Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какова основная проблема позитивизма и неопозитивизма. Основные представители.



Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

 

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1. Первый (классический) позитивизм Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

 

Основатель позитивизма О.Конт (1798-1857) его работа: “Курс позитивной философии” Основные идеи этой работы:

1. Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2. Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а) Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б) Метафизическая - бог становится субстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляд на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4. Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка исторического процесса.

 

Влияние психоанализа на формирование общественного сознания

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование философии сознания. Его основное открытие – изучение бессознательного (по мнению авторов, наиболее глубинной и определяющей сферы психики). Основатель ‑ З. Фрейд (1856-1939).

Фрейдистская модель психики: сознание + предсознание (непознанное, но доступное познанию) + бессознательное. Бессознательное энергичнее, ярче и богаче сознания. Предсознательное – фильтр.

Бессознательное (Оно, Либидо, Эрос) давит на сознание (Я, Эго), и Я становится ареной борьбы желаний и долга. Для самозащиты Я людьми создается Сверх-Я: социальные механизмы стимулирования-принуждения, обуздывающие бессознательное, сублимирующие (преобразующие) его энергию в социально полезные формы.

Лечение с помощь психоанализа состоит в том, чтобы освободить от излишних страхов (психозов, неврозов) «Эго» (Я), чересчур сдавленное подсознательным и сверхиндивидуальным.

После Фрейда, психоанализ развивался, расширяя представления о ведущей роли бессознательного, снижая значение сексуального, выявляя роль общества в формировании бессознательного.

Ведущие школы: структурно-символический психоанализ (Юнг), неофрейдизм (Адлер), фрейдомарксизм (Маркузе), экзистенциальный психоанализ (Фромм?! ).

 

Экзистенциализм

(от лат. existentia — существование) — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.

Истоки Экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой “неподлинное существование”, обретение экзистенции предполагает решающий “экзистенциальный выбор”, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому “самому себе”.

Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.

В ХХ в. Экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета Экзистенциализма В своей основе Экзистенциализм — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.

Принято делить Экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направленияЭкзистенциализма — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Религиозная направленность Экзистенциализма носит не конфессиональный характер, она близка к учению Толстого. Например, Марсель понимает Бога как “абсолютное Ты”, как самого интимного и надежного друга (пользуясь лингвистической терминологией — ср. модальности, - можно сказать, что Бог Экзистенциализма существует в модальности императива, молитвы, внутреннего диалога).

Основная проблема Экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, “экзистенциальная тревога”, тошнота, скука. “Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха”. Это и есть “подлинное существование”, спокойно-трагическое в мире религиозного Экзистенциализма и безнадежнотрагическое в мире атеистического Экзистенциализма.

Экзистенциализм — философия жизни. В этом смысле он составляет резко контрастирующую пару с аналитической философией, не менее влиятельной, чем Э., и надолго его пережившей. Как философское направление Экзистенциализмкончился в 1960-е гг., аналитическая философия жива до сих пор. Сравним схематически эти два направления мысли ХХ в.:

Здесь-бытие

Даза́ йн (в русской терминологии используется и в оригинальном написании нем. Dasein) — философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция» так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «существование здесь», «присутствие». Также встречается перевод «сиюбытность». Иногда используются транслитерация (как в настоящей статье) и немецкое написание.

БЫТИЕ-В-МИРЕ (In-der-Welt-Sein) — первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в “Бытии ивремени” (раздел “Экзистенциальная аналитика”, § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общегосознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. “Мир” в этом смыслеявляет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек “находится”. “Бытие-в-мире” более изначально, нежели всякое познание, т. е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью “иметь” вещи, “относиться” к ним, прежде чем этаспособность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.).

 

 

Русская философия

Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества складывается сравнительно поздно.
2. Генетическая связь с Эллинизмом, истоки которого находятся в греческом (восточном) христианстве.
3. Глубокий интерес к народу.
4. Важная роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев).
5. Гносеологический реализм, т. е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости.
6. Огромная роль интуиции, чувственного опыта.
7. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). Соборность противостоит западному индивидуализму, сводящему на нет личность, и позволяет сохранить общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала. Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство.
8. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом. Религиозные христианские философы: Бердяев, Булгаков, Карсавин, Киреевский, Несмелов, Розанов, Соловьев, Федоров, Флоренский, Франк. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.).
9. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта – формирование в конце XVIII – начале XIX вв. такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс.
10. Недостатками русской философии являются ее несистематичность, недоработанность и недооценка рационалистических конструкций.

 

II. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.
Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.
От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.
Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.

28. Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений бытия.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют две группы онтологических категорий, первая из которых раскрывает тип организации бытия, его структуру, вторая – детерминации бытия, его упорядоченность и обусловленность. Почти все онтологические категории «парные», что является отражением фундаментальной противоречивости бытия.

 

К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др.

Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Связь между единичным и общим выражается в понятии «особенное»: каждый единичный объект относится к какому-то классу объектов (общее), но обладает своими неповторимыми чертами (особенное).

Содержание и форма - категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон. Содержание – определяющая сторона, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей. Форма – способ существования и выражения содержания, а также способ его упорядочения («внутренняя форма»). Понятия «форма» и «содержание» разрабатывались многими мыслителями прошлого, от Аристотеля до Гегеля, но именно последний создал идеальную по лаконичности формулу их взаимосвязи: «форма содержательна, а содержание оформлено».

Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиямикак система и элементы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта. Изучение явления как системы (системного объекта), обладающей устойчивой, целостной структурой, называется системным подходом. Системы бывают открытые и закрытые. Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией, а закрытые системы– нет. Высший тип систем самоорганизующиеся системы, изучаемые синергетикой (см. 3.1.3).

 

Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона).

Детерминизм – (лат.determine – определяю) философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название « индетерминизм».

Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление ( причина ) при определенных условиях порождает другое явление ( следствие).

Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных.

 

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события (напр., гибель живого организма от старости). Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами (напр., гибель животного от пули охотника).

Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит, полностью отождествляя причинность и необходимость, отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм (названный по имени французского ученого П.Лапласа) который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм (лат. fatum – рок) – учение о всеобщей предопределенности явлений (см.3.4.4).

Ограниченность механистического детерминизма обнаружилась в начале ХХ века в связи с развитием квантовой физики, поскольку причинно-следственные связи между микрообъектами не укладывалось в жесткие рамки механистической предопределенности. Квантовая физика поначалу заняла позицию индетерминизма – отрицания причинности в микромире, однако со временем выработала новые представления о причинности и, следовательно, новое понимание принципа детерминизма.

Важную роль для понимания взаимосвязи причины и следствия имеют категории возможность и действительность, которые характеризуют две основных ступени в становлении и развитии объекта, его движение от причины к следствию. Возможность – это предпосылка возникновения какого-либо явления. Действительность - это реализованная возможность, реальное существование какого-либо явления. В причинно-следственных связях следствие уже потенциально содержится в каком-либо объекте, а причина реализует эту возможность, превращая ее в действительность.

Детерминизм базируется не только на принципе причинности, поскольку причинность – не единственный вид обусловленности и упорядоченности явлений, но и на представлениях о наличие в объективной действительности закономерных связей и отношений. Понятие закономерности (закона) для своего раскрытия требует анализа категорий сущности и явления, которые, соответственно, выражают глубинный и поверхностный уровни постижения действительности.

 

Сущность и явление – философские категории, отражающие наличие в любом объекте внутреннего содержания (сущности) и его внешнеговыражения (явления). В истории философской мысли сущность всегда трактовалась как нечто умопостигаемое (например, «идеи» Платона), а явление – как то, что дано нам в чувственном восприятии. Обычно сущность противопоставлялась явлению вплоть до объявления ее непознаваемой (например, кантовская «вещь-в-себе»). Гегель, настаивая на взаимосвязи этих двух сторон бытия, утверждал, что сущность является, а явление существенно. В последующем развитии философии было отмечено, что эти категории выступают как ступени постижения объекта: сначала изучаются его чувственно-воспринимаемые свойства, а затем мышление проникает в сущность. Взаимосвязь сущности и явления не означает их тождества. Как отметил К.Маркс, если бы сущность и явление совпадали, то «всякая наука была бы излишней». Категория сущности непосредственно связана с одним из центральных понятий неуки и философии – с понятием «закон».

Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются:

- объективность: под термином «закон» в науке понимаются не правила, принятые людьми для регулирования своей жизнедеятельности, а существующие независимо от них объективные связи бытия (напр., закон всемирного тяготения);

- необходимость: в законе фиксируются главные, постоянные взаимосвязи, а не случайные, побочные;

- существенность: закон раскрывает сущность объектов, а не их внешние свойства и качества; смешение сущности и явления – одна из причин научных ошибок;

- устойчивость и повторяемость - важнейшие признаки, позволяющие отделить закономерные связи от случайных, поверхностных и т.п. Научным методом, позволяющим эффективно выявить устойчивость и повторяемость в связях между объектами, является эксперимент. Его применение значительно ускоряет темпы научных открытий (см. 3.3.2), поскольку позволяет воспроизвести объект столько раз, сколько необходимо для обнаружения устойчивости и повторяемости.

Бытие многообразно, поэтому существуют различные типы законов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По основным видам бытия выделяют:

- законы природы, которые, в свою очередь подразделяются на законы микромира, макромира и мегамира;

- социальные закономерности, которые проявляются как тенденции через действия больших масс людей;

- законы человеческого мышления, изучаемые логикой.

По степени общности законы бывают:

- частные, действующие в конкретных формах движения материи, то есть, законы отдельных наук – физики, химии и пр.

- общие, действующие в нескольких формах движения материи, например, закон сохранения энергии;

- всеобщие, действующие во всех сферах бытия, например, закон перехода количественных изменений в качественные и другие законы диалектики.

По характеру связей выделяют:

- законы развития, относящиеся к процессам, обуславливающим развитие объектов, например, эволюционная теория Ч.Дарвина;

- законы структурно-функциональные, в которых выражается характер связи между элементами определенной системы, специфика их деятельности (например, законы анатомии и физиологии живых организмов).

Законы бытия:

Закон единства и борьбы противоположностей . В законе единства и борьбы противоположностей такими основными категориями являются «противоположность» и «противоречие». Ещё Гераклит считал, что борьба противоположностей есть «отец всего». Гегель доказывал, что противоречие «движет миром». В послегегелевской материалистической философии акцент делался на объективности и всеобщности противоположностей и противоречий. Впервые этот закон научно сформулировал Гегель. Этот закон показывает, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путем раздвоения единого на две противоположные взаимоисключающие стороны, единство, борьба и разрешение противоречия между которыми является внутренним источником развития. Всё бытие буквально пронизано противоположностями. Ими выступают свойства, тенденции или силы, имеющие разное направление и развитие. Для примера можно указать, что в физической форме движения материи это притяжение и отталкивание, в химической – ассоциация и диссоциация атомов, в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, в высшей нервной деятельности человека – иррадиация и концентрация, возбуждение и торможение в коре головного мозга, в общественной жизни – производство и потребление. Противоположности внутри каждой системы бытия находятся в противоречивом состоянии друг к другу – в одно и то же время взаимно полагают друг друга, не существуют друг без друга и взаимно исключают друг друга (а иногда – в буквальном смысле и уничтожают друг друга). Противоречие развивается и проходит следующие этапы: тождество противоположностей, их отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

В различных видах и формах бытия противоречия разнообразны и классифицируются на внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Этот закон ориентирует на такое понимание мира, которое исключает «первотолчок» и подчеркивает, что любое движение и развитие является самодвижением и саморазвитием.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Предыстория этого закона восходит к античности. На научной основе как закон бытия этот закон сформулировал Гегель, а в естественно-научном познании он начал активно использоваться со времен Маркса и Энгельса. Как уже отмечалось, этот закон показывает механизм развития явлений природы общества и познания, отвечает на вопрос – «каков механизм этого процесса? ». Формулировка этого закона гласит, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путём количественных изменений, которые лишь на определенном этапе ведут к коренным качественным изменениям, а качественные изменения, в свою очередь, приводят к количественным изменениям.

Основные категории этого закона: количество, качество, мера.

Качество в первом приближении можно определить как совокупность существенных свойств, структуры и функций данного предмета. Качество определяется в ответе на вопрос: «Что это такое? ». Качество выражает отличие данного предмета от других; то, что делает данный предмет именно этим предметом. Любой предмет обладает не только качеством, но и количеством. Количество это объективная определенность предметов или явлений, характеризующая степень их различия по степени и темпам развития.Количество обычно выражается числом и определяется сравнением однородных свойств. Любой предмет имеет количественную и качественную определенность, их единство и отражается в категории «мера». Мера обозначает определенный интервал, в рамках которого непрерывные, постепенные, количественные изменения предмета или явления не вызывают изменений качества. Любое качество существует в рамках, границах своей меры. При выходе за пределы этих границ изменяется и качество этого предмета. (Вода, например, в жидком агрегатном состоянии существует в интервале температур от 0 до 100 градусов, при выходе за эти рамки она превращается или в лед, или в пар).

 

Этот закон тоже носит всеобщий, универсальный характер и показывает, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путем количественных изменений, которые лишь на определенном этапе ведут к коренным качественным изменениям, а качественные изменения, в свою очередь, приводят к количественным.

Скачок категория, отражающая момент перехода предмета (или явления) из одного качества в другое. Скачок происходит на границах меры. Характер скачка зависит от того, в какой сфере бытия он осуществляется: в природе, в обществе или в познании. Скачки могут свершаться быстро или медленно.

Закон отрицания отрицания . Кроме выяснения источников, причин развития и его механизма, важным для понимания развития является также ответ на вопрос о том, куда идёт развитие, какая тенденция является ведущей в развитии: нисходящая, восходящая или развитие идёт по кругу. В особенности важно выявить ведущую тенденцию в развитии общества.

 

29. Познавательная деятельность - это специфическая человеческая высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных знаний.

Познавательная деятельность человека зарождается на ранних этапах становления человеческого общества в процессе практического преобразования действительности. У наших далеких предков познава­тельная деятельность первоначально была неотделимой от практической, вплетенной в нее, и в силу этого именуемой «практическим познанием» (или «обыденным познанием»). Однако постепенно возникала потреб­ность познания таких законов природы, общества, своей собственной жизни, которые выходили за пределы весьма ограниченной практики и с помощью которых можно было бы объяснить природные и социальные явления для того, чтобы успешно адаптироваться к миру, ориентировать­ся в нем и успешно преобразовывать ею. На начальном уровне эта по­требность могла быть удовлетворена только вмифологической, а позднее в религиозной, образной и фантастической форме.

В последующем по мере накопления знаний в различных областях познавательная деятельность из образно мифологической стала научно-теоретической, приобрела дифференцированный характер в зависимости от предмета познания. В реальном процессе познания в качестве предме­та познания выступали и выступают, во-первых, явления природы, во-вторых, социальный мир, различные феномены общества, в-третьих, че­ловек, его внутренний мир, мир его чувств, переживаний, мышления.

Выделяют такие формы познания как мифологиче­ское, религиозное, художественное и философское.

Теория познания, гносеология, эпистемология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни.

Основными проблемами теории познания являются:

- проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: " Познаваем ли мир? ";

-проблема субъекта и объекта познания,

-проблема структуры познавательного процесса,

-проблема истины и ее критериев и др.

Процесс познания включает в себя две тесно взаимосвязанных стороны: чувственное и рациональное познание.

Структура любого познавательного процесса предполагает наличие в качестве компонентов чувственного и рационального.

Формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие, представление.

Ощущения возникают при непосредственном контакте с преметом и дают нам знания об отдельных его сторонах в соответствии нашими органами чувств, на которые он воздействует.

Восприятия так возникают при непосредственном взаимодействии предмета с органам чувств, но в отличие от ощущений, формируют у нас целостный образ предмета как некую совокупность его свойств.

Представление будучи чувственно-конкретным образом предмета, формируется без его непосредственного воздействия на органы чувств, на основе следов восприятия, бывших в памяти. Отрыв от непосредственного воздействия объектов реального мира, а также способность к обобщению и абстрагированию присущие человеку, создают предпосылки для формирования на основе представлений различных художественных образов, которых может не существовать в реальности (кентавр, русалка и т.п.).

 

Высшей ступенью познания является рациональное познание или абстрактное мышление. Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. В понятии отражаются наиболее общие и существенные свойства предметов. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. В умозаключении из двух или больше суждений выводится новое суждение.

 

22.Проблема истины в философии и науке. Истина является целью познавательной деятельности человека. Истину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно, то и истинно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоре­чия; и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т.д. Не случайно в мифологическом образе истина предстает как прекрас­ная, гордая и благородная женщина, а древнеегипетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным кам­нем, называвшуюся истиной. История человеческой культуры полна при­мерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо как верно ска­зано, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником.

Наиболее известной концепцией истины является концепция соот­ветствия знания действительности или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а затем разрабатывае­мая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Для этой концепции истины характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистском подходе понимание истины как со­ответствия знания действительности было дополнено указанием роли практики в этом процессе. Итак, истина - это соответствие наших зна­ний объективной действительности, которое устанавливается обще­ственно-исторической практикой.

При всей простоте и очевидности классическая концепция истины впоследствии столкнулась с немалыми трудностями. Ее сторонники исходили из того, что:

-во-первых, действительность, которая является предметом познания не зависит ни от субъекта, ни от условий среды;

-во-вторых, мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное соот­ветствие с действительностью;

 


-в-третьих, имеется интуитивно ясный кри­терий, позволяющий установить, соответствует ли знание реальности; в-четвертых, истина непротиворечива.

Оказалось, что реальность не дана, а задана субъекту в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления.

Также была сформирована, во-первых, диалектико-материалистическая концепция истины, во-вторых, было предло­жено семантическое определение истиныпольским логиком и математи­ком Альфредом Тарским (1902-1984).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2905; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь