Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы бытия объективного мира.
Самое естественное разделение бытия на: 1. Живое. 2. Неживое. В живом бытии тоже есть существенные различия: 1. Одухотворенное (человек). 2. Неодухотворенное. Бытие неживой природы – это весь человек естественный и искусственный мир, живая природа все явления природы, которые ли- неживая природа жизни. Бытие неодухотворенных тел не обладает сознанием, и формирует биосферу. Бытие чел-ка и его сознания делят: 1. Бытие конкретных людей. 2. Социальное бытие. 3. Бытие идеального (духовного). Неживая природа бесконечно многообразна, она выступает в кач-ве различных предметов. Она находится в постоянном движении. Природа эволюционирует. Мир – это процесс, где что-то постоянно возникает, развивается и исчезает. Все имеет свое начало. Мир меняется. 15 млрд. лет назад Вселенная представляла из себя почти однородную расширяющуюся массу. В бытии неживой природы выделяют: 1. Бытие вещей первой природы – возникла и развивалась без участия чел-ка. И первая и вторая природы имеют сходство: они произошли единого и косного вещества. 2. Вторая природа – это то, что создано чел-ком. Обе природы развиваются. Мир первой природы беспредельно многообразен, бесконечен в пространстве и времени, он не уничтожим. Мир второй природы ограничен пространственно, количественно, он – уничтожим. Бытие живой природы: 1. Любой живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа. 2. Живое способно к размножению, росту, развитию. Бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс. Живое существует до тех пор, пока оно функционирует. 3. Для существования живых организмов требуется определенная среда (т-ра, наличие атмосферы определенного состава, влага, питание). Но ничто не абсолютно, есть промежуточные формы – вирусы, высушенные семена растений. Бытие чел-ка. З-ны, по которым существует Вселенная, в целом применимы и к чел-ку. Но в чел-ке есть черта, которая резко выделяет чел-ка из всего существующего – душа, психика. Бесспорное положение бытия чел-ка - неразрывное единство телесного и духовного. Можно выделить бытие индивидуального сознания и общественного сознания. Сознание – способность человеческого мозга отражать объективную реальность идеальными образами и оперировать этими образами. Особенность сознания в том, что оно может мгновенно перемещаться по временной шкале, в пространстве. Общественное сознание – это философия, религия, наука, искусство. Общественное сознание - не сумма индивидуальных сознаний, например, язык – социальные и нравственные нормы – это достояние не отдельного чел-ка, а всего общества.
Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие. 31. Категории «пространство» и «время» в истории философии. Теория относительности А. Эйнштейна и её философское значение. Любое тело, явление всегда соседствуют с другими, они обладают протяженностью – имеют пространственные хар-ки. Мир постоянно меняется. Изменение состояний происходит с различной скоростью, ритмом, темпом, длительностью. Пространство и время – формы бытия. В античности одной из первых дисциплин, отделившихся от философии бала геометрия – наука о пространстве и способах ее измерения. Интерес к пространству и времени никогда не ослабевал – развивалась астрономия. Человечество пыталось ответить на вопрос: Пространство и время – самостоятельные сущности, или они сопутствуют чему-либо? Поэтому выделяется два основных направления в философии: 1. Субстанциолизм (Аристотель, Эпикур, Демокрит) – пространство и время – самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности. 2. Реляционное направление (Лейбниц, Маркс) – пространство и время – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами реального мира и существуют только в рамках этих отношений. Другой вопрос: Пространство и время – это хар-ки реального мира, бытия (объективные хар-ки) или – это свойстванашего сознания (субъективные хар-ки)? Два направления: 1. Материалистический подход (Ньютон, Эйнштейн) – пространство и время – существуют вне сознания. 2. Иделистический подход (марксизм) – пространство и время зависят от различных форм сознания. Формы сознания служат первопричинами существования пространства и времени. «Идеи пространства доставляются чел-ку зрением и осязанием» - Юм. - Объективный идеализм – Бог мыслится вне пространства и времени, они сотворены Богом, они – свойство той материи, которую сотворил Бог. Теория относительности Эйнштейна: Пространство и время существуют не сами по себе и не отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей. Пространство и время не имеют самостоятельности. Они – атрибуты, свойства материи. Пространство и время связанные с материей зависят от скорости движения тел. При увеличении скорости движения тела до скорости света пространственные хар-ки сокращаются, а собственное время этого же тела замедляет свое движение. До Эйнштейна этот вопрос рассматривали Риман, Лобачевский. Эйнштейн также говорил, что существует неразрывная связь пространства и времени с гравитацией. Пространственно-временные хар-ки будут меняться в зависимости от тяготеющих масс. Пространство и время – основные формы существования материи. Мир в целом – бесконечен в пространстве и времени. Теория относительности имеет и философское значение: 1. Она исключила из науки понятия абсолютного пространства и времени, обнаружив несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени, как самостоятельных форм бытия. 2. Она доказала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. Подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных параметров материи. 3. Она нанесла удар по субъективистским взглядам идеалистов. Пространство – это порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью и многомерностью. Время – порядок следования событий и последовательностей, которым присущи последовательность, изотропность, необратимость. 32. Философское содержание понятий «движение» и «развитие». Изменяется все. Это положение формирует диалектику (Гераклит). Используют два понятия: движение и развитие. Движение – любое изменение состояния природных процессов и явлений. Покой вещей относителен. Если посмотреть на покоящуюся вещь относительно Вселенной, то она движется. Относительно микромира вещи также движутся – частица движутся внутри вещей. (Движение материков). Покой относителен, т.к. он существует только относительно какой-либо системы координат. Движение абсолютно, оно безотносительно к чему-либо. С рациональной точки зрения, движение вечно. Происходит самодвижение любой реальности, в ее основе лежит сила притяжения и сила отталкивания. Есть два типа движения: 1.Движение, связанное с переносом в пространстве материи, энергии, информации. Здесь движущиеся предметы остаются неизменными в своих характеристиках – количественные изменения (идущий человек, мысленный переход от одних объектов к другим). Но это движение не охватывает все. 2.Движение с перестройкой внутренней структуры предмета. Изменяются кач-ва предмета. Если движение обладает необратимостью и направленностью, то это развитие. Его делят на: а)Усложнение внутренней структуры предмета, повышение уровня организации предмета – прогресс. б)если движение обратное – то это регресс. Эти виды развития не абсолютны. Развитие применимо и к мышлению чел-ка. В отличие от мира вещей пространственные хар-ки для мышления чел-ка не применимы, а применимы временные хар-ки. Развитие мышления – вызревание, усложнение мысли, она становится ясной и законченной. Выделяют формы движения по различным критериям. По различным уровням организации материи (Энгельс): 1.Механическое. 2.Физическое. 3.Химическое. 4.Биологическое. 5.Социальное. Закономерности форм движения материи: «все формы движения материи связаны между собой, и каждая последующая форма основывается на предыдущей. Но высшие формы движения принципиально не сводимы к низшим формам движения материи». (Энгельс). Попытки сведения низших форм движения к высшим – редукционизм (механицизм). «Есть базовая форма движения материи – механическая» - (Энгельс). С точки зрения современных представлений о мире теория Энгельса нуждается в уточнении. (Движение элементарных частиц не сводимо к з-нам механики, нет точного кол-ва форм движения материи, элементарные носители жизни – ДНК и РНК, а не молекулы белков; существует геологическая формадвижения материи). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы