Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Городская жизнь на белорусских землях в 12 – первой половине 17 вв. Магдебурское право. Городское ремесло. Цехи. Внутренняя и внешняя торговля



 

Распространение товарно-денежных отношений привели к формированию сети городов и поселений. К середине 17 века в Беларуси насчитывалось более 450 поселений (более 750 во всем ВКЛ). Подавляющее большинство городов имели небольшие размеры, не более 300 дворов и назывались местечками, служили для проведения торговых операций посредством функционирования лавок, еженедельных торгов и ежегодных ярмарок. Предоставляли ночлег, питание, мелкий ремонт транспортных средств и продажу крепких напитков. Основание городов было выгодным делом, приносящим владельцу доход с пошлин и поборов с ремесленников и торговцев. Большинство городов и половины местечек принадлежали великому князю литовскому, остальные были частными. Частной собственностью могли быть один или несколько городских кварталов, которые не подчинялись городским властям и назывались юридиками.Это способоствовало развитии. Ремесла и торговли достигших к началу 17в.высокого уровня.

В городах этого времени насчитывалось около 200 ремесленных специальностей. Наиболее распостраненными были специальности, связанные с обработкой металлов, кожи, пр-вом продуктов питания, строительным делом, изготовлением одежды. Основывались предприятия (мельницы, лесопильни, сукновальни, предприятия по пр-ву железа, поташа, стекла и т. д.) с элементами капиталистического пр-ва и использованием наемной рабочей силы, однако доминировало мелкое ремесленное производство.С 15 в. для защиты своих экономических интересов ремесленники стали объединяться в цеха – организации, которые были монополистами на городском рынке, пытались регламентировать производство продукции и ее сбыт, не допускать на рынок города нецеховых производителей. Состояли из мастеров, имевших в распоряжении подмастерьев (товарышей) и учеников, во главе стояли цехмистры. Купеческие корпорации назывались братствами или гильдиями, играли важную роль в осуществлении товарного обмена между городом и деревней, и являлись важными производственными центрами внутри страны и зарубежьем. Главными статьями экспорта были зерно и технические культуры (лен, конопля, хмель), лес и продукты деревообработки (смола, деготь, зола, ), сало, мед, воск, кожи, меха и ремесленные изделия. С Запада импортировались металлы и изделия из них, ткани, вина, пряности, соль, сельдь, с востока - шкуры ценных пушных зверей. Интенсивность развития городов в 15-17вв. проявилась и в приросте населения, он осуществлялся за счет крестьян, выходцев из других городов и зарубежья.

Важным шагом по привлечению населения в города служило предоставление им самоуправления, на основе Магдебургского права, которое было сформировано в немецком городе Магдебурге в 13в. Оно давало право на самоуправление, иметь собственный герб, судебную систему, налоговые льготы, право владения городской землей, льготы в ремесленной и торговой деятельности, освобождало от службы в войске (кроме обороны города). Выборным органом самоуправления в городе был магистрат, который собирал налоги, исполнял судебные функции, управлял общественными работами, торговлей, принимал в городскую общину новых жителей. Возглавлял его войт – должность, которая давалась великим князем пожизненно, иногда в наследственное пользование. С конца 16 в. она стала выборной. Магистрат состоял из городской рады которую выбирали сами горожане, и лавы – органа по судебным делам. Первым из городов ВКЛ Магдебургское право в 1387 г. получил г. Вильно, затем в 1390 г. г. Берестье (Брест), Городня (Гродно) – в 1391 г., Полоцк – в 1498 г., г. Менск (Минск) – в 1499 г., Витебск – в 1597 г. и т.д. – всего более 40 городов и местечек.


Церковь и религия на белорусских землях в конце XVIв. Религиозная толерантность. Особенности развития духовной культуры. Архитектура. Искусство. Литература. Ренессанс. Николай Гусовский. Франциска Скарина

 

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух христианских конфессий – религиозных направлений, вероучений. Православной веры придерживалось в XVI в. большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Католическая вера распространялась и постепенно укрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католичество. В 20 – 30-е гг. XVI в. в ВКЛ утвердилась религиозная толерантность – веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569г. православная церковь начала терять свое ведущее положение в Беларуси. В конце XVI – начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольско-католическую политику руководства Речи Посполитой возникли братства – национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки.
В середине XVI в. на белорусские земли начали проникать идеи Реформации. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, чтобы она стала дешевой для прихожан, за богослужение на родном языке, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических богослужений. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества – в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, потому что хотели обособиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Наиболее ярким представителем реформационного движения в Беларуси стал один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Его образно называют «отцом Реформации в ВКЛ».
Во всех странах Европы во второй половине XVI в. началось религиозно-политическое движение против Реформации – Контрреформация (слово «контр» обозначает «против»). Его главными проводниками стали иезуиты – члены общества Иисуса Христа, которые через распространение идей просвещения стремились закрепить позиции католической церкви.
Наступление католичества в Речи Посполитой воплотилось в заключении в 1596г. Брестской церковной унии, которая объединила православную и католическую церкви в единую греко-католическую (униатскую). Руководители католической церкви путем объединения церквей мечтали одержать победу над православием и расширить свое влияние в Восточной Европе. По условиям унии православные верующие признавали управление униатской церковью со стороны папы римского, однако сохраняли свои прежние церковные обряды, которые отличались от католических.
В конце XVI – первом десятилетии XVII в. униатство как новая религия нередко навязывалось насильственно: принудительно закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. В результате получилось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Тогда руководство Речи Посполитой остановило жестокие притеснения православной церкви. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси стали униатами.
Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебное заведение – Виленскую иезуитскую академию. Она была создана на базе иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570г., и имела статус университета.
Давние исторические традиции замкового строительства были использованы при возведении замково-паркового комплекса в Мире. Образцом воплощения лучших традиций западноевропейской культуры стал дворцово-парковый ансамбль Радзивиллов в Несвиже. По решению ЮНЕСКО Мирский замок и архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже внесены в список Мирового наследия.
Замки, которые раньше строились как объекты обороны, начинают перестраиваться, главным образом, в места постоянного жительства магнатов. Для них стали характерны роскошь в оформлении, пышность убранстваПри строительстве церквей и костелов в этот период начинают преобладать черты архитектурного стиля барокко, который пришел из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля стал иезуитский костел Божьего Тела в Несвиже.
Ренессанс (Возрождение) – эпоха в развитии духовной культуры Европы в XIV–XVI вв., которая характеризовалась взлетом искусства и светской науки, становлением национальных языков и литератур, национального самосознания и гуманистического мировоззрения, что совпало с зарождением буржуазных отношений. Деятели Возрождения обращались к духовным традициям античности, уделявшей огромное внимание человеку во всех его проявлениях. Основой Ренессанса стало гуманистическое мировосприятие, которое акцентировалось на ценности жизни человека, его земных проблемах и нуждах. Пропагандировалась духовная свобода и неограниченны возможности личности в самопознании и исследовании окружающего мира.

Белорусские земли в составе ВКЛ развивались в общем контексте европейской культуры и были открыты для внешних контактов. С конца XIII – XIV в. здесь распространился готический стиль, сочетавшийся с элементами более раннего романского стиля, византийскими и древнерусскими традициями. Элементы западных стилей проявились в архитектуре замков, в скульптуре, декоративно-прикладномискусстве и т. д.

В конце XV – начале XVI в. в Беларуси сложились благоприятные условия для распространения идей Возрождения: рост городов и получение ими права на самоуправление; расширение международных связей; оживление общественно-политическойжизни; определенная секуляризация духовной сферы; официальный статус старобелорусского языка. Но господство феодализма, значительное влияние богословия на философскую и общественную мысль тормозили новые культурные процессы.

Выдающимися представителями Ренессанса в белорусской культуре были Франциск Скорина, Николай Гуссовский и Ф. Скорина из Полоцка, получивший образование в университетах Кракова и Падуи, является основателем книгопечатания в Восточной Европе.

В1517–1519гг. он издал в Праге 23 книги Ветхого Завета, а после приезда в Вильно основал первую в ВКЛ типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и «Апостол» (1525). Основными целями Ф. Скорины были духовное просвещение простого народа и воспитание у него высоких моральных и гражданских качеств. Его издания были дополнены предисловиями, комментариями и послесловиями, написанными на старобелорусском языке. Именно Ф. Скорина считается основателем белорусского искусства гравюры, в котором чувствовалось влияние немецкой гравюрной школы А. Дюрера.

Н.Гуссовского считают основателем ренессансной поэзии в ВКЛ.

В1523 г. в Кракове была издана его поэма «Песня о зубре», написанная на латыни под влиянием идей Возрождения во время пребывания в Италии. Автор прославлял героическое прошлое ВКЛ, призывал европейские народы прекратить братоубийственные войны и сплотиться для борьбы с общими врагами. Многочисленные сюжеты исторической поэмы Я. Вислицкого «Прусская война» (Краков, 1516) связаны с историей ВКЛ и белорусских земель. В Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг., написанных на старобелорусском языке, проявилось гуманистическое мировоззрение их составителей.

Ренессанс перевернул повседневную жизнь белорусского общества.

Значительные перемены под влиянием Ренессанса произошли в искусстве. Зародился светский портрет. Приглашенные из Европы художники создавали серии картин представителей отечественной знати. Книгопечатание способствовало распространению в ВКЛ искусства гравюры. Использование опыта западноевропейской иконописной традиции изменило отечественные иконы. В них точнее передавались пропорции тела, использовались бытовые и этнографические элементы. Следовательно, культура Беларуси обогащалась под влиянием Возрождения и внесла весомый вклад в развитие мировой культуры.

 

 


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1700; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь