Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вкл в составе речи посполитой



Новое государство под названием Речь Посполитая, что в переводе с польского означает республика, образовалось в 1569г. в результате Люблинской унии. Это государство представляло собой союз ВКЛ и Польского королевства.

– тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг., которую вел за выход к Балтийскому морю московский царь Иван IV.

– стремление господствующего сословия ВКЛ – шляхты (мелких и средних феодалов) – к приобретению шляхетских вольностей, которыми владело шляхетское сословие в самой Польше. К голосу многочисленной шляхты на заседаниях сейма ВКЛ никто не прислушивался. Такого не было в соседней Польше, где шляхетские права (вольности) позволяли шляхте активно участвовать в политике;

– желание многочисленной (примерно в 2 раза по количеству большей, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка Польши и получить для себя новые земли и должности; – расчет руководства католической церкви через Польшу, где господствующее положение занимало католичество, расширить влияние католицизма на белорусские, украинские, русские земли.

В 1569г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. На Сейме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Сигизмунда Августа значительных территориальных уступок, что осложнило положение ВКЛ в составе Речи Посполитой. Ряд богатейших земель ВКЛ вошло в состав Польши, в результате чего территория ВКЛ значительно уменьшилась.

ВКЛ было вынуждено принять многие из польских условий объединения двух государств. Высшим общим органом власти становился сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельных сеймов как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось). Руководитель союза государств, которого могли избирать феодалы Польши и ВКЛ, также был общим. Например, король Речи Посполитой Стефан Баторий был признан шляхтой ВКЛ также и великим князем. Отдельными в ВКЛ и Польше сохранялись:

– административный аппарат (государственные должности);

– законодательство (в ВКЛ оно было Представлено Статутом 1588г.);

– судебная организация (высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581г. Главный трибунал);

– войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось посполитое рушение – всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич;

– титул (сохранялись официальные названия государств при существовании общего названия Речь Посполитая);

– печать с символом государства (в ВКЛ – изображение «Погони», в Польше – изображение «Орла»);

– язык официального делопроизводства (старобелорусский – в ВКЛ, польский и латынь – в Польше).

Результаты Люблинской унии заключались в том, что ВКЛ вместе с Польшей образовали общую Речь Посполитую. Такое объединение двух соседних стран называется федерацией, государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в одну страну. В составе этого шляхетского многонационального государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

Главный Литовский трибунал ВКЛ

Был высшим апелляционным судом, определения которого имели силу сеймовых постановлений и самим королем не могли быть отменяемы. Судьи трибунала избирались на частных сеймах (сеймиках), по одному от каждого воеводства, земли и повета, на один год. Под председательством избранного ими маршалка, заседания трибунала происходили с 1588 г. в Вильне — ежегодно, а в Минске и Новогрудке поочередно через год. Каждая сессия (каденция) должна была продолжаться 22 недели. Сессия в Вильне назыв. виленской каденцией, а в Минске и Новогрудке — русской каденцией. По своей организации, Г. суды не отличались от наших палат уголовного и гражданского суда. Председатели их назначались из кандидатов, избранных дворянством губернии, и назывались президентами; прочие члены носили название асессоров. Г. суд разделялся на два департамента. В первом дпт Г. суда производились дела уголовные, по общим уголовным законам Империи; во втором дпт. — дела гражданские, по Литовскому статусу.

Третий устав, самый знаменитый, разработала комиссия, которой руководили канцлер Астафий Валович (в 1579-1587 гг.) и подканцлер Лев Сапега. Необходимость в новом своде законов возникла в связи с Люблинской унией. Магнаты ВКЛ хотели юридически закрепить автономию своего государства, а также свои сословные права. Текст был готов к концу 1584 г., его 14 глав содержали 488 статей. Но в связи с тем, что этот Статут фактически игнорировал положения Люблинской унии, представители от Польского королевства препятствовали утверждению его на общем сейме Речи Посполитой. И только Жигимонт III Ваза лично утвердил Статут ради сохранения за собой трона великого князя Литвы, Руси и Жамойтии.

уставы ВКЛ — единственные всеобъемлющие правовые кодексы в Европе со времени византийского императора Юстиниана (V век) и до Гражданского кодекса Наполеона (1803 г.). Они являются грандиозными памятниками общественно-политической и юридической мысли наших предков.


 

Реформация и контррефомация на территории Беларуси в XVI XVIIвв. Кальвинизм. Арианства. Деятели реформации (Николай Радивил Чорный, С. Будны, В. Цяпинский) Деятельность ордена езуитов в Беларуси. П.Скарга

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире.Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки. В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Основной социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран, были шляхта и мещане.

Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры. Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Ярчайшим представителем реформационного движения в Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный.

Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог - Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»).

Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. Главным идеологом контрреформации в ВКЛ был П.СкаргаВ ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность как против кальвинизма, так и против православия.

В 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.


 

24. Брестская церковная уния. Брестский церковный собор 1596 г и его значение. И. Кунцевич. Расширение униатства среди сельского населения и городских низов. (1596 г)

 

Проект унии предложили в 1595 году Михаил Рагоза (митрополит Киевско-Галицкий и всея Руси) и семь епископов. Это Гедеон Балабан (епископ Львовский, Галицкий и Каменецкий), Дионисий Збируйский (епископ Холмский и Белзский), Михаил Копыстенский (епископ Перемышльский и Самборский), Ипат Потей (епископ Владимирский и Брестский), Леонтий Пелчицкий (епископ Туровский и Пинский), Константин Терлецкий (епископ Луцкий и Острожский), Герман Хрептович (епископ Полоцкий и Витебский).

Князь Константин-Василь Острожский (1527-1608) поначалу поддержал идею унии, но накануне Собора изменил свою позицию. Таким же образом поступили двое ее инициаторов — Г. Балабан и М. Копыстенский. Их поддержали часть православной шляхты, духовенства и горожан.

С ноября 1595 по февраль 1596 года епископы И. Потей и К. Терлецкий находились в Риме. Они представили проект соглашения Папе римскому Клименту VIII и получили его одобрение.

И вот 6 октября 1596 года в Бресте начался Собор православных церквей Речи Посполитой, который должен был окончательно утвердить союз православных с католиками. С первого дня участники собора разделились на сторонников и противников унии (последних возглавили К. В. Острожский, Г. Балабан и М. Копыстенский). Обе группы заседали отдельно. Яростную агитацию против унии вели Никифор, экзарх патриарха Константинопольского, и Кирилл Лукарис, экзарх патриарха Александрийского. Их поддерживали бывший архимандрит Киево-Печерского монастыря Никифор Тур, его преемник Елисей Плетенецкий, ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий.

Однако сторонников унии было намного больше.

На четвертый день Собора, 9 октября, в церкви Св. Николая состоялось торжественное провозглашение единой греко-католической церкви. Одновременно было оглашено пастырское послание о лишении сана Балабана, Копыстенского, Плетенецкого, Тура и Смотрицкого.

Король Жигимонт III Ваза горячо поддержал унию, призванную укрепить идейное единство духовенства и феодалов Речи Посполитой. Он утвердил ее своим универсалом от 15 декабря 1596 года.

Унию приняло большинство православного населения ВКЛ, увидевшее в ней реальный путь к единству в стране. Однако в отдельных регионах ВКЛ (Слуцк, Пинск, Могилёв, Орша) уния утверждалась с трудом. Сопротивление ей иногда принимало активные формы. Пиком такого сопротивления явился бунт в Витебске в ноябре 1623 года, где бунтовщики убили Полоцкого униатского епископа Иосафата Кунцевича[115].

Расследование, проведенное под руководством канцлера Льва Сапеги, показало, что витебский бунт не был «стихийным взрывом возмущения народных масс», как это утверждали царские, а затем советские историки. Его подготовило Виленское православное братство на деньги, полученные из Москвы. Руководитель бунта православный священник Степан Посьера и 77 его сообщников успели сбежать в Московию. Комиссии Л. Сапеги удалось арестовать и казнить только 19 погромщиков.

Переход православных в новую веру растянулся на много лет. Социальную базу униатства составляли крестьяне, мелкая шляхта и часть горожан. К концу XVII века количество униатов превзошло количество православных. А к 1772 году униатство исповедало 3/4 населения беларуских земель, в том числе 80-82 % крестьян.

Советские историки изображали униатскую церковь инструментом полонизации и окатоличивания беларусов. Этот тезис не соответствует историческим фактам. Уния не оправдала надежд польских политиков и Ватикана. Благодаря усилиям местных деятелей она стала барьером на пути окатоличивания беларусов и способствовала сохранению этноса в условиях полонизации, развернувшейся во второй половине XVII столетия — после «Потопа».

Историки-патриоты считают униатскую церковь национальной беларуской.

После раскола христианства в 1054 г. на белорусско-литовских землях делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. Однако все они были неудачны. И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения христианских церквей выступал католический Рим, который стремился расширить свое влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Римских пап поддержал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Он с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства, поскольку московские цари считали себя заступниками православных и на белорусско-литовских землях.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества литовского. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

В 1596 г. в Бресте состоялся церковный Собор, на котором было объявлено о создании униатской церкви. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив свою обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Основные условия унии были такими:

· сохранились все церковные праздники согласно православным календарем;

· на церковные должности назначаются только «русские» люди;

· монастыри и церкви не превращаются в костелы;

· запрещается переманивать в католичество униатов;

· Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;

· униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.).

Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов – поляков и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. Религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, Кунцевич и его сподвижники были убиты. Над восставшими была учинена жестокая расправа.

Но выбор народа, в конце концов, был сделан в пользу униатского вероисповедания, как наиболее отвечающего его национально – культурным запросам. Белорусский язык использовался в униатской церкви намного шире, чем в других храмах. И к концу ХVIII века число униатов было приблизительно 2/3 всего населения, большаю часть которых составляли крестьяне.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 4205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь