Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древнейшее население на территории белорусских земель (каменный, бронзовый и ранний железный веки)



Древнейшее население на территории белорусских земель (каменный, бронзовый и ранний железный веки)

Каменный век (100-35 тыс.лет назад) делится на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит подразделяется на ранний, средний и поздний.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 35 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите- неандертальцы( от реки Неандер). Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Умели стороить жильё, использовали огонь, шили одежду.

40-35 тыс лет назад неандертальцев вытеснили люди современного антропологического типа-кроманьонцы.(1 останки нашли во франц. Пещере Кроманьон). На тер.Беларуси выделяют 2 стоянки кроманьонцев обе в Гомельской обл.-1. На реке Сож деревни Бердыж, 2.на реке Припять деревни Юровичи.

В эпоху мезолита конец V тысячелетия до н.э. произошло дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. В долинах крупных рек появилось первое постоянное население-доиндоевропейское. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда. Изобретен лук. Человек смог приручить собаку. Возникло прядение и ткачество. Животноводство началось с приручения свиней, коров, овец, лошадей и др. первой зерновой культурой считается ячмень. Позже выращивали рожь, просо, лен.

В период с III тыс. до н.э начался постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему- неолитическая революция.

Бронзовый век( начало II тысячелетия до н.э.-конец III тыс. до н.э). Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В III- II тыс. до н.э индоевропейские племена расселились на тер. Беларуси( в басейне рек Вислы, Нёмана, Двины, Сож). В результате смешения индоевропейцев с местным населением сформировался новый этнос- балты.

Железный век (VII век до н.э. –конец V века до н. э.).Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения. Появилась металлургия. Железная руда добывалась из болотной и луговой руды. Железные орудия труда вытеснили каменные, благодаря чему повысилась производимость труда и улучшился уровень жизни людей.Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. Таким образом, балтский период истории Беларуси - это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями - земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

 


 

Балты и славяне в 6-8вв.поселения на территории РБ. Хозяйство. Торговля. Ремесла. Жизнь и занятия. Верования древних балтов и славян

Балты - сообщество индоевропейских этносов, говорящих на балтийских языках. Сформировались в 3 - 2 тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы. В конце 3 тысячелетия до н.э. - VI в. н. э. составляли основную часть населения белорусских земель. Балты, которые жили на территории, объединявшей бассейны рек Вислы, Нѐ мана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья. Современными потомками балтийских народов являются литовцы и латыши.

Славяне - сообщество индоевропейских этносов, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (белорусы, русские, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы) и южных (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы, черногорцы). Первичные славянские племена сформировались на территории Южной Польши. Впервые упоминаются в письменных источниках в 1-2 вв.н.э. В 6-8 вв. начали заселять территорию Беларуси. Заселение белорусских земель славянами продолжалось не одно столетие. Отношения славян с балтами на территории Беларуси первоначально были мирными, т.к. балтские племена были невелики, а славян приходило немного, места хватало всем. В конце VII — начале VIII в. на территорию Беларуси проникла новая волна славянских переселенцев. Военные столкновения славян с балтами в это время участились. В огне пожаров гибли городища балтов. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест. Те, кто остался, постепенно сливались со славянами. Близкими были их образ жизни и язык, но славяне находились на более высоком уровне общественного развития. У них были племенные вожди, сильное войско. Славяне превосходили балтов в земледелии и ремесле. Поэтому балты заимствовали лучшее, что видели у своих соседей. Произошла славянизация балтов.

Поселения на территории Беларуси. Жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или холмах, на крутых берегах рек и озер. Сначала городища не имели оборонительных сооружений. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы окружающие поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. В те времена были распространены небольшие наземные и полуземляночные жилища. Полуземлянки были преимущественно срубной конструкции. А вот свои наземные жилища строили из деревянных столбов. Бревенчатые стены жилья обмазывались глиной. В центре жилищ размещались открытые очаги, печи-каменки круглой или овальной формы, а так же позднее глинобитные печи без дымохода.

Хозяйство. Было развито земледелие и животноводство, долгое время достаточно важную роль играли охота и рыболовство, сеялась пшеница, просо и ячмень, выращивали лен и коноплю. В начале нашей эры появились рожь и овес. Для обработки земли и сбора урожая использовали деревянную соху с железным наконечником, железные мотыги, серпы, косы. Разводили свиней, овец, лошадей и коров.

Торговля. Еще в бронзовом веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. На землях балтов не было месторождений меди. Они покупали или выменивали ее на янтарь, так же везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск, были посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами.

Ремесла. Обработка железа, бронзолитейное дело, изготовление глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями. Мастера создавали бронзовые и серебряные украшения по образцам изделий попадавших к ним от других этносов.

Верования древних балтов и славян. Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе, смерти и даже при земледельческих работах. Их основными богами являлись: бог Рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажбог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе и содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.


 

Сельское хозяйство ВКЛ в середине 13 века – первой половине 17 века. Землевладение и землепользование. Становление фольварка-барщинной системы хозяйствования. «Валочная помера» 1557г. Этапы закрепощения селян

 

В 13-пер пол 16 в на терр Белоруссии продолжается формирование феодальных отношений. С/х работой занимается большая часть населения. Гл. занятия людей: земледелие, животноводство, ремесло, охота, рыболовство. С/х было натуральным. Сельский двор называли –дым, что обозначало семью и её собственность. Значительную роль в сельской жизни играла община. Она организовывала крестьянское землепользование и выплату феодальной ренты. Управляли общиной старцы и десятские, которые выбирались самой общиной. За пользование землей крестьяне выплачивали ряд повинностей. Крестьяне делились в зависимости от повинности на тяглых, осадных, огородников и слуг; по степени феодальной зависимости на пахотных, непахотных и челядь. Главным владельцем земли в ВКЛ являлся князь. Земли делились на гос-венные и частные. В 16 веке 1/3 населения проживала на гос-венных землях(восток ВКЛ), на западе- частные земли. Мелкие землевладельцы как правило служили у князя.Их стали называть шляхтой, а крупные землевладельцы-паны, магнаты. Некоторые из них были князьями, другие получали землю за военную гос службу.

Аграрная реформа 1557г.

Рост городов, торговли, ремесел в 15 ст вызвал подъем спроса на зерно и др. с/х продукты. В середине 16в чтобы увеличить доходы с гос-венных земель Великий князь Жигимонт 2 Август проводит реформу «валочная памера». Суть: увеличить доход казны

путем точного учета крестьянских земель и обложить крестьян повинностью пропорц. кол-ву занимаемых ими земель. Единица обложения-волока=21, 36 га. Вся земля в имениях делилась на волоки. Лучшие из них отводились под княжеское хоз-во. Другие раздавались крестьянам(волока или ее часть так чтобы точно установить повинность). Вслед за гос землями была проведена реформа феод земель. К концу 16-пол 17в-реформа завершена. В результате к этому времени окончательно оформилось крепостное право.


 

Церковь и религия на белорусских землях в конце XVIв. Религиозная толерантность. Особенности развития духовной культуры. Архитектура. Искусство. Литература. Ренессанс. Николай Гусовский. Франциска Скарина

 

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух христианских конфессий – религиозных направлений, вероучений. Православной веры придерживалось в XVI в. большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Католическая вера распространялась и постепенно укрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католичество. В 20 – 30-е гг. XVI в. в ВКЛ утвердилась религиозная толерантность – веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569г. православная церковь начала терять свое ведущее положение в Беларуси. В конце XVI – начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольско-католическую политику руководства Речи Посполитой возникли братства – национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки.
В середине XVI в. на белорусские земли начали проникать идеи Реформации. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, чтобы она стала дешевой для прихожан, за богослужение на родном языке, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических богослужений. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества – в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, потому что хотели обособиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Наиболее ярким представителем реформационного движения в Беларуси стал один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Его образно называют «отцом Реформации в ВКЛ».
Во всех странах Европы во второй половине XVI в. началось религиозно-политическое движение против Реформации – Контрреформация (слово «контр» обозначает «против»). Его главными проводниками стали иезуиты – члены общества Иисуса Христа, которые через распространение идей просвещения стремились закрепить позиции католической церкви.
Наступление католичества в Речи Посполитой воплотилось в заключении в 1596г. Брестской церковной унии, которая объединила православную и католическую церкви в единую греко-католическую (униатскую). Руководители католической церкви путем объединения церквей мечтали одержать победу над православием и расширить свое влияние в Восточной Европе. По условиям унии православные верующие признавали управление униатской церковью со стороны папы римского, однако сохраняли свои прежние церковные обряды, которые отличались от католических.
В конце XVI – первом десятилетии XVII в. униатство как новая религия нередко навязывалось насильственно: принудительно закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. В результате получилось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Тогда руководство Речи Посполитой остановило жестокие притеснения православной церкви. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси стали униатами.
Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебное заведение – Виленскую иезуитскую академию. Она была создана на базе иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570г., и имела статус университета.
Давние исторические традиции замкового строительства были использованы при возведении замково-паркового комплекса в Мире. Образцом воплощения лучших традиций западноевропейской культуры стал дворцово-парковый ансамбль Радзивиллов в Несвиже. По решению ЮНЕСКО Мирский замок и архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже внесены в список Мирового наследия.
Замки, которые раньше строились как объекты обороны, начинают перестраиваться, главным образом, в места постоянного жительства магнатов. Для них стали характерны роскошь в оформлении, пышность убранстваПри строительстве церквей и костелов в этот период начинают преобладать черты архитектурного стиля барокко, который пришел из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля стал иезуитский костел Божьего Тела в Несвиже.
Ренессанс (Возрождение) – эпоха в развитии духовной культуры Европы в XIV–XVI вв., которая характеризовалась взлетом искусства и светской науки, становлением национальных языков и литератур, национального самосознания и гуманистического мировоззрения, что совпало с зарождением буржуазных отношений. Деятели Возрождения обращались к духовным традициям античности, уделявшей огромное внимание человеку во всех его проявлениях. Основой Ренессанса стало гуманистическое мировосприятие, которое акцентировалось на ценности жизни человека, его земных проблемах и нуждах. Пропагандировалась духовная свобода и неограниченны возможности личности в самопознании и исследовании окружающего мира.

Белорусские земли в составе ВКЛ развивались в общем контексте европейской культуры и были открыты для внешних контактов. С конца XIII – XIV в. здесь распространился готический стиль, сочетавшийся с элементами более раннего романского стиля, византийскими и древнерусскими традициями. Элементы западных стилей проявились в архитектуре замков, в скульптуре, декоративно-прикладномискусстве и т. д.

В конце XV – начале XVI в. в Беларуси сложились благоприятные условия для распространения идей Возрождения: рост городов и получение ими права на самоуправление; расширение международных связей; оживление общественно-политическойжизни; определенная секуляризация духовной сферы; официальный статус старобелорусского языка. Но господство феодализма, значительное влияние богословия на философскую и общественную мысль тормозили новые культурные процессы.

Выдающимися представителями Ренессанса в белорусской культуре были Франциск Скорина, Николай Гуссовский и Ф. Скорина из Полоцка, получивший образование в университетах Кракова и Падуи, является основателем книгопечатания в Восточной Европе.

В1517–1519гг. он издал в Праге 23 книги Ветхого Завета, а после приезда в Вильно основал первую в ВКЛ типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и «Апостол» (1525). Основными целями Ф. Скорины были духовное просвещение простого народа и воспитание у него высоких моральных и гражданских качеств. Его издания были дополнены предисловиями, комментариями и послесловиями, написанными на старобелорусском языке. Именно Ф. Скорина считается основателем белорусского искусства гравюры, в котором чувствовалось влияние немецкой гравюрной школы А. Дюрера.

Н.Гуссовского считают основателем ренессансной поэзии в ВКЛ.

В1523 г. в Кракове была издана его поэма «Песня о зубре», написанная на латыни под влиянием идей Возрождения во время пребывания в Италии. Автор прославлял героическое прошлое ВКЛ, призывал европейские народы прекратить братоубийственные войны и сплотиться для борьбы с общими врагами. Многочисленные сюжеты исторической поэмы Я. Вислицкого «Прусская война» (Краков, 1516) связаны с историей ВКЛ и белорусских земель. В Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг., написанных на старобелорусском языке, проявилось гуманистическое мировоззрение их составителей.

Ренессанс перевернул повседневную жизнь белорусского общества.

Значительные перемены под влиянием Ренессанса произошли в искусстве. Зародился светский портрет. Приглашенные из Европы художники создавали серии картин представителей отечественной знати. Книгопечатание способствовало распространению в ВКЛ искусства гравюры. Использование опыта западноевропейской иконописной традиции изменило отечественные иконы. В них точнее передавались пропорции тела, использовались бытовые и этнографические элементы. Следовательно, культура Беларуси обогащалась под влиянием Возрождения и внесла весомый вклад в развитие мировой культуры.

 

 


 

Реформация и контррефомация на территории Беларуси в XVI XVIIвв. Кальвинизм. Арианства. Деятели реформации (Николай Радивил Чорный, С. Будны, В. Цяпинский) Деятельность ордена езуитов в Беларуси. П.Скарга

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире.Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки. В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Основной социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран, были шляхта и мещане.

Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры. Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Ярчайшим представителем реформационного движения в Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный.

Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог - Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»).

Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. Главным идеологом контрреформации в ВКЛ был П.СкаргаВ ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность как против кальвинизма, так и против православия.

В 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.


 

24. Брестская церковная уния. Брестский церковный собор 1596 г и его значение. И. Кунцевич. Расширение униатства среди сельского населения и городских низов. (1596 г)

 

Проект унии предложили в 1595 году Михаил Рагоза (митрополит Киевско-Галицкий и всея Руси) и семь епископов. Это Гедеон Балабан (епископ Львовский, Галицкий и Каменецкий), Дионисий Збируйский (епископ Холмский и Белзский), Михаил Копыстенский (епископ Перемышльский и Самборский), Ипат Потей (епископ Владимирский и Брестский), Леонтий Пелчицкий (епископ Туровский и Пинский), Константин Терлецкий (епископ Луцкий и Острожский), Герман Хрептович (епископ Полоцкий и Витебский).

Князь Константин-Василь Острожский (1527-1608) поначалу поддержал идею унии, но накануне Собора изменил свою позицию. Таким же образом поступили двое ее инициаторов — Г. Балабан и М. Копыстенский. Их поддержали часть православной шляхты, духовенства и горожан.

С ноября 1595 по февраль 1596 года епископы И. Потей и К. Терлецкий находились в Риме. Они представили проект соглашения Папе римскому Клименту VIII и получили его одобрение.

И вот 6 октября 1596 года в Бресте начался Собор православных церквей Речи Посполитой, который должен был окончательно утвердить союз православных с католиками. С первого дня участники собора разделились на сторонников и противников унии (последних возглавили К. В. Острожский, Г. Балабан и М. Копыстенский). Обе группы заседали отдельно. Яростную агитацию против унии вели Никифор, экзарх патриарха Константинопольского, и Кирилл Лукарис, экзарх патриарха Александрийского. Их поддерживали бывший архимандрит Киево-Печерского монастыря Никифор Тур, его преемник Елисей Плетенецкий, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий.

Однако сторонников унии было намного больше.

На четвертый день Собора, 9 октября, в церкви Св. Николая состоялось торжественное провозглашение единой греко-католической церкви. Одновременно было оглашено пастырское послание о лишении сана Балабана, Копыстенского, Плетенецкого, Тура и Смотрицкого.

Король Жигимонт III Ваза горячо поддержал унию, призванную укрепить идейное единство духовенства и феодалов Речи Посполитой. Он утвердил ее своим универсалом от 15 декабря 1596 года.

Унию приняло большинство православного населения ВКЛ, увидевшее в ней реальный путь к единству в стране. Однако в отдельных регионах ВКЛ (Слуцк, Пинск, Могилёв, Орша) уния утверждалась с трудом. Сопротивление ей иногда принимало активные формы. Пиком такого сопротивления явился бунт в Витебске в ноябре 1623 года, где бунтовщики убили Полоцкого униатского епископа Иосафата Кунцевича[115].

Расследование, проведенное под руководством канцлера Льва Сапеги, показало, что витебский бунт не был «стихийным взрывом возмущения народных масс», как это утверждали царские, а затем советские историки. Его подготовило Виленское православное братство на деньги, полученные из Москвы. Руководитель бунта православный священник Степан Посьера и 77 его сообщников успели сбежать в Московию. Комиссии Л. Сапеги удалось арестовать и казнить только 19 погромщиков.

Переход православных в новую веру растянулся на много лет. Социальную базу униатства составляли крестьяне, мелкая шляхта и часть горожан. К концу XVII века количество униатов превзошло количество православных. А к 1772 году униатство исповедало 3/4 населения беларуских земель, в том числе 80-82 % крестьян.

Советские историки изображали униатскую церковь инструментом полонизации и окатоличивания беларусов. Этот тезис не соответствует историческим фактам. Уния не оправдала надежд польских политиков и Ватикана. Благодаря усилиям местных деятелей она стала барьером на пути окатоличивания беларусов и способствовала сохранению этноса в условиях полонизации, развернувшейся во второй половине XVII столетия — после «Потопа».

Историки-патриоты считают униатскую церковь национальной беларуской.

После раскола христианства в 1054 г. на белорусско-литовских землях делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. Однако все они были неудачны. И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения христианских церквей выступал католический Рим, который стремился расширить свое влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Римских пап поддержал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Он с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства, поскольку московские цари считали себя заступниками православных и на белорусско-литовских землях.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества литовского. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

В 1596 г. в Бресте состоялся церковный Собор, на котором было объявлено о создании униатской церкви. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив свою обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Основные условия унии были такими:

· сохранились все церковные праздники согласно православным календарем;

· на церковные должности назначаются только «русские» люди;

· монастыри и церкви не превращаются в костелы;

· запрещается переманивать в католичество униатов;

· Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;

· униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.).

Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов – поляков и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. Религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, Кунцевич и его сподвижники были убиты. Над восставшими была учинена жестокая расправа.

Но выбор народа, в конце концов, был сделан в пользу униатского вероисповедания, как наиболее отвечающего его национально – культурным запросам. Белорусский язык использовался в униатской церкви намного шире, чем в других храмах. И к концу ХVIII века число униатов было приблизительно 2/3 всего населения, большаю часть которых составляли крестьяне.


 

Экономическое положение в XVII- XVIIIвв. Обновление сельского хозяйства после военного лихолетья второй половины XVII – начале XVIIIв. Восстание селян под руководством В. Ващилы в Кричевском старостве (1740 – 1744 гг.), его причины, ход и итоги

Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. период в истории Беларуси, который характеризовался экономическим упадком. Многочисленные войны, которые прокатились по территории Беларуси, вызвали катастрофические разрушения и эпидемии. Военные действия середины XVIII в. разорили в той или иной степени все регионы Беларуси.

Произошло значительное сокращение крестьянских хозяйств в имениях шляхты и государственных владениях, что привело к усилению феодальной эксплуатации крестьянства. В пользу помещика крестьянин выполнял отработочную, денежную и натуральную повинности. Крестьяне были обязаны охранять имение помещика, ремонтировать дороги и мосты, выполнять другие многочисленные работы. В целом на каждый крестьянский двор приходилось по 12 - 14 различных налогов и повинностей.

В период военного лихолетья значительно пострадали белорусские города и местечки. Многие из них были опустошены, а некоторые полностью сожжены.

Главными причинами экономического упадка белорусских земель были следующие:

1) многочисленные войны (казацко-крестьянская война, 1648 - 1651гг.; русско-польская война, 1654 - 1667 гг; польско-шведская война, 1655 - 1660гг; Северная война, 1700- 1721гг.);

2) резкое сокращение численности населения вследствие голода, эпидемий, мора;

3) разорение и опустошение имений шляхты, государственных владений, крестьянских хозяйств, городов и местечек, следствием чего стал упадок сельского хозяйства и ремесленного производства;

4) увеличение крестьянских повинностей, что вело к росту числа покинутых волок, сокращению производства сельскохозяйственной продукции;

5) борьба феодальной знати за власть.

Во второй половине XVII - первой половине XVIII в. процесс восстановления экономики происходил после окончания русско-польской войны, с 1667 по 1700 г. и после завершения Северной войны, с 1721 г.

Учитывая колоссальный ущерб, нанесенный экономике за годы военных действий, и резкое сокращение численности населения, возрождение проводилось путем введения системы льгот. Они касались землепользования крестьян и выполнения ими повинностей. При освоении новых земельных угодий, которое осуществлялось за счет пустошей и разработки лесных участков, крестьяне могли взять столько земли, сколько могли обработать, при этом они на несколько лет освобождались от уплаты налогов и выполнения отработочной повинности. Так, в ряде случаев барщина с волоки устанавливалась в два дня в неделю вместо четырех. Помещики временно обеспечивали крестьянские хозяйства своим рабочим скотом. Восстановление крестьянских хозяйств содействовало возрождению и развитию государственного, частнособственнического и церковного землевладения.

Во второй половине XVIII в. происходит подъем экономики Беларуси. Оживление хозяйственной жизни было обусловлено следующими факторами: 1. быстрым ростом населения. Рост трудовых ресурсов содействовал подъему с\х и промышленности, расширению внутреннего рынка; 2. развитием товарно-денежных отношений, что способствовало укреплению феодального хозяйства, основной формой которого был фольварок. 3. внутриполитическими и социально-экономическими изменениями. 4. проведением экономических реформ.

Кричевское восстание ― восстание крестьян и городской бедноты в 1740—1744 годах в Кричевском старостве.

Восстание началось в Кричевском старостве, держателями которого были князья Радзивиллы. Формально староство принадлежало казне Великого княжества. В 1731г. Радзивилл сдал Кричевское староство в аренду своему казначею и откупщику, предположительно, еврею Гдалию Ицковичу. Получив во временное владение староство, арендатор стал активно извлекать из ситуации прибыль.

Он начал отягощать безмерными денежными податьми тамошних крестьян, излишне вынослив рабочие лесовые заводы. Резко пала урожайность полей, а обессиленные крестьяне раньше времени теряли трудоспособность. Для получения денег арендатор ввел «откупные кабачные и прудовые денежные великие сборы и продажу пеньки, покупку соли и прочие несносные отягощения на крестьян». Крепостные безвозмездно, в порядке трудовой повинности, строили мосты, дамбы, плотины, дороги, корчмы, мельницы. За проезд же через речку, помол на мельнице в пользу арендатора взималась плата.

Ход восстания

18 июля 1740 г. несколько сот повстанцев во главе с Василием Ващилой напали на отряд шляхтичей, их слуг и копысских земян, с которыми администратор староства Прилецкий прибыл в местечко Михалево для усмирения крестьянских волнений. Оставив на произвол судьбы своих панов, «войско» Прилецкого бежало. Первоначально повстанцы ограничились лишь тем, что разгромили поташные буды, взяли под контроль управление староством и сбор податей с населения.

К середине 1741 г. борьба, в которую к этому времени было вовлечено несколько тысяч человек, охватила большую часть староства. Вскоре движение вышло за пределы Кричевского староства.


Поделиться:



Популярное:

  1. II) ИСПАНСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВЕСТ-ИНДИИ
  2. II. Нечеловеческое население
  3. III. Технология проведения государственной кадастровой оценки земель поселений
  4. Акт согласования границ земельных участков подписывается
  5. БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
  6. Благоустройство территории, на которой находится предприятие
  7. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
  8. В настоящее время на территории нашей Проновской сельской администрации проживает 156 представителей рода Бусыгиных, т.е. основа нашего рода, его начало принадлежит Ветлужской земле.
  9. Век медный, бронзовый, железный
  10. Виды земель, подлежащие налогообложению
  11. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации.
  12. Внедрение на территории города ВФСК «ГТО».


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь