Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Восстановление Иерусалимского храма
В богодухновенной книге Ездры повествуется о том, что иудеи, вернувшиеся из вавилонского плена, поскольку им предстояло возвести храм, замыслили закупить кедровый лес с ливанских гор который финикийцы должны были переправить в Иудею по Средиземному морю в пристань города Иоппии (Яффы) (Езд. 3, 7). Археологические раскопки подтвердили достоверность священного текста следующими находками. Раскопки показали, что кедровое дерево действительно использовалось при сооружении величественных зданий. Еще задолго до постройки Иерусалимского храма правитель Гудея (около 2100 г. до Р. X.) построил в шумерском городе Лагаше языческий храм, используя кедровый лес, доставленный ему с горных массивов Ливана. Мы уже упоминали также о материале, касающемся экспедиции, предпринятой (около 1100 г. до Р. X.) Вен-Амоном (это имя иначе передается как Ун-Амун. — Прим. пер.). Этот человек был отправлен из Египта на территорию Ливана, чтобы доставить в Фивы кедровое дерево для священной ладьи бога Амона. Кроме того, археологические раскопки показали, что и Навуходоносор посетил ливанские горы и так описал свои впечатления: «Там были великолепные кедры, высокие и мощные, удивительной красоты, темные на вид — таковы были мощные, изумительные плоды ливанской горы»1. Сегодня благодаря археологии нам известно — и это особенно любопытно, как отмечает археолог Томпсон, — что в то время в устье небольшой реки Яркон существовал город, который был основан около 1200 г. до Р. X., однако достиг расцвета уже в эпоху персидского владычества. В наши дни этот город называется Телль-Казиле (неподалеку от Тель-Авива). Город был частично раскопан в 1948-1950 гг.2 [1]. Едва начались приготовления к постройке храма, как этому стали решительно противодействовать самаряне, которые составляли основную часть населения страны. Они были потомками народа, который, как сказано в Священном Писании, был переселен из других земель Асараддоном и Ассенафаром (1 Езд. 4, 2, 10). Эти самаряне послали письмо персидскому царю, в котором говорилось, что когда иудеи построят Иерусалим, то прекратят выплату налогов, и в царстве не будет больше мира! (1 Езд. 4, 11-16). Этот текст книги Ездры написан по-арамейски, что дало основание рационалистам отрицать его подлинность. Археологическая наука опять пришла на помощь и помогла найти ответ. Разрешила все вопросы находка «Элефантинских папирусов», которые представляют собой письма, написанные по-арамейски иудеями, жившими на острове Элефантина в Египте в период 500-400 гг. до Р. X.: сходство арамейского языка «Элефантинских папирусов» и книги Ездры указывает на то, что эта часть текста Ветхого Завета без натяжек может быть датирована IV веком до Р. X., если не концом V века до Р. X.3. Археолог Олбрайт подчеркивает, что указы и послания, содержащиеся в 1-й книге Ездры (4; 7 и далее), почти бесспорно являются ори-гинальными текстами, как показали исследования аналогичных текстов, проведенные Эдвардом Мэйером и Х.Х. Шедером в 1930 году1. После этого уже никто не настаивал, что книги Ездры, Неемии и Па-ралипоменон датируются 250 г. до Р. X., так как «Элефантинские папирусы» показали, что наличие в книге Ездры частей, написанных на арамейском языке, еще не дает основание утверждать, что они являются позднейшими вставками. Но пора возобновить прерванный рассказ. Клеветнические письма самарян все-таки возымели действие: персидский царь (по-видимому, Камбиз, сын Кира) запретил иудеям вести какое бы то ни было строительство (1 Езд. 4, 21). Однако на второй год царствования Дария (520 г. до Р. X.), преемника Камбиза, пророки Аггей и Захария побудили народ возобновить постройку храма, заложенного еще шестнадцатью годами ранее (около 536 г. до Р. X.). Так, Аггей, стыдя народ за то, что те более заботятся о домех своих истесаных, возвестил, что пора уже взойти на горы, покрытые лесом, и начать рубить пригодные деревья и строить храм Господу (Агг. 1, 4, 8). В Ветхом Завете сообщается, что израильтяне начали строительство храма под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса, но этому сразу же воспротивился Фанфанай, князь сущий за рекою (1 Езд. 5, 2, 3). Он пришел к месту возведения храма, дабы самому убедиться в том, что происходит. Этот управляющий области известен по тексту, найденному в Вавилоне, который датируется примерно 502 г. до Р. X. Более того, это же имя упоминается в одном тексте, где говорится о «Фанфанае, номархе города Сузы». Этот Фанфанай не идентичен Фанфанаю Ветхого Завета, однако можно сделать вывод, что такое имя было распространено в те времена2. После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал царю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ни чем иным, как городом Ек-батаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. — Прим. пер.) (1 Езд. 5, 7, 13; 6, 1-3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6, 12). После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства из царской казны (1 Езд. 6, 7, 8). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть приблизительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообщений (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочисленные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, поддерживал различные вероисповедания не только в Палестине, но и в Малой Азии и в Египте»1. Сам Дарий был известным персидским царем, и свидетельство о его победе над врагами в Персидском царстве сохранилось в знаменитой пространной надписи, высеченной на Бехистунской скале (западная Персия). Эту надпись с огромным трудом и опасностью для жизни (поскольку она находится очень высоко) скопировали англичанин сэр Генри Ро-улинсон (1835-1845 гг.), «отец ассириологии», и доктор Джордж Камерон, известный ассириолог2. Именно Дарий первым построил канал, соединяющий Средиземное море с Красным3. Это тот самый Дарий, который предпринял поход в Грецию, но потерпел поражение в известной Марафонской битве 490 года до Р. X. Археологи обнаружили сделанные по его приказу постройки в Вавилоне, Сузах и Персеполе. Различные тексты, найденные во время археологических работ, подтвердили, что царь Дарий получал часть огромной противозаконной прибыли ростовщиков, которые жестоко обирали народ. Намеки на это мы видим и в книге Неемии (5, 1-4).
Прежде чем завершить эту главу, необходимо отметить, что после строительства храма в истории иудеев начинается темный и неясный для нас период. Сказывается нехватка знаний о времени Неемии, который руководил строительством стен Иерусалима. Тем не менее мы располагаем определенным археологическим материалом о той эпохе, что в значительной мере многое проясняет, хотя еще нет четкого представления о том, каким именно образом персы управляли Палестиной в те годы.
Поскольку впоследствии нам придется неоднократно упоминать персидских царей, мы перечислим тех, из них, кто царствовал от 500 до 330 г. до Р. X., чтобы, встретив упоминание о них в тексте, представлять, о ком идет речь. О Дарий, царствовавшем до 486 г. до Р. X., мы уже говорили. Его преемник, Ксеркс I (486-465), продолжил созидательную деятельность своего предшественника. В Ветхом Завете он упоминается под именем Ассуира (евр. — Ахашверош) (Езд. 4, 6). Ксеркс провел много успешных военных кампаний в пределах своего царства, однако потерпел поражение от греков в морском сражении при Саламине в 480 г. до Р. X., а на следующий год — в сухопутном сражении возле города Платеи. О Ксерксе известно также из богодухновенной книги Ездры, как мы увидим в следующей главе. Ксерксу наследовал Артаксеркс I (465-424), и именно на годы его правления приходится деятельность Ездры и Неемии. Преемником Артаксеркса I был Дарий II (423-404). Тщательные археологические раскопки в Египте и Месопотамии раскрыли слои, датируемые временем этих двух царей, и предоставили в наше распоряжение достаточно материала об истории иудеев той эпохи. Затем последовали Артаксеркс II (404-358), Артаксеркс III (358-338), Арсис, или Нарсис (338-336), и Дарий III (336-331), который был побежден Александром Великим, с завоеваниями которого в 331 г. до Р. X. прекратилось существование персидского государства. Примечание 1. Автор говорит о существовании города в эпоху персидского владычества близ нынешнего Тель-Авива, то есть неподалеку от Средиземного моря и древней Яффы (Иоппии), по-видимому, для того, чтобы указать на населенность в то время этой приморской территории и на существование тогда портов, куда могли заходить корабли с кедром. Таким образом, то, что сказано в книге Ездры (1 Езд. 3, 7) об использовании с этой целью порта Яффы, находит свое подтверждение.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы