Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
Позитивизм — философское течение, основанное в 30-х годах ХЕХ века французским философом Огюстом Контом. Возникнув во Франции, позитивизм получает распространение в других странах и становится международным философским течением. В процессе становления и развития позитивистская философия меняла свои формы. В истории философии обычно выделяют «первый позитивизм», эмпириокритицизм или махизм, неопозитивизм, представленный школами «логического позитивизма», «логического эмпиризма» и др. Позитивисты выражали стремление к построению системы «положительного» знания — знания бесспорного и точного, опирающегося только на «эмпирические факты». Они претендовали на создание «новой», «неметафизической» философии. Согласно «первому позитивизму», роль «новой философии» сводится к выявлению и раскрытию связи между отдельными науками, в создании их системы, в обобщении результатов специальных наук. Появление позитивной философии, по Конту, не является случайным, оно вытекает из закономерного, поступательного развития человеческого мышления. Конт выделяет в истории три стадии, соответствующие определенному типу мышления, — теологическую, метафизическую и позитивную. Развитие этих стадий он называет «законом трех стадий». Закон трех стадий распространяется Контом не только на человеческое мышление в целом, но и на развитие мышления отдельной личности. На первой, теологической, или вымышленной, фиктивной стадии, человек объясняет все явления и процессы сверхъестественными силами — богами, духами, героями и т.д. Вторая, метафизическая, или абстрактная стадия есть видоизменение стадии теологической и является промежуточной между первой и третьей. Характерная черта метафизического мышления заключается в том, что основа всех явлений им усматривается либо в идеях, либо в форме, либо в абсолютном духе, либо в материи. Позитивная стадия констатирует окончательный этап формирования человеческого мышления. Зарождение этой стадии Конт связывает с огромным подъемом человеческого разума. Позитивная философия опирается на «положительное» знание — знание точное, практически полезное, конструктивное. В основании позитивного метода, по Конту, находится «закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Теоретическое знание необходимо, связано с решением практических задач повседневной жизни. Конт ограничивает предмет науки областью явлений, феноменов. Возможность познания сущности явлений является нереальной. Любая научная теория имеет не объясняющий, а описательный характер, описывает феномены, а не сущности. Отказ от познания сущности ведет к отказу от выявления причинно-следственных связей. Позитивная наука должна быть направлена на изучение не причин, а условий, в которых происходит то или иное явление. Вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм или махизм. Возникновение философии эмпириокритицизма (махизма) относится к последней трети Х1Х века и связано с именами швейцарского философа Р. Авенариуса и австрийского физика и философа Э. Маха. Эмпириокритицизм был реакцией на кризисные явления в естествознании, связанные с новыми открытиями в области физики (открытие электрона, радиоактивности и др.), которые показали, что материя не сводится к веществу, не обладает непроницаемостью, постоянством массы и другими «неизменными» свойствами. Это привело к отказу от признания существования материи. Факт относительности научного знания эмпириокритицизм интерпретировал как неспособность науки к адекватному, полному отражению и осмыслению картины реального мира. На этом основании был сделан вывод: наука доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, она есть сумма гипотез, которые должны быть заменены непосредственным наблюдением. Задача философии — создание теории научного познания. Основным принципом познания по махизму является «экономия мышления» (Мах), или «наименьшая трата сил» (Авенариус), согласно которому опыт должен быть очищен от наиболее общих понятий — материи, субстанции, необходимости, причинности и т.д. В понятии опыта эмпириокритицизм пытается снять противоположность сознания и материи, психического и физического и стать выше материализма и идеализма. Неопозитивизм. В 20-е годы ХХ-го века эмпириокритицизм сменяется неопозитивизмом. Идеи неопозитивизма сформировались в различных странах: Австрии, Германии, Англии, Польше, США. Для неопозитивизма характерно присущее «первому» и «второму» позитивизму но выраженное в более резкой форме, размежевание науки и философии. Единственно возможным знанием сторонники неопозитивистской философии считают специально-научное знание. Философские проблемы бессмысленны, т.к. они формулируются при помощи «псевдопонятий». Неопозитивизм объявляет такими «псевдопонятиями» наиболее общие категории (материю, субстанцию и т.д.), ибо они не поддаются проверке, верификации. В середине ХХ-го века в научный лексикон вместо термина «неопозитивизм» был введен термин «аналитическая философия». Аналитическая философия — широкое и разнородное философское течение, которое усматривает задачу философии в анализе языка, с целью прояснения традиционно философской проблематики. К этому течению принадлежат лингвистическая философия, логический эмпи-ризм, постпозитивизм и др. Философия неопозитивизма своим возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889 — 1951) и Б. Расселу. В 20-е годы ХХ века, в связи с исследованиями в области математической логики, Рассела начинает интересовать разработка аналитического метода для решения философских проблем. Рассел пришел к выводу, что наличие в философии множества нерешенных проблем, проистекает в результате неточного использования философского языка. Предметом философии должен стать логический анализ наук., использующий логически совершенный язык. Рассел разрабатывал также концепцию «нейтрального монизма». Согласно этой концепции первоосновой всего сущего является «нейтральный материал», в котором отсутствуют грани, существующие между материальным и духовным, физическим и психическим. «Физическое» и «психическое» тождественны друг другу и выражают одно и то же событие. В поздних работах Рассел пришел к выводу, что метод верификации оказывается бессильным, когда речь идет о предложениях, выражающих прошлые события, и о предложениях, в которых находят выражение события будущего времени. Для того, чтобы выйти из данного затруднения, следует признать, что не всякое предложение поддается верификации, а также ввести в верификацию понятие «веры». Истина основана на вере и на «здравом смысле». 27.Зигмунд Фрейд наряду с занятиями наукой практиковал как врач-психиатр. Он сталкивался с трудностями в лечении больных с неврозами. Поэтому он занимался поисками эффективных методов для их устранения. В итоге Фрейд приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного. Ученый меняет метод гипноза при лечении неврозов, как не дающий положительных результатов, на метод свободных ассоциаций толкования снов. Именно последние стали главными в теории и практике психоанализа. Основными произведениями З. Фрейда по психоанализу, культуре и религии являются «Этюды по истерии» (1895) совместно с И. Прейтером, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Введение в психоанализ личности» (1915-1917), «Психология масс и анализ «Я»» (1921), «Я и оно» (1923), «Моисей и единобожие» (1939) и многие другие. Фрейдизм Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными являются следующие гипотезы фрейдизма: § каждое психическое явление имеет определенную причину; § бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные; § существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении. Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства. Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы. Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа. Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека. В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя является совокупностью трех элементов — «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности. Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей. В последние годы жизни З. Фрейд занимался вопросами культуры, общественной жизни и места в ней человека. Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями ученый рассматривает и социальные. Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В этот период основными движущими силами развития природы и общества являются два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне. Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей. Велико значение теории психоанализа З. Фрейда не только для развития медицины, клинической психиатрии, биологии, но и для философии и социальной психологии. Наделенное множеством противоречий и ошибок, это учение, тем не менее, вносит большой вклад в философскую картину современного мира, в анализ биологической и социальной природы личности. Неофрейдизм Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности. У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников. Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений». Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами. Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах». Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики. В связи с этим Юнг вводит понятие « архетип ». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения. Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального существования, оно, в свою очередь, подчинено Самости и относится к ней, как часть к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо. К. Г. Юнг, исследуя влияние архетипов на поведение человека, недооценивает роль сознательной деятельности в становлении индивидуальности. Основными работами К. Г. Юнга, посвященными проблеме архетипов, «индивидуального» и «коллективного бессознательного», являются: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1930) и другие. Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980). Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979). Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души. Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности. Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое. Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви. По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам. Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации 28. Философская антропология (Ф.а.): основные идеи М.Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена, М.Бубера. Ф.а.- направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук. Осн. представители: М.Шелер, Х.Плесснер, А.Гелен, М.Бубер и др.нем.мыслители.. Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека от животных. Макс Шелер — основоположник философской антропологии. Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Человека нельзя определить, он превосходит любую науку. но проблема человека — это главная проблема философии. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало и дух, идущий от Бога. Божественный дух превосходит человеческую природу. человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п.. вся философия должна выводиться из человека. Арнольд Гелен (1904—1976). человек —.это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п.. он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями. Х. Плеснер. Общей структурой любого живого тела является позициональность, т.е. способность организма во взаимодействии с окружающей средой сохранять свое единство. психическая жизнь человека дана в двойственном аспекте - как душа и как переживание. Плеснер формулирует законы: 1. закон «естественной искусственности». Человек не может существовать без норм. Искусственность для человека столь же естественна, как и его биологическая организация. 2. закон «утопического местоположения» показывает, что человек никогда не может обрести покоя. Происходит осознание ничтожности бытия всего мира. Это ведет к мысли об основании мира, являющимся богом. Обращение к богу предстают как средство разрешения конфликта человека. Концепция государства по А. Гелену. Проблемы государства рассматриваются А. Геленом в рамках так называемой «философии институтов». Под институтами он понимает объективно сложившиеся модели человеческого поведения, упорядочивающие жизнедеятельность людей. без них человеческая культура носила бы «хаотический характер». Государство служит для индивида «точкой опоры в космосе и социуме. профсоюзы пытаются игнорировать существующие правовые нормы, добиваясь удовлетворения своих возрастающих требований. Политическое поведение индивида определяется политикой союзов. это ведет потере социально-политических и моральных ориентации. Бубер противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое —живое межличностное отношение, а второе — повседневное отношение. Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только между людьми, но и, например, к дереву: в этом случае я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. Два типа отношения порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я-Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно — не человек». Бубер собирал легенды, относящиеся к еврейскому религиозному течению хасидизма. в центре хасидизма оказывается новый литературный жанр — история, которая способна передать живое отношение между Я и Ты. Антропология медицинская
В 20-е гг. 20 века общими усилиями медиков, антропологов, психологов создается медицинская антропология. Её создание было предрешено процессом антропологизации научного знания и развития медицины. По мнению историка медицины Х. Шиппергеса, в медицинской антропологии можно выделить компенсирующую и конституирующую антропологии. Представители первой восполняют пробелы медицинской теории, привлекая биологию, психологию и социологию с целью создания объективной медицины. Представители конституирующей антропологии разрабатывают общую систему естественнонаучной медицины как медицинского учения о сущности болезни. Сюда включаются проблемы антропогенеза, взаимосвязи биопсихосоциальных структур человека, факторы жизнеустойчивости человека и популяции. Человек является естественной самоорганизующейся системой. Современная классическая медицина во многих случаях не в состоянии избавить человека от недуга именно в силу того, что у неё нет технологий лечения человеческого организма в целом. В системе организма человека взаимодействуют все составляющие её элементы. Так, чувство любви укрепляет иммунную систему, а депрессивное чувство её разрушает. Как отделить биологию от психологии? да и надо ли?
Важнейшим принципом медицинской антропологии является её направленность на человека как целостную систему – антропологичность. Этот принцип предполагает учитывать в медицинской практике специфику организма во всём его многообразии свойств и качеств. Антропологический подход заключается в учете особенностей строения тела человека, связанных с антропогенезом, его возрастными, половыми и конституциональными особенностями. Следствием этого подхода является связь психобиологической конституции человека с его предрасположенностью к возникновению определенных заболеваний у людей с определенным самотипом.
Предметом медицинской антропологии становится качество жизни, связанное со здоровьем. Исследования ведутся на стыке нескольких научных дисциплин: общей антропологии, медицинской генетики, этнографии, клиники, анатомии и физиологии, психологии и психиатрии, медицинской социологии. Но что такое качество жизни для медицинской антропологии? Это характеристика функционирование человека на основе его субъективного восприятия. Такое определение может служить примером применения в исследовании принципа антропологизма, в котором сочетается системный анализ и философская рефлексия, или самопознание человека. Но вот вопрос: насколько соизмеримо научное знание, которое стремиться к объективности, с субъективными критериями субъекта познания? И как при этом оценивать действия врача? Эти вопросы носят методологический характер. Для их разрешения необходимо проделать философский анализ, результатом которого будет онтологические основания медицинской антропологии, система методологических принципов, выработка этических критериев субъекта деятельности – врача, обоснование новой системы взаимодействия врача и пациента. Другими словами модель медицинской антропологии.
Что выберет медицинская антропология в качестве онтологического основания для себя? Идею О. Шварца о больном человеке как целостной личности? Представление Дерра В. о том, что медицинская антропология должна, прежде всего, исследовать человеческое в болезни? Или она пойдет за Э. Кречмером, который создал учение о соотношении психических свойств с конституцией его организма, решая проблему отношения соматического строения и психического склада человека? Учитывая темп развития современного научного знания, его стремление к преодолению дифференциации, скорее всего она попытается синтезировать все три основания на основе теории самоорганизации сложных систем или синергетики.
Современная наука накопила большой объем знаний о человеке. Сегодня перед наукой стоит задача выработать такое представление о человеке, которое дает возможность рассмотреть все изучаемые процессы в их единстве. Аспектом такого рода рассмотрения человека стало представление о человеке как самоорганизующейся системе. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы