Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии.



Платон и Аристотель, обобщая все лучшие традиции, они создают стройные философские системы.

Платон (427 – 348 до н.э.) Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Учение о бытии Платона: бытие - множественно, но основа бытия – идея. Идеи (высшая из них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего приходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон разделяет мир на две части:

1. Феноменальный мир (мир вещей, несовершенный, приходящий);

2. Мир идей (совершенный). Мир сотворен божественным Димиурком. Платон разработал свою теорию познания – теория припоминания (анамнесис): душа припоминает то, что видела в мире идей, до соединения с телом. Душа состоит из трёх частей:

1. разумная – мудрость;

2. пылкая (волевая) – мужество;

3. вожделеющая (чувственная) – умеренность.

По Платону государство должно быть тоталитарным. Чел-к существует для гос-ва. Власть гос-ва над чел-ком всеобъемлюща. Для каждого сословия должна быть своя система обра

зования. Он выделял три сословия:

- философы (носители мудрости) – управляющие.

- стражи (воины и чиновники) – защищающие гос-во от внешних и внутренних врагов.

- работники (крестьяне и ремесленники).

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – самый универсальный мыслитель античности.он критикует Платона и ставит вопрос о том, что фил. Нужно отл. От др.наук.

Основные положения о 4 началах

1.сущ.формальная причина и закл в самой вещи, без нее вещей нет

2.материальная-то из чего вещи состоят

3.движущая-она опр. Активность идей и форм

4.целевая-направл. Движение к конкр.цели

Абсолютный мир-наивысшая ничем не обоснованная ступень бытия6: он явл.двигателем, всеобщей целью, формой всех форм.заслуга в том, что он систематизировал те знания, к-ые были до него и начал отделять логику, физику и психологию от филисофии.

8.. Понятие, основные особенности и этапы развития средневековой философии. Гражданскую историю делят на Древнюю историю, Средневековье, Новую и Новейшую истории. Если рассматривать средневековую философию, то ее надо сопоставить с древнегреческой философией. Способ мышления, философствования в Средние века был своеобразен, он самым тесным образом был связан с религией, которая была основана на принципах монотеизма и богооткровения. Здесь прослеживается фундаментальная зависимость философии от религии, но философия не совсем растворилась в религии, она не пропала, изменился способ философствования. Религия выполняла регулятивную функцию для философии. История средневековой философии начинается тогда, когда философия сознательно поставила себя на службу религии. Заканчивается средневековая философия тогда, когда союз между религией и философией почти распался. Первые попытки использовать для нужд философии религию исходили от Филона. Номеналистическо-сенсуалистическая школа Уильяма Оккама окончательно утвердила теорию двух истин. Начало средневековой философии – 1 –2 вв. н.э. Конец – 14 – 15 вв. Сейчас многие исследователи говорят, что средневековая фи лософия – имеет реакционный характер, она является откатом назад, зигзагом в развитии, что в то время не было прогресса. Сама религия в то время стала более терпимо относиться к философии. Выделяют свойства средневековой философии: 1.Ретроспективность и традиционализм – обращенность в прошлое: «Чем древнее, тем подленнее, чем подленнее, тем истеннее». 2.Творческий (иконографический) метод – художник и икона. Главной задачей философа было передать образ, истину другим такой, какая она была в первоисточнике. Философ должен максимально исключить своё «я». 3.Проблема псевдоавторства – философы скрывали свои подлинные имена и творили под именами древних философов. Они производили этиологический и концептуальный анализ текста.

4. Дедактизм – учительство, назидательность. Все философы были либо проповедниками, либо преподавателями, поэтому все произведения были в форме проповедей. Очень часто философию Средневековья называют схоластикой (диалог учителя и ученика).

Второй период средневековой философии — схоластика (от греч. scholasticos - школьный) начинается в IX в. Ее изучали сначала только в монастырских школах, позднее — в университетах. Это философия в традиционном (античном) смысле слова, так как и ее проблематика, и ее методы формировались теологией. В этом она не отличается от патристики. Однако схоластикой было сформулировано множество мыслей, не согласующихся с догмами христианства. Патристика отрицательно относилась к Аристотелю, а поздняя схоластика преклонялась перед ним как философом. Патристика создала христианскую догматику - задачей схоластики было упорядочить ее, сделать понятной для рядового гражданина. Суть схоластического метода заключается не в нахождении истины, которая дана в откровении, а в обосновании ее с помощью разума, в придании ей систематической формы, в опровержении критики христианских догматов. Северин Боэций. Влияние Боэция на средневековую философию обусловлено тем, что он перевел «Органон» Аристотеля, а также создал ряд руководств по греческой философии, в которых развил аристотелевскую систему категорий (10 категорий). Понятия и латинская терминология Боэция были усвоены не только схоластами, но и европейским рационализмом Нового времени. Именно через Боэция в средневековую философию вошла проблема универсалий, в решении которой он стоял на позициях умеренного реализма. Родоначальниками схоластической философии считаются Эриугена и Ансельм Кентерберийский. Иоанн Скот Эриугена, Разум, по его мнению, имеет приоритет перед религиозной верой. Средневековое богословие Эриугена воспринимал как курьез. В своем пантеистическом мировоззрении он слил Бога и мир в единое «сущее». Эриугена, один из самых радикальных представителей реализма, в работе «О божественном предопределении» доказывал, что человека не ждет ни рай, ни ад. Главная награда ему от Бога — свобода выбора. Ансельм Кентерберийский-архиепископ Кентерберийский с 1093 г. Он известен разработкой онтологического доказательства бытия Бога. Бог как всесовершенное существо не может не обладать свойством существования. Значит, он существует. Логическую несостоятельность этого аргумента показал И. Кант, наглядно продемонстрировав различие между субъективным (в уме) и объективным (вне ума) существованием. В своем доказательстве Ансельм исходит из убеждения, что идеи более реальны, чем вещи, т. е. отстаивает крайний реализм. Пьер Абеляр придерживался средней позиции — так называемого концептуализма. Универсалии — это не слова и не действительно существующие вещи, а понятия, обозначающие общее в вещах, пребывающие лишь в уме. Значения слов не совпадают с ними как набором звуков. В противоположность Ансельму, который требовал, чтобы разум опирался на «истины веры» («верую, чтобы понимать»), Абеляр считает разум предварительным условием веры («понимаю, чтобы верить»). Прежде чем что-либо проповедовать, необходимо понять это собственным разумом независимо от мнений авторитетов (апостолов и отцов церкви), тем более что они часто противоречат друг другу. Особо значительный вклад Абеляр внес в развитие логики и теории познания. Благодаря его исследованиям самые современные проблемы универсалий оказываются ненамного более плодотворными и глубокими. Самым выдающимся систематизатором схоластической философии был Фома Аквинский Центральное место в его учении занимает концепция гармонии веры и разума. Согласно теории двойственной истины вполне допустимы и нормальны противоречия между наукой и религией, так как наука занимается естественными вещами, а религия — сверхъестественными. То, что истинно в пределах науки, может быть ложным в пределах религии и наоборот. Обе они могут мирно сосуществовать, не вмешиваясь в дела друг друга. В Средние века эта теория обеспечивала относительную автономию и безопасность научного исследования. Аквинат нашел наиболее эффективный способ ее нейтрализации, а следовательно, и наступления науки. Его концепция гармонии веры и разума, теологии и философии, на первый взгляд, не принижает, а повышает достоинство науки. Истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и откровения, и разума. В 1879 г. папа Лев XIII в энциклике «Отцу вечному» провозгласил томизм единственно истинной философией. Неотомисты приспосабливают к религии наиболее «удобные» (чаще всего самые сложные) разделы современного естествознания. Аквинат выдвинул пять доказательств бытия Бога, которые он пытался основать на разуме. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского он отбрасывает, поскольку утверждение «Бог существует» не является очевидным для разума. Все доказательства построены по схеме «от следствия к причине». В них смешиваются понятия конкретной причинной цепи и абсолютной первопричины. 2-й Ватиканский собор положил конец эре томизма как единственной философии католицизма. Последним великим схоластом был английский философ Уильям Оккам. Многие проблемы — смысл жизни, назначение человека и его судьба — средневековые философы считали сферой откровения и теологии, но отнюдь не философии.

9. Арабская философия эпохи средневековья (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

 

Арабская философия начинает развиваться одновременно с ранней схоластикой 9 – 10 вв. Первоначально в арабской философии большую роль играли идеи Платона, а затем Аристотеля. Особенность была в том, что идеи Платона переплетались с идеями Аристотеля. Основной смысл арабской философии: защитить ислам. У истоков арабской философии стояли – Алькинди (800 – 870 гг.), Аль – Фараби (870 – 950 гг.) – взял четкое разделение на науки.

Трактаты секты «Братья чистоты и искренности» (50 сочинений на различные темы) хотели соединить ислам и греческую философию. Здесь прослеживается главная неоплатоновская идея: мир исходит от Бога и возвращается к нему.

Ибн–Сина (980 – 1037 гг.) родился в Туркестане. Его главный труды – «Книга исцелений», «Канон медицины», который принес Ибн-Сине известность. Философия Ибн-Сины была немного подальше от теоцентризма: «Мир – произведение божьего разума, но Бог создал мир не по своей воле». «Мир сотворен из материи. Материя – вечна, материальный мир существует во времени. Бог – неподвижный двигатель мира. Мир не создан однажды и непосредственно Богом, а возникает постепенно (теория эманации). Проблема универсалии: есть номиналистическая позиция – дом, чел-к – лишь имена, их нет в реальности; позиция реалистов – это не просто имена, эти вещи существуют. Точка зрения Ибн-Сины заключается в том, что об общих понятиях можно судить трояко:

1.Общие понятия существуют до единичных вещей.

2.Общие понятия существуют и в реальных вещах как их воплощенная сущность.

3.Общие понятия существуют и после вещей – в головах людей как образованные ими понятия.

Философия Ибн-Сины – рационализм с материалистическими тенденциями, т.к. он занимался естественными науками. Если Ибн-Сина – король философии на арабском востоке, то на западе – Ибн-Рушд.

Ибн-Рушд – юрист, врач, математик, философ. Он является автором комментариев к Аристотелю. Его взгляды: Материальный мир – вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог есть, и он – вечен, как природа. Бог не сотворил мир из ничего. Форма не приходит к материи извне, она уже содержится в материи в процессе кристаллизации. Ибн-Рушд отрицает бессмертие человеческой души. Душа умирает вместе с телом. Он выделяет два вида разума:

-пассивный – связан с индивидуальной душой.

- активный – всеобщий интеллект всего человечества. Единичные души участвуют в этом интеллекте, который окружает Землю. Этот интеллект является бытием. Безнравственна идея о бессмертии человеческой души, т.к. чел-к не должен делать добрые поступки только из-за боязни гореть в аду. Ибн-Рушд – основоположник теории двойственной истины: философия и религия не должны пересекаться, у философии – своя истина, у религии – своя. Ничего страшного в этом нет. Нужно было освободить философию из под влияния религии.

10. Социально-экономическое содержание и основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях.

Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения:

1.Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.

2.Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их! » - Ф. Энгельс.

3.Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.

4.Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.

11. планшет.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь