного Полумесяца»1. Благодаря библиотеке Ашшурба-нипала, мы познакомились не только с эпосом о Гильгамеше2. «Книги» Ашшурбанипала, то есть глиняные таблички из его собрания, раскрыли нам глубоко сокрытые тайны книги истории мира. И мы можем листать эту «книгу» и изучать страницу за страницей! Так «оказалось, что правители, города, войны и события, о которых раньше люди знали только из Ветхого Завета, действительно имели место в истории»3. Все эти важные открытия дают нам информацию о странах, городах и народах Месопотамии, которые упоминаются в богодухновенных текстах Ветхого Завета. Если бы не было этих сведений Священного Писания, никто бы не стал проводить археологические раскопки на этой территории. Возможно, не было бы положено и начало этим раскопкам! Поэтому, как уже говорилось выше, имя Ашшурбанипала, пусть оно и не упоминается в Священном Писании, тем не менее связано с богодух-новенным текстом. На другом холме Ниневии, Неби Юнус (то есть «пророк Иона»; это место так называется потому, что, по преданию, там находится могила пророка Ионы), был найден дворец Асардана (правил в 681-668 гг. до Р. X.), или Асархаддона. Но, так как на этом холме построен современный город, раскопки здесь не могут быть полномасштабными. Вместе с тем необходимы раскопки на всем пространстве развалин древней Ниневии, чтобы установить детали тех драматических событий, которые происходили когда-то на этой территории. Во всяком случае, то, что до сего дня извлечено на свет, устраняет всякие сомнения относительно историчности и точности Ветхого Завета.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы