Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функциональная характеристика публицистического стиля



 

Публицистический стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отноше­ния к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной за­метки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Стандарты вследствие различных причин (немотивиро­ванного включения.в зоны коммуникации, длительного частотного употребления и т.д.) могут превращаться в ре­чевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стан­дартными формулами ясной и точной семантики, экспрес­сивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации, например: горячая поддерж­ка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес..., в целях распространения..., рентабельность предприятий, наведение элементарного порядка и т.п. В результате многократного повторения в стертый штамп превратилось слово плюрализм (плюрализм мнений, политический плюрализм), 1 привлекавшее к себе внимание в конце 80-х гг. XX века. То же произошло и со словами коренной (коренные пре­образования, коренная перестройка, коренные проблемы), радикальный(радикальное мнение, радикальные реформы, радикальные изменения) и др.

Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическую окраску: застрель­щик, труженик, посланец, созидание, свершения, экстремисты, широковещательные, позитивные,, гарант, импульс, альтернатива, вклад (в борьбу...), авангард и т.д. Подобные слова в публицистическом стиле носят социаль­но-оценочный характер.

Многочисленны примеры так называемой публицисти­ческой фразеологии, позволяющей быстро и точно давать ^информацию: мирное наступление, сокращение вооруже­ний, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, механизмы торможения, позитивные перемены, межгосударственное соглашение, пакет предложений, во­просы безопасности, пути прогресса, политический аван­гард, ратификация договора и др.

В рамках этого стиля много таких слов и словосочета­ний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сиг­нал, стряпня, школа, пакет в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы, пакет молока) не имеют публицистической окраски. В переносном же (практические шаги, сигнал с предприятия, нацио­налистическая стряпня, школа выживания, пакет мирных предложений) они эту окраску приобретают. В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия, получить нокаут не являются

фразеологизмами. Употребленные в переносном значении, они представляют собой типичные примеры публицистической фразеологии.

В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки; атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры); военного дела: строй (ввести в строй), фронт (фронт борьбы), курс (новый политический курс); спорта: раунд (последний раунд встречи), тур (очередной тур переговоров) и т.д.

Характерной особенностью публицистически окрашен­ных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрес­сивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а |социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией (актив, милосердие, труженик, благосостояние, благотворитель­ность, помыслы, дерзать, воздвигать, самопожертвова­ние, процветание и под.), с другой - слова и выражения, имеющие отрицательную коннотацию (обывательский, на­саждать, вояж, притязания, саботаж, наемники, апар­теид, расизм, обезличка, пробуксовка и т.п.)

Своеобразным экспрессивным средством публици­стического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Причем процесс проникновения подобных раз­рядов слов в печать с каждым годом становится все интен­сивнее. Этому есть объяснения экстралингвистического плана: неуклонное расширение международных контактов. Однако у многих лингвистов появились опасения, что через нашу публицистику в русский язык проникают такие ино­странные слова, без которых мы можем легко обойтись. Вот несколько примеров из периодической печати послед­них лет: Любители эстрадной музыки вскоре смогут при­обрести так называемый " макси сингл" - диск-гигант; Манфред Мэнн завершил работу над очередным альбомом: были смикшированы семь из одиннадцати задуманных композиций.

Безусловно, всегда необходимо помнить о том, что употреблять иноязычные слова надо с учетом тематики, смысловой и эстетической целесообразности.

Во всех функциональных стилях обычным является со­четание стилистически окрашенных элементов с нейтраль­ными, однако происходит это в каждом стиле по-разному. В официально-деловом, например, стилистически маркиро­ванные элементы однородны и определенны: у них книж­ная и канцелярская окраска. Почти то же наблюдается и в научном стиле (здесь стилистически маркированными счи­таются термины). Совсем иным является сочетание нейтраль­ных и стилистически окрашенных средств в публицистиче­ском стиле, где принципиально возможна любая стилистическая окраска, от самой низкой До самой высокой, причем само сочетание часто носит нарочитый, конфликтный ха­рактер- наблюдается " конфликт экспрессии и стандарта как общий признак газетных и других публицистических текстов" (В.Г. Костомаров). Так, в предложении Речь шла по сути уже не о химии удобрений, а о химии приписок в интересах повышения плодородия премиальной нивы штамп в интересах повышения резко противопоставляется слово­сочетанию химия приписок, в котором слово химия приоб­ретает просторечный характер. В отрывке Потом посреди комнаты материализовался дух Малюты Скуратова и би­тый час читал мне лекцию о любви и дружбе. Какое-то приблудное привидение, не теряя времени, попросило треш­ку до тринадцатой зарплаты контрастируют книжное со­четание материализовался дух и разговорное битый час, книжное не теряя времени и просторечное трешка. Конеч­но, такое своеобразное " конфликтное" соотношение окра­ски и стандарта, эмоциональности и информативности по-разному проявляется в различных публицистических жан­рах, однако всегда является конструктивным признаком этого функционального стиля.

На морфологическом уровне публицистически окра­шенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде все­го, можно отметить стилистически значимые морфологиче­ские формы различных частей речи. Например, для публи­цистического стиля характерно употребление единственно­го числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для бри­танского налогоплательщика и под.

Частной особенностью публицистического стиля явля­ется употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе в особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении 'совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями' (городские власти), свободы - со значением конкретизации (политические свободы)

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утвер­ждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент... Летайте само­летами Аэрофлота, а?

Встречаются в публицистическом стиле, хотя и редко, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властию, жизнию, кровию и под. (ср.: властью, жизнью, кровью}. Публицистически окрашенными считаются и при­частные образования на -омый (ведомый, влекомый, несо­мый и под.).

Морфологические особенности публицистического стиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. суще­ствуют определенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтому становятся его " морфологи­ческой особенностью". Например, согласно исследованиям Б.Н. Головина, чрезвычайно высокой является частотность употребления родительного падежа в публицистическом стиле - 36 % (в стиле художественной литературы - 13 %). Это такие употребления, как плюрализм мнений, время пе­ремен, министр торговли, проведение конференции, отказ от военной силы, пакет предложений, реформа цен, выход из экономического кризиса. Исследование частотности упот­ребления глагольных временных форм показывает, что для публицистического стиля характерно настоящее и про­шедшее время. Причем по употреблению форм настоящего времени данный стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым. Очевидно, это объясняет­ся тем, что в публицистике подчеркивается " сиюминутный" характер описываемых событий, поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики ^Польша; Через две недели открывается концертный сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет за­творником в родном селе Овсянка под Красноярском (т газет).

Форма прошедшего времени здесь более частотна по сравнению с официально-деловой и научной речью и менее частотна, чем в языке художественной литературы: С боль­шим успехом завершился нынешний театральный се­зон в Дрезденской государственной опере. Полмиллиона дрезденцев, гости этого прекрасного города из десятков стран мира смогли побывать за это время на опер­ных и балетных спектаклях; События развернулись с молниеносной быстротой (из газет).

В публицистическом стиле самыми частотными оказы­ваются отрицательные частицы не и ни, частица же в уси­лительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом от­личается обилием отвлеченных понятий и положений, в нем возрастает " нагрузка" производных предлогов как бо­лее " конкретных" (по сравнению с непроизводными), а глав­ное - однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, на пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.: В этом плане предстоит много сделать в свете задач, выдвинутых значительными пере­менами в жизни; Можно, конечно, отнести это к частно­стям войны, как это мы делали раньше в отношении во­еннопленных, не называя даже приблизительно их числа; В ходе обстоятельного разговора было выражено общее мнение, что в условиях возрастания роли парламентов наших стран в решении кардинальных проблем обществен­ной жизни открываются более широкие возможности для обогащения их сотрудничества (из газет).

Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких в научной. Например, риторические вопросы: В эту реши­тельную минуту - выдержит ли, выдюжит ли русская ру­ка? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в ал­мазах? (С. Кондратов), вопросно-ответная форма изложе­ния - действенная форма оживления речи, своеобразный " диалог с адресатом": Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов), повторы (или так называемый ложный плеоназм): Побеж­дают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеж­дают те, кто ясно видит будущий день истории; побеж­дает " давление жизни" (А.Н. Толстой), восклицательные предложения: - Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собст­венного чудовищного рукоделья! (С. Кондрашов). Кроме то­го, в публицистической речи часто можно встретить раз­личного рода расчленения текста, т.е. такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется - позиционно и интонационно - и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция): Земельная реформа - какова ее цель?; Новые партии, фракции парламента и Советы - кто из них сегодня сможет осуществлять впасть таким образом, чтобы она была не декорацией…

Для публицистического стиля (в отличие от научного и официально-делового) характерно частое использование ин­версивного порядка слов. Здесь активно применяется актуа­лизация логически значимых членов предложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские пред­приниматели совместно с руководством управления исправительно-трудовых учреждений.

По мнению некоторых лингвистов, публицистический стиль занимает промежуточное положение между разговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным – с другой.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
  2. Будущее изучение сюжета в кино зависит от изучения его стиля и особенностей его материала.
  3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ И ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Внутренняя дифференциация научного стиля.
  5. Вопрос 12. Прием маски в английской и американской журнальной традиции. Журналистская и редакторская деятельность Аддисона и Стиля.
  6. Вопрос 30: «Линейно-функциональная структура управления, её достоинства и недостатки»
  7. Вопрос 39: «Линейно-функциональная структура управления, её достоинство и недостатки»
  8. Вопрос: 32 Теория выбора стиля руководства
  9. Глава 14. РЕЧЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ
  10. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
  11. ДИНАМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
  12. Изменением существующего стиля


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь