Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Простратнство и время права (очень кратко, относится к онтологии, на экзамене можно сказать пару слов, но все не нужно)
Разговор о бытии права будет неполным без рассмотрения вопросов о пространстве и времени права. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. К свойствам пространства относится протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. Время характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Нельзя не отметить важной характеристики времени права, отличающей его от общефилософской трактовки времени. Время права исторично. Это положение может быть подтверждено значительным количеством примеров. Так, в разные эпохи менялись представления о времени становления личности полноценным правовым субъектом. В разное время человек получает права и начинает нести ответственность. Следует сказать и о том, что время право не обладает характером однородности. Одни временные отрезки не равнозначны другим. Разные юридические институты имеют разную длительность, в некоторых время спрессовано, вдругих растянуто. Любая правовая система, норма и закон права существуют определенный отрезок времени и затем или исчезают вовсе или трансформируются. Применительно к юридической практике время именуется сроком и измеряется днями, месяцами, годами и т.д. Особый интерес в рамках проблемы времени права представляет данность в праве временных пластов настоящего, прошлого и будущего. Позитивное право всегда живет в настоящем. Для правового позитивизма любое право продукт определенного времени и места. В этом случае право изменяется во времени со скоростью изменения тех общественных институтов и отношений, которые оно регулирует. Естественное право вырвано из настоящего и бытийствует в вечности. Его имманентная приложимость означает утверждение особого соположения планов прошлого и будущего. Прошлое удивительным образом оказывалось в будущем, чтобы затем, временясь оттуда, определить настоящее. Ярким примером может служить Советский Союз, где конкретика правовой нормы соотносилась с тем ее значением, которое она приобретет в будущем оптимальном обществе. Другой пример: война в Ираке. Ее временная логика такова: мы сначала вторгнемся в Ирак, а потом найдем то, что оправдывает наше вторжение. Юридическое прошлое (повод к вторжению) оказывался в будущем. Для характеристики временного бытия права в обществе используется категория «хроносфера». Исследователи считают, что «хронологическая сфера правового регулирования представляет собой определенный временной срез (этап) социального времени, характеризующий уровень социальной (в т.ч. правовой) культуры обособленного (пространственной сферой юрисдикции государства) социума». Пространство права представляет собой тот массив общественных отношений, который характеризуется правом. Оно образуется на пересечении индивидуального, группового и социального бытия. «Правовое пространство – это граница объектов, качественное своеобразие которых формируется правом». Индивидуальные и общие интересы составляют пространство правового бытия в той части, в какой для их сохранения требуется наличие безусловно обязательного нормативного порядка, опирающегося на легитимное принуждение. Правовое пространство жестко не отделяется от иных уровней и феноменов бытия. Вот почему любой объект получает статус «правового» в той мере, в какой его бытие соприкасается с частными или общими интересами, регулируемыми правом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на протяжении веков пространство права было подвержено изменениям. Так на заре своего становления пространство право было достаточно маленьким. Сегодня же право стремится опосредовать собой подавляющее большинство общественных отношений. Пространство права бурно растет, появляются все новые и новые отрасли права. Специфично личностное правовое пространство. Пространство, которое право занимает в жизни личности, отдельного человека, может быть разным. Для одних это пространство минимизировано. В этом случае мы сталкиваемся с правовым негативизмом или правовым инфантилизмом. Противоположная крайность – чрезмерное увлечение человека правом, когда все, даже сугубо интимные отношения представляются через призму юридических категорий и норм. Сутяжничество, юридический педантизм никогда не украшали личность. Право в этом случае высушивало человека, убивало в нем все человеческое. Рассуждая о пространстве права нельзя не признать, что сегодня это пространство – весь мир. Дело в том, что концепция правового государства в конечном итоге упраздняет государство национальное. Она неминуемо должна сводить различия национальных государств до столь мизерного уровня, что их можно уже не принимать во внимание. Атомарное сообщество, в котором свобода каждого гарантируется рациональным правом, не может иметь принципиальных отличий в рамках национального государства. Специфический колорит страны предстает феноменом, мешающим разуму, а потому подлежащим устранению. Учение о способах познания права (правовая гносеология).
Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях. Легистская гносеология В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти. В силу такой позитивистско-прагматической ориентированности легистская гносеология по преимуществу занята: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона) 2) выяснением мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти, выраженных в тексте официального акта. Истина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнения, хотя и официально-властного мнения. По логике такого правопонимания, одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа. Наука же в лучшем случае может адекватно постигнуть и выразить это воплощенное в законе (действующем праве) властно-приказное мнение. Позитивистская гносеология тем самым по существу отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, предметом которого является позитивное право, а целью и ориентиром - догма права, т.е. совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) праве, о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизации, комментирования и т.д. Позитивистская гносеология закона (действующего права) ориентирована не на познание сущности закона, не на получение какого-то нового (отсутствующего в самом фактически данном законе) знания о действующем праве, а на его адекватное (в юридико-догматическом смысле) описание. Все знание о праве, согласно такому правопониманию, уже официально дано в самом позитивном праве, в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о праве состоит в правильном уяснении и толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя. При этом проблематика гносеологии права во многом сводится к вопросу о правильном лингвистическом анализе текста официального акта. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2053; Нарушение авторского права страницы