Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выявление особенностей формирования двигательных навыков у школьников
Цель: выявление особенностей формирования двигательных навыков у учащихся. Навык – автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Существуют навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности: двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе; умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства письменных и устных заданий, работы с книгой и т.д. В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторных действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но от других причин объективного (условий работы, наличие и состояние оборудований) и субъективного характера (физиологических: утомление, состояние здоровья; психических: отношение к выполнению деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамики навыка). Процесс формирования навыка описан у Н.А. Бернштейна. Он выделил 3 периода формирования навыка. В первый период происходит знакомство с движением и первоначальное овладение им. Обучение движению начинается с выявления его двигательного состава, т.е. того, какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Например, когда спортсмен толкает рукой ядро, то какие движения в это время он совершает корпусом. Знакомство с двигательным составом действия происходит путем рассказа, показа, разъяснения, наблюдения. В этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Часто, если его показывает опытный мастер, создается иллюзия необыкновенной простоты и легкости выполнения. Однако, как правило, новичка ждет разочарование: движение совершенно не получается. Как только начинается движение, на субъекта обрушивается поток совершенно непривычных сенсорных сигналов о нем, идущих от всех частей тела, со всех рецепторных поверхностей. И человек не может в них разобраться. Таким образом, следующая фаза первого периода (она наиболее трудоемкая) уходит на бесконечные повторения с целью прояснения внутренней картины движения. Одновременно человек учится перешифровывать афферентные сигналы (сигналы, идущие от мышц) в двигательные команды. Накопление «словаря перешифровок» – одно из самых важных событий этого периода. Большое количество повторений здесь необходимо потому, что перешифровки должны быть найдены в ответ на любые отклонения, на любые варианты движений. Первоначальная отработка всех элементов, составляющих навык, происходит на уровне сознания. Второй этап формирования навыка – автоматизация движения. В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней (эти уровни не контролируются сознанием). В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении. По мере автоматизации движения, последнее уходит из-под контроля сознания. Субъект должен помочь этому процессу «ухода» из сознания. Если в течение первого периода человеку нужно максимально включаться в движение (вдумываться и вчувствоваться в него, пристально следить за каждым его элементом и т.п.), то теперь следует делать прямо противоположное: перестать обращать внимание на движение. С этой целью тренеры и педагоги используют целый ряд приемов. Например, предлагают ускорить темп движения или непрерывно повторять его много раз подряд. Но самый эффективный прием состоит в том, чтобы включить данное движение в более сложную двигательную задачу, т.е. сделать так, чтобы оно выступило уже не как самоцель, а как средство решения более общей задачи. В последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации. Навык обретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Если в период первоначальной автоматизации движение могло выполняться чисто только в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость. Например, футболист может играть при дожде на скользкой траве, теннисист – при ветре и т.п. За счет чего приобретается такая помехоустойчивость? За счет того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внешними и внутренними помехами. Все они были отработаны, и теперь на каждый возможный случай у него имеется запас соответствующих коррекций. Под стандартизацией навыка имеется в виду приобретение навыков стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий. Содержание задания. Проанализировать процесс освоения учащимися на уроке физкультуры какого-либо нового движения (упражнения). Для этого выбрать двух учеников (мальчика и девочку) и наблюдать за выполнением ими нового движения (упражнения) в течение нескольких уроков до окончания формирования навыка. Результаты наблюдений фиксировать в протоколе. Форма протокола наблюдения
Анализ полученных результатов. Необходимо проанализировать наблюдения по следующему плану: Ø характер освоения ориентировочной основы действия: способ восприятия ориентировочной основы действия – образец; пояснения; образец и объяснение; самостоятельность в выделении отдельных частей действия при освоении навыка (ученик делает это самостоятельно или с помощью учителя); дополнительная помощь (повторный показ или объяснение, указание на ошибки при выполнении действия); Ø динамика в освоении навыка (время освоения, количество попыток и т.д.), степень освоенности навыка; Ø индивидуальные особенности освоения двигательного навыка учащимися. По результатам наблюдения сделать вывод об особенностях освоения двигательного навыка данными учениками. 1.3.2 Изучение психомоторной и функциональной асимметрии учащихся (спортсменов) Цель задания: исследование влияния психомоторных и функциональных асимметрий учащегося на процесс выполнения физических упражнений и составление их индивидуального профиля асимметрии (ИПА). Содержание задания. Практическое освоение данной темы студентами включает задания на исследование моторной, сенсорной асимметрии, психической асимметрии, определение ИПА. Исследование моторной асимметрии предусматривает определение ведущей руки и ноги, сенсорной – ведущего глаза, психической – типа полушарной активности головного мозга. ИПА строится на основе полученных данных. Студенту необходимо изучить моторные, сенсорные и психические асимметрии у всех учащихся класса, описать их ИПА и на этом основании: а) определить склонность учащихся к определённым видам спорта; б) выявить учащихся, уже занимающихся какими-либо видами спорта, и описать взаимосвязи между ИПА и особенностями овладения этими видами спорта у данных учащихся. Под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сенсорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигательная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между собой. Моторная асимметрия – это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Моторные асимметрии присущи всем людям. В циклических видах физических упражнений одинаково задействованы обе стороны тела, обе руки, обе ноги спортсмена. В ациклических видах физических упражнений обычно более активными являются ведущая рука и ведущая нога спортсмена, что важно учитывать в двигательном обучении и спортивной тренировке. Сенсорная асимметрия – это проявление неравенства функций органов чувств. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека (глаз и ушей). При этом самооценка ведущегоглаза и уха часто не совпадает с данными специального обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асимметрия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асимметрия по слуху. Особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигательной деятельности и необходимостью постоянной концентрации внимания на точности выполняемых двигательных действий (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Психическая асимметрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле – в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асимметрия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15–16 лет.ФА спортсменов рассматривается как фактор достижения высоких спортивных результатов. Показано, что влияние ФА зависит от специфики вида спорта. В зависимости от вида спорта ФА является либо положительным, либо отрицательным фактором. Под влиянием спортивной деятельности ФА может усиливаться (например, теннис, волейбол, единоборства, стрелковые виды и др.) или, наоборот, сглаживаться (циклические виды спорта, прыжки в воду, прыжки на батуте и др.) Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) – это присущее конкретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосторонним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей отмечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха и левосторонняя асимметрия функций осязания, обоняния, вкуса. В целом ФА спортсменов изучается в рамках проблемы реализации индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе, формирования индивидуального стиля деятельности, а также спортивной ориентации и отбора. Функциональная специализация полушарий мозга
1.3.2.1 Исследование моторных асимметрий Задания для определения ведущей руки Самооценка» Инструкция: «Какая рука, по вашему мнению, является у вас ведущей, т.е. более активной». Аплодисменты» Инструкция: «Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т.е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено и по данному тесту вы – амбидекстр». Поза Наполеона» Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча». Переплетение пальцев» Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой». Поднимите упавшую ручку» Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука – это рука, в которой вы держите поднятую ручку». Динамометрия» Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату». Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем 1/2от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального 1/2 усилия. Например, вы правой рукой показали 32, а 1/2 усилия – 22 (ошибка составила +5). А левой рукой – 30 и 13 (ошибка –2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука». Рисунок» Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой – круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой – квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром». Поймать мяч» Инструкция: «Встаньте в парах на расстоянии 3–5 шагов друг напротив друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его должен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы поймали мяч, является ведущей». 9. «Бросок» Инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть в нее шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух метров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию». Протокол исследования
Задания для определения ведущей ноги Самооценка» Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч. Какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)». Нога на ногу» Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху – ведущая». Шаг вперед» Инструкция: «Задание выполняется из исходного положения стоя. По команде поднимитесь на носки, а затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей. Ступенька» Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)». 5. «Длина шага» Инструкция: «Задание выполняют одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу, по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же – левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы