Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого.



Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. В начале 20 века была опубликована работа Л. И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности.

Право выводится через психологические закономерности, связанные с эмоциями и переживаниями людей по поводу предписаний норм права. Психика людей служит центральным фактором действенности права, а именно: закон, не нашедший отклика у граждан, вряд ли будет ими исполнен. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида (юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен " где-то в пространстве над или между людьми, в " социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там" ). Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека (эмоции служат главным побудительным (" моторным" ) элементом психики, именно они заставляют людей совершать поступки)

Право делится на интуитивное (исходящее их личных переживаний) и позитивное (установленное государством). По его мнению, существует множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов.

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях.

Петражицкий признает различия между правом и нравственностью. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, а для права важно исполнение обязанностей.Одним из важных выводов теории стало положение о том, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности).

Петражицкий выделяет такие специальные функции права, как «распределительная» и «организационная». Кроме того, к заслугам Петражицкого относят освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе он создал учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права (книжное право, «право принятых в науке мнений», «право учений отдельных юристов или групп их», «право юридической экспертизы»; «право изречений религиозно-этических авторитетов)» и «право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения», «договорное право», «право односторонних обещаний», «программное право» (программное заявление органов государственной власти), «признанное право» (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения).«Прецедентное право» усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также «общенародное право как везде существующее право» (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что «так принято во всем мире», «у всех народов»).

Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей

+ большое внимание уделено человеку, как личности, роли правосознания в правовом регулировании общественных отношений.

- не совсем учитываются иные факторы, влияющие на создание права (экономические, политичсекие и др.); объявление интуитивного права действительным правом.

11. Социологическая школа права (О.Эрлих, Р.Паунд).

Формирование социологической юриспруденции началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Родоначальниками социологического направления в юриспруденции являлись: Р. фон Иеринг - в Германии, Л. Дюги и М. Ориу - во Франции, М.М. Ковалевский и С.А. Муромцев - в России.

Социологическая концепция права сложились в полемике с юридическим позитивизмом, господствовавшим в правоведении XIX в. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции, сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи социологического направления противопоставили концепциям юридического позитивизма понимание права как " живого", динамичного правопорядка.

Право- это система правоотношений, реальное поведение людей. Нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право, гораздо важнее то право, которое складывается в жизни (так называемое «живое право» - система правоотношений, взаимодействие людей в сфере права). Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи, как творца права и большое значение уделяется юридической практике и актам правоприменения, а не собственно законам. Представители данной школы различают право и закон: нормы права представляют собой часть права, а собственно право составляют правоотношения и юридическая практика.

Эрлих, Ойген ( 1862 - 1922) — австрийский правовед и социолог. Он по праву считается одним из основателей социологии права. Наиболее значительное его произведение — «Основоположение социологии права» (1913 г.). Он отмечал, что существующие правовые теории дают неадекватный взгляд на правовую реальность общества, признавая право только в виде суммы законов и уставов, значительная часть из которых не работает.

Социология права, по Эрлиху, — отрасль, которая исследует право, опираясь на факты. К последним он относил обычаи, владение, господство и волеизъявление. Он рассматривал право как «живое право», которое спонтанно и естественно возникает в обществе. Эрлих полагал практику единственным способом выработки законов. Если закон становится нормой жизни, значит, он имеет право на существование. Само право возникает внутри общественных союзов – в семье, профсоюзе и т. д. Нормы возникают в процессе внутренних взаимоотношений. Для регулирования организационных отношений создаются так называемые нормы первого порядка, для поддержания существования союза – нормы второго порядка (они поддерживают нормы первого). В результате их взаимодействия формируется «живое право». Им руководствуются люди в своем повседневном поведении.По Эрлиху, закон должен обеспечить реализацию прав людей в рамках живого права. Система правосудия призвана опираться на толкование закона квалифицированными юристами. Система законов не является какой-либо догмой, обязывающей к буквальному исполнению. Она пластична и изменчива.

Он провел различие между изложенными в уставах и уложениях юридическими нормами и «живыми» нормами-решениями, основанными на нормах поведения. Последние, согласно Эрлиху, на самом деле управляют жизнью в обществе.

Американский юрист Роско Паунд (1870-1964) – американский правовед и социолог. Разработки Р. Паунда объединены им в пятитомной «Юриспруденции».

Роско Паундопирался на прагматизм (влиятельное направление в американской философии, прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости).

Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением " права в книгах" (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу " права в действии". Юриспруденция должна демонстрировать, как действует закон. Следует анализировать, как закон определяет повседневное поведение людей.

Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Согласно взглядам ученого право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. В развитом индустриальном обществе право становится главным инструментом социального контроля.

В современной правовой системе он выделяет три стороны:

1) право как порядок и способ управления социальными процессами с помощью силы (источник силы – государство);

2) право как процесс администрирования и судопроизводства (совокупность правовых предписаний);

3) официальные правовые документы (ими руководствуются при отправлении правосудия и принятии управленческих решений). Право – основной регулятор социальных отношений. Оно служит солидаризации членов общества, устраняет между ними конфликты и разногласия. Правотворчество сродни социальной инженерии.

Цель права – примирение и гармонизация сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований различных социальных групп и индивидов

Паунд не претендовал на полную универсальность своих постулатов, подчеркивая их применимость только к цивилизованному обществу.

Основные положения социологической теории права сводятся к следующему: Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным понять его сущность. Она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе. Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в действительности – это не столько система официальных норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер. Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений. В современной социологии права достаточно прочно утвердилось представление о том, что в ее задачу входит изучение как воздействия социальной жизни на право, так и воздействия права как одного из социальных феноменов на социальную жизнь.

+ большое внимание уделяется судебной и арбитражной практике; исследуется эффективность правовых норм.

- есть рсик произвола со стороны судебных органов, так как их акты признаются правом; размытие понятия «право»


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь