Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Строительство стен Иерусалима
Восьмую главу своей книги Ездра начинает рассказом о событиях, относящихся к 458 г. до Р. X. Он повествует о том, что на седьмом году (то есть в 458 г. до Р. X.) царствования Артаксеркса он отправился из Вавилона в Иерусалим со значительным количеством иудеев (1 Езд. 7, 6-8; 8, 1-20). В Ветхом Завете не упоминается именно 458 г. до Р. X., просто сообщается, что то был седьмой год царствования Арфасасфа, то есть Артаксеркса. Но какого Артаксеркса, I или II? Если это — Артаксеркс I, то был, действительно, 458 г. до Р. X., но если это был Артаксеркс II, то выходит, что речь идет о 398/397 гг. до Р. X. Конечно, если основываться на данных Священного Писания, то создается впечатление, будто Ездра пришел в Палестину раньше Неемии. К сожалению, археология чрезвычайно мало помогает в этом вопросе в отличие от того, что касается Неемии: мы обладаем достоверным материалом, подтверждающим тот факт, что Неемия пришел в Палестину в 445/444 гг. до Р. X. Однако большинство склоняется к той точке зрения, что седьмой год правления Арфасасфа — это седьмой год царствования Артаксеркса I, то есть 458 г. до Р. X.1 Когда Ездра пришел в Иерусалим, он передал вывезенные из Вавилона сокровища в храм и принес в жертву всесожжения, кроме прочих жертв, двенадцать тельцов за грехи всего народа Израиля (Езд. 8, 32, 33, 35). Подобный факт свидетельствует о том, что в то время существовало двенадцать колен и, следовательно, десять колен не исчезли, как утверждают некоторые. Это же подтверждают и археологические находки. Они показывают, что значительная часть народа не была уведена в плен. Саргон II сообщает, что он изгнал 27 290 жителей из Самарии. Это число составляет всего лишь незначительный процент населения северного царства, следовательно, никогда не были изгнаны все колена с тем, чтобы они могли исчезнуть2 [1]. При чтении книги Неемии мы опять-таки сталкиваемся с проблемой хронологии. Повествование о деятельности этого пророка, если следовать Священному Писанию, начинается с двадцахого года царствования Артаксеркса (Неем. 1, 1; 2, 1), однако не поясняется, имеется в виду Артаксеркс I или II. Вопрос окончательно разрешился с находкой «Элефантинских папирусов», о которых упоминалось в предыдущей главе. Арамейские тексты этих папирусов (которые были написаны после Неемии, примерно в 408/407 г. до Р. X.) подтвердили, что этот Артаксеркс, вне всякого сомнения, — Артаксеркс I, как явствует из предыдущей главы, где идет речь об этих важных археологических находках. Следовательно, к концу (446) 445/444 гг. до Р. X. Неемия узнал от своего брата Анании (евр. — Ханани) и от некоторых других иудеев, пришедших из Иерусалима, о тамошнем плачевном положении. Среди прочего, они говорили и о том, что враги-соседи легко могут напасть на город, потому что стена Иерусалима разрушена. Из-за столь трагичных вестей Неемия заплакал, был в великой печали несколько дней и молился Господу (Неем. 1, 1-4). Артаксеркс I разрешил Неемии соорудить стены и дал рекомендательное письмо к персидским властям, с которыми Неемия должен был встретиться по ту сторону Евфрата. В этом путешествии на расстояние примерно двух тысяч километров Неемию сопровождали военачальники и всадники (Неем. 2, 7-9), предоставленные в его распоряжение, очевидно, Артаксерксом, поскольку не указано, что Неемия сам попросил для себя этот конвой. Описание этого далекого путешествия (Неем. 2), а равно и описание стен Иерусалима (Неем. 2-3) словно бы оживают перед нашим взором благодаря археологическим находкам. Археология в значительной мере проясняет суть событий, связанных с постройкой иерусалимских стен Неемией. Современный исследователь пишет: «Топографические тексты Неемии представляют огромную ценность, даже намного большую, чем любая цитата из Иосифа Флавия, не только потому, что нам дается описание очевидца, которое повторяется трижды (Неем. 2, 11-15; 3; 12, 31-39), описание гораздо более подробное, чем у Иосифа, а, главным образом, потому, что во всех трех случаях речь идет об одном и том же городе Ветхого Завета до и после вавилонского плена. Время, когда Неемия пришел в Иерусалим, хронологически отстоит весьма далеко от времени, когда происходила грандиозная деятельность Ирода по выравниванию и расширению территории священного участка (храмовой земли)»1. Раскопки, проведенные доктором археологии К. Кеньон, позволили лучше уяснить стоящие перед археологической наукой вопросы, с которыми мы до сих пор сталкиваемся. При исследовании узкого выступа на восточном склоне к югу от храма было установлено, что эта область оставалась заселенной до периода плена. В результате нападения Навуходоносора исчезли каменные стены построек и домов, склоны холма покрылись огромным коли-чеством вывороченных камней1. Это открытие явилось подтверждением тому, что написал Неемия, увидев стены: «И приидох ко вратом Источника и ко купели Цареве; и не бысть места скоту, на немже седях, да пройдет» (Неем. 2, 14). Такая картина открылась из-за покрывавших то место руин. Почти не подлежит сомнению, что стены, которые увидел Неемия, были именно в этой части холма2, а указанный здесь царский водоем следует отождествить либо с источником Силоама, либо с близлежащим Биркет-эль-Хамра.Кеньон посчастливилось откопать часть стены Неемии3, которая в качестве стены Иерусалима существовала на том же самом месте вплоть до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X. Титом, хотя за время своего существования некоторые ее участки ремонтировались и укреплялись. «Исходя из результатов этих важных раскопок, некоторые известные труды по исследованию Иерусалима должны быть исправлены, особенно в тех местах, где речь идет о стенах Неемии», — пишет профессор археологии Томпсон4. Возведение стен Иерусалима было завершено в поразительно короткое время. В Священном Писании говорится: И совершися стена в два-десять пятый месяца Елула (конец августа — начало сентября), в пятьдесят и два дни (Неем. 6, 15). Этот краткий промежуток времени, в течение которого была создана стена (строительство началось в конце июля и закончилось где-то в середине сентября), дал кое-кому повод подвергнуть сомнению правдивость священного писателя. Однако вопрос легко разрешим, если принять во внимание два факта: 1) Неемия рассказывает о том, что он видел стены Иерусалима разрушенные, и городские ворота, сожженные огнем (Неем. 2, 13). Следовательно, стены не были разрушены до основания, часть из них осталась стоять. Кроме того, не нужно было привозить строительные материалы, а именно это заняло бы много времени: строительный материал был под рукой в количестве, достаточном для ремонта. Помимо этого, все, кто там работал, приложили старание и трудились самоотверженно. 2) Работали быстро, поскольку, как свидетельствует священный текст, это предприятие вызвало недоброжелательство самарян и других народов, соседствующих с иудеями. Было столько зависти, гнева и страха со стороны этих народов, что иудеи чувствовали себя в опасности. И они единою рукою своею творяху дело, а другою держаху меч. Другие же из тех, кто возводил стену, коемуждо мечъ бысть опоясан при бедре его, и созидаху, и трубяху трубами — подавали сигнал для отражения врага (Неем. 4, 17-18). Кроме того, были предприняты и другие меры, как сообщает священный текст, чтобы работа была слаженной, быстрой и чтобы строителям была обеспечена безопасность. Данные о весьма неблагоприятных условиях, в которых работали мастеровые и строители: спешка, торопливость, — все то, что диктовалось обстоятельствами, подтверждает и археология. Английский ученый Дж. Гарроу Данкан, который при раскопках обнаружил часть стены на небольшом холме к юго-востоку от источника Гион, пишет, что использовались небольшие, неотесанные, бесформенные и неровные камни, некоторые из которых были непривычно малы и кажутся кусками, отколотыми от больших камней, как будто бы (строителям) приходилось использовать любой попавшийся под руку материал. Большие дыры и пустоты заделывались сделанной на скорую руку смесью грязи и мелких камешков1. Примечание 1. Хотя и верно, что десять колен Израильских не были вовсе истреблены (в Священном Писании упоминаются представители некоторых из этих колен в послепленную эпоху), однако утверждение, что большая часть израильтян оставалась жить в Палестине и только незначительный процент был уведен в плен, противоречит Священному Писанию, в котором говорится, что на их место переселены были другие народы (4 Цар. 17, 24).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы