Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предпосылки возникновения русской журналистики. Петровские «Ведомости».Стр 1 из 5Следующая ⇒
Вопрос · Первые частные издания. Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Сатирическая журналистика 17691774 годов. Журнал Екатерины II «Всякая всячина» и ее последователи. Сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»). Тематика, дворянско-просветительские тенденции, полемика со «Всякой всячиной». Особенности стиля произведений Н.И. Новикова, жанры. Издательская деятельность Новикова. · «Трудолюбивая пчела» — первый русский частный журнал, издававшийся литератором Александром Сумароковым в Санкт-Петербурге. Выходил ежемесячно на протяжении 1759 года; печатался в типографии Академии наук. Тираж каждого номера составлял 1200 экземпляров. В работе над журналом принимали участие драматург Александр Аблесимов, театральный деятель Иван Дмитриевский, писатели Григорий Козицкий, Николай Мотонис, Андрей Нартов, поэтесса Екатерина Сумарокова. В «Трудолюбивой пчеле» печатались произведения Овидия, Горация, Эразма Роттердамского, Вольтера. В декабре 1759 года вышел в свет 12-й номер «Трудолюбивой пчелы», после чего журнал был закрыт издателем. · Первый сатирический журнал был создан по инициативе Екатерины Великой в 1769 году. Назывался он " Всякая всячина" (издатель Казитский). При создании этого журнала, императрица преследовала несколько целей: Просветительская- приучить общество к литературным интересам Политическая- Екатерина понимала, что отсутствие сатиры невозможно, поэтому решает возглавить русскую сатиру и направить её в русло, нужное государству. · Вслед за этим журналом появилось около десятка небольших сатирических журналов: «И то и сё» М.Д.Чулков, «Ни то ни сё» В.Г. Рубан, «Адская почта» Ф.А. Эмин, «Трутень» Н.И. Новиков Большинство журналов закончилось в 1769 году. В 1770 г. свои выпуски продолжили только " Трутень" и " Всякая всячина". В этих журналах речь шла прежде всего о том, что должно быть объектом журнальной сатиры и в каких пределах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях. · В мае 1769 г. начинает выходить журнал " Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный " Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем " Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в. Журнал выделялся среди других сатирических журналов т.к. имел острое политическое и сатирическое содержание. Название журнала осмысливалось двояко: 1)Трутень- намёк на паразитизм помещиков. Это мнение поддерживалось благодаря эпиграфу: «Они работают, а вы их труд едите» (строка из басни Сумарокова «Жуки и пчёлы») 2) Литературно-философское название. Трутень- человек, предпочитающий собирать и публиковать чужие сочинения, чем писать свои –неудачные. · Полемика между «Трутнем» и «Всякой всячиной» неизбежно должна была разгореться, и притом полемика более глубокая, чем просто литературный спор. Здесь стояли друг против друга политические враги: орган правительства, еще недостаточно смелого, чтобы поглотить оппозицию, не мог все же оставить без ответа дерзкие выпады, этой оппозиции в «Трутне» и вообще решительную пропаганду ее взглядов в этом журнале. «Трутень» был смел и напорист. Он беззастенчиво задирал «Всякую всячину», нападал на нее. Спор возник по вопросу о характере сатиры. «Всякая всячина» пропагандировала веселые шутки, безобидные, кроткие, никоим образом не задевающие личности. Она настаивала на такой оппортунистической сатире еще до появления на свет «Трутня». · Сатирические журналы Новикова: «Трутень» (1769-1770); «Пустомеля» (1770); «Живописец» (1772); «Кошелек» (1774); Журналы 1769-1773 гг. продолжали оставаться живым фактом литературы еще через много лет после их издания. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что они переиздавались. Второе издание «Трутня» вышло уже в 1770 г. (не полностью), «Адская почта» была переиздана в 1788 г., с названием «Адская почта, или Куриер из ада с письмами»; «Живописец» переиздавался в 1773 г., в 1775 г., в 1781 г., в 1793 г., наконец (сокращенно и неисправно), в 1829 г. Огромный успех «Живописца» у читателей несомненен, причем сам Новиков, переиздавая книгу, указал, что она «пришлась по вкусу» именно относительно демократических слоев городских читателей. Литературная судьба «Трутня» и «Живописца» показывает, что они сомкнулись, независимо от воли Новикова, с демократическим движением русской литературы. Дворянский характер мировоззрения Новикова в сознании радикального читателя отступал на задний план, а вперед выступала мужественная борьба с крепостниками и с деспотом, которую он вел до 1773 г., воодушевлявшая на смелую борьбу пришедшую на смену Новикову молодежь. Вопрос № 4 Журналы И.А. Крылова и его группы («Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий»). Проблематика, жанровые формы. Заметной вехой в истории журналистики последнего десятилетия XVIII в. стали журналы, издававшиеся И. А. Крыловым и сплотившимися вокруг него единомышленниками в лице И. А. Дмитриевского, А. И. Клушина и П. А. Плавильщикова. С деятельностью этой группы связано появление таких журналов, как «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Душой кружка и фактическим руководителем названных журналов был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Журнал «Почта духов» Первым журналом, который начал единолично издавать Крылов, был «Почта духов. Ежемесячное издание, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Это был чисто литературный журнал, выходивший в Петербурге с января но август 1789 г. и печатавшийся в типографии И. Г. Рахманинова. Хотя журнал выходил ежемесячно отдельными книжками, в композиционном отношении это было многоплановое, связанное единым фантастическим сюжетом произведение. Следуя традициям сатирической журналистики 1769 г. (в частности, журналу Ф. А. Эмина «Адская почта »), издание Крылова более тяготело к романной форме беллетристического повествования. Материалом журнала служит «переписка» волшебника Маликульмулька со своими фантастическими корреспондентами, выполняющими строго определенные функции. В письмах подземных духов, гномов Зора, Буристона, Вестодава едко и остроумно осмеиваются царящие на Земле разврат и коррупция, захватившие, подобно заразе, и размеренную жизнь подземного царства. Совсем в другом стиле выдержаны письма, отправляемые волшебнику воздушными духами-сильфами — Выспрепаром, Свето-видом и Дальновидом. Это в основном философские рассуждения об общественной морали и ноли гике, об обязанностях монархов, о положении дворян в обществе, о моральном долге, определяющем звание «честного человека», о мизантропии как единственно правильной жизненной позиции в этом мире, где царствуют фальшь и корысть. Значительное место на страницах «Почты духов» отводилось борьбе с галломанией, а также литературной полемике. Идеологическая радикальность сатиры «Почты духов» обусловила недоброжелательство по отношению к журналу со стороны дворянских читательских кругов Петербурга. Ввиду материальных затруднений в августе 1789 г. издание было прекращено. Правда, в 1802 г. «Почта духов» вышла вторым изданием. Журнал «Зритель» Вновь к журнальной сатире Крылов обращается в 1792 г., когда вместе со своими единомышленниками — молодым литератором А. И. Клушиным, драматургом и актером П. А. Плавильщиковым и знаменитым И. А. Дмитриевским — он основывает на паях издательскую компанию под названием «Типография И. Крылова с товарищи» и начинает издавать новый ежемесячный литературный журнал «Зритель». Журнал выходил с февраля 1792 г. на протяжении 11 месяцев и имел свыше 160 подписчиков. Основная часть опубликованных в «Зрителе» оригинальных материалов принадлежала членам типографской компании. Кроме издателей на страницах журнала печатали свои стихотворения и переводы А. Бухарский, В. Свистуновский, Д. И. Хвостов, И. Варакин и др. Направление журнала определялось критико-публицистическими статьями Плавильщикова и сатирическими сочинениями Крылова и Клушина. Уже в февральском номере была помещена программная статья Плавильщикова «Нечто о врожденном свойстве душ российских», полемически направленная против сочинений иностранных публицистов вроде Шапна д'Отероша, автора книги «Путешествие в Сибирь», в которой русские люди представлялись чуть ли не дикарями, лишенными способности к цивилизованным нормам жизни. Публицистическому пафосу материалов Плавилыцикова в журнале противостояла сатирико-обличительная направленность опубликованных там сочинений Крылова и Клушина. Крылов поместил на страницах «Зрителя» незавершенную сатирико-нравоописательную повесть «Ночи», цикл пародийно-сатирических речей, в которых высмеивались пороки модною воспитания дворян («Речь, говоренная повесою в собрании дураков» и «Мысли философа но моде, или Способ казаться разумным, не имея ни капли разума») и обличалась практика бесчеловечного отношения помещиков к своим крепостным крестьянам («Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом за чашею пунша в присутствии его приятелей»). Поэтический раздел «Зрителя» был представлен дружескими посланиями Клушина и Крылова, баснями Д. И. Хвостова, медитативным стихотворением П. Варакина «Долина», созданным по мотивам элегии Т. Грея «Сельское кладбище», принадлежавшими А. Бухарскому переводами из Катулла и Сафо. Читательский успех «Зрителя» был очевиден, но сатирические материалы, печатавшиеся в нем, вызывали настороженность властей. В мае 1792 г. в типографии журнала полиция произвела обыск. Искали рукописи опасных в глазах правительства сочинений. Текст одной из набранных в типографии повестей Крылова «Мои горячки» потребовала к себе Екатерина II. Искали также крамольную поэму Клуши-на «О горлицах». Обошлось без наказаний, но за деятельностью издателей журнала был установлен негласный надзор. К концу 1792 г. из типографской компании вышли Дмитриевский и Плавильщиков. В декабре издание «Зрителя» было прекращено. Журналистика декабристов. Роль журналов “Невский зритель”, “Соревнование просвещения и благотворения”, “Сын Отечества” в пропаганде идей декабризма. Литературная политика альманахов “Полярная звезда” А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева, “Мнемозина” В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского, «Русская старина» А.О. Корниловича. Период деятельности декабристов, в том числе журналистской, охватывает почти 10 лет. Она начинается с создания «Союза спасения» и является следствием законотворческой бездеятельности царской власти после победы в войне 1812 г., которую выиграл народ ценой многих лишений и жертв. Организационная и пропагандистская работа декабристов строилась первоначально вокруг литературных обществ, в том числе и тайных. Главным из этих обществ было Вольное общество любителей российской словесности. В него входили Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Вяземский. Общественная позиция « Невского зрителя » определялась пропагандой либерально-просветительских идей, верой в мирное улучшение общества путем просвещения и разумного законодательства. Это направление определилось в статье магистра этико-политических наук И. Сниткина «О постепенном образовании гражданских обществ», опубликованной в первом номере журнала. Он писал, что «исследовать начало и возвышение обществ – значит наблюдать постепенные успехи разума». И. Сниткин определял задачу журнала следующим образом: исследовать причины «благоденствия и упадка» государств, «описать… состояние правления, законодательств, наук и искусств». « Невский зритель » - ежемесячный журнал. Выходил в 1820—21. Выпущено 18 книжек (6 частей). Издатели И. М. Сниткин, Г. П. Кругликов, Н. А. Рашков, М. А. Яковлев. Участвовали К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин, А. А. и Н. А. Бестужевы. « Соревнователь просвещения и благотворения » - русский ежемесячный журнал Вольного общества любителей российской словесности, издавался в Петербурге в 1818-1825 годах. Первый редактор, один из учредителей общества, - А.Д.Боровков. Журнал был связан до 1821 года с «Союзом благоденствия» и объединял писателей, близких к декабризму. Ведущее место занимали отделы науки и критики, в которых опубликованы программная речь Н.И.Гнедича, статья Е.А.Баратынского «О заблуждениях и истине» (1821), трактат О.М.Сомова «О романтической поэзии» (1823). Стремление к национальной самобытности определяло интерес журнала к народному творчеству. В отделе литературы главное место занимала поэзия декабристов (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер) и Баратынского. Печатались стихи А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, сонеты А.А.Дельвига. В журнале были опубликованы «Европейские письма» Кюхельбекера (1820), отрывки из «Походных записок русского офицера» И.И.Лажечникова (1820), «Путешествие в Ревель» А.А.Бестужева (1821). « Сын оте́ чества » — русский журнал XIX века; выходил в Санкт-Петербурге с 1812 года до 1852 года. Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Редактором-издателем был преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч. Первоначально журнал был историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, главным образом на актуальные политические и военные темы. В 1816—1825 в «Сыне отечества» участвовали декабристы и близкие к ним по общественным и литературным взглядам авторы. В журнале помещались стихотворения В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. А. Плетнёва, М. В. Милонова, А. А. Бестужева, а также Ф. Н. Глинки, А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, статьи П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, О. М. Сомова, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева. Содержание, жанры, иллюстрации «Сына Отечества» служили главной цели — пробуждению у читателей патриотических чувств. Война трактовалась как освободительная борьба народа за национальную независимость. обращался к событиям внешней и внутренней жизни страны. В статье А. Куницына 1818г. «О состоянии иностранных крестьян» ставились под сомнение доводы публицистов, считавших положение русского крестьянина лучше иностранного, так как о его благосостоянии думал помещик. По словам Куницына, русский крестьянин лишен главного — личной свободы. Опубликованная статья «О конституции» продолжала эту тему и показывала преимущества конституционного парламентского правления. « Поля́ рная звезда́ » (Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности») — литературный альманах, издававшийся К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым-Марлинским в Санкт-Петербурге в 1822—1825 гг. Бестужев высказывался против «безнародности» литературы и залогом её успехов видел обращение к народным корням, народному творчеству, героическому прошлому русского народа. От писателей он ожидал избавления от подражательности, очищения русского языка от заимствований — полонизмов, германизмов, галлицизмов. Многие авторы «Полярной звезды» состояли членами Вольного общества любителей российской словесности и вполне разделяли эти взгляды. Бестужев являлся приверженцем романтизма, выступал за гражданственность и патриотизм в литературе, за её связь с политическими идеями современности. Как выражение этих принципов, одним из стержней альманаха были «Думы» Рылеева и его вольнолюбивые исторические поэмы. « Мнемози́ на » (собрание сочинений в стихах и прозе») — литературный альманах, издававшийся В. Ф. Одоевским и В. К. Кюхельбекером в Москве в 1824—1825 годах. лавной целью Одоевского была популяризация идей философского кружка. В завершавшей «Мнемозину» статье он назвал её задачей «распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание Русских читателей на предметы в России мало известные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к Французским Теоретикам, наконец, показать, что еще не все предметы исчерпаны, что мы, отыскивая в чужих странах безделки для своих занятий, забываем о сокровищах, вблизи нас находящихся»Интересы же Кюхельбекера наиболее ясно проявились в программной статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованной во второй части «Мнемозины». В этой критической работе Вильгельм Карлович выстроил иерархию литературных жанров, отдавая предпочтение оде, способной выражать высокие чувства и затрагивать важные гражданственные темы, перед элегией с её скудными интимными переживаниями и мелкотемьем. Кюхельбекер сетовал, что современная ему поэзия ориентирована на подражание узкому кругу зарубежных образцов и уделяет мало внимания собственным народным корням. Кюхельбекер находился под сильным идейным влиянием Грибоедова. Поддерживал романтизм, гражданственность и народность. «Мнемозина» считается альманахом декабристской ориентации. Со временем взгляды издателей на направление журнала всё более расходились. « Ру́ сская старинá » — ежемесячное историческое издание; основано в Санкт-Петербурге в 1870 году М. И. Семевским. Основной целью журнала было служить разработке русской истории новейшего времени, начиная с Петра I. Иногда, впрочем, в нём помещались и оригинальные исследования из истории допетровской Руси. Как отмечалось в программном объявлении, цель «Русской старины» будет состоять «в ознакомлении ее читателей с „императорским“ периодом отечественной истории и истории русской литературы». Журналистика 1825-1830-х годов общая характеристика. Энциклопедические журналы: «Московский телеграф» Н.А. и К.А. Полевых, Издания Н.И. Надеждина Телескоп» и «Молва». Вопрос № 15 Политическая позиция «Колокола» 13 апреля 1857 г. было объявлено о выходе газеты «Колокол». Сначала он намечался как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», однако в процессе подготовки превращается в самостоятельное издание. «Колокол» вышел 1 июля 1857 г. и просуществовал десять лет. Это был большой, сложный путь, на протяжении которого в связи с изменением условий жизни в России и с эволюцией взглядов издателей газеты менялась ее тактика, содержание, структура, круг авторов. В своем развитии «Колокол» прошел три этана: Герценовские издания оказывали значительное влияние на действия правительственных сфер. До издателей регулярно доходили сведения о том, что за «Колоколом» внимательно следит и сам Александр II. К 1857-1858 гг. относится замысел ряда высокопоставленных лиц создать печатный орган, который смог бы противодействовать «Колоколу». Вопрос об издании анти-«Колокола» являлся предметом специального обсуждения на заседаниях Государственного совета. Однако К 1859-1860 гг. относится полемика «Колокола» с «Современником» об отношении к обличительной литературе и другим вопросам, но которым в программах изданий обозначились расхождения. Предпочтение Герцена мирной «самодержавной революции» связывалось в ту пору с надеждами на царя, на возможности верховной власти. Эти надежды основывались на историческом опыте России, развитие которой со времен Петра I в значительной мере определялось действиями правительства и образованного дворянства. Кроме того, публицист считает невозможным и безнравственным звать «к топорам» из Лондона. Полемика между «Колоколом» и «Современником» в 1859-1860 гг. показала, что при общих конечных целях средства решения крестьянскою вопроса они видели по-разному, и каждый из них вел свою линию. В то время как «Современник» перед реформой категорически размежевался с либералами, «Колокол» стремился к объединению различных оппозиционных сил, пытаясь использовать все возможности для освобождения крестьян мирным путем, путем реформ. На страницах европейских газет в октябре — ноябре 1861 г. регулярно публиковались сообщения о студенческих волнениях в России. «Колокол» откликнулся на эти события рядом статей: «Петербургский университет закрыт! », «По поводу студенческих избиений», «Третья кровь! », «Исполин просыпается! ». Герцен приветствовал студентов: «Хвала вам! Вы начинаете новую эпоху, вы поняли, что время шептанья, дальних намеков, запрещенных книг проходит. Вы тайно еще печатаете дома, но явно протестуете». Молодая Россия» высказывала резкую критику в адрес «Колокола», обвиняя его в либерализме, а его издателей — в потере революционности. Теория «русского социализма» Герцена приобретала определенность и в средствах достижения цели. Выбирая между революцией и реформой и склоняясь чаще всего к мирному решению проблем, публицист отвергал экстремизм во всех его проявлениях, предлагал положение, в котором оказался «Колокол» в 1863 г., та потеря популярности, к которой привела газету поддержка Польши, не были следствием бакунинского влияния, а являлись результатом сознательного выбора руководителей «Колокола». Несмотря на трудность выбора, на все сомнения и колебания, когда «хотелось замолчать», а «замолчать было решительно невозможно». В обстановке террора и реакции в России Герцен уже не мог отказаться от поддержки Польши, хотя это и стоило ему популярности «Колокола». Колокол» для Герцена был не только политическим, но и литературным делом, а из молодых эмигрантов мало кто доказал свои способности к литературе. Возникший в годы общественного подъема в России и опиравшийся на сотни читателей-корреспондентов, в момент спада демократического движения лишенный непосредственной связи с родиной «Колокол» не мог уже продолжать прежнее существование. Понимая это и не желая замолчать вовсе, Герцен планирует издавать «Колокол» для Европы на французском языке. Предпосылки возникновения русской журналистики. Петровские «Ведомости». Пражурналистика: ораторское искусство, таблички, летописи, проповеди, глашатаи, герольды. В России – куранты (рукописные газеты, столбцы, листовые письма). Куранты – текущий. Внешне – длиной в несколько метров, узкие, складывающие листы бумаги, писали на них без перерывов сверху донизу. Они существовали для царей. 1621 г. – первые дошедшие до нас куранты. Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Пражурналистика – потому что она была окружена строгой дипломатической тайной. Иногда слушали и ближайшие бояре. 1-3 экземпляра. После прочтения куранты поступали в Посольский приказ. Их изготовляли чиновники этого приказа, который занимался иностранной политикой. Материал брали из других газет, переводы, газеты получали от своих агентов – польские, голландские, немецкие, шведские. Другие источники: расспросные речи (прообраз интервью) – показания определенных лиц, чаще иностранцев. Прообраз корреспондентов – на рубежах содержались информаторы, которые доносили специальную информацию. Четвертый источник – вскрытая частная переписка иностранцев (первая иллюстрированная). Существовали различные устные источники. В целом история около 80 лет, источники могли меняться. Издавались куранты примерно раз в месяц, но нерегулярно. 1668 – регулярная почта, что повлияло на регулярность газеты. 2-4 раза в месяц. Разноплановые сведения: торговые, военные, об образе России на западе. Юстас Филоманатус – информатор/прообраз собственного корреспондента, присылал материалы из-за границы. Куранты существовали до царствования Петра Первого. Петру Первому понадобилась собственная печатная газета – для пропаганды намеченных реформ. Ему не нужна была сводка, так как он мог читать сам. Объяснение курса политики. Грамотных людей на Руси было мало. Петру Первому понадобилась собственная печатная газета – для пропаганды намеченных реформ. Ему не нужна была сводка, так как он мог читать сам. Объяснение курса политики. Грамотных людей на Руси было мало. Функция первой газеты – пропаганда собственной политики, рассказ о новостях русской и зарубежной жизни. 15 декабря 1702 года – Петр Первый подписывает указ о печатании «Ведомостей». Здесь же он подчеркивал необходимость свободной продажи – в отличие от курантов. Изготавливалась чиновниками, на должности приказов. Все важные сведения посылались в Монастырский приказ, оттуда на печатный двор. 16 декабря этот указ доведен до широкой аудитории. 17 декабря, а по другой версии 16 появляется первый номер «Ведомостей». Каждый новый номер имел новое название. Первый номер напоминал куранты – письма и только заграничные новости. На следующий день – второй номер 17 декабря. Заявка на ежедневность. Другое название – тенденция. Объяснение: не было рубрик, изменение содержания отражалось на названии. Второй номер – «Ведомости Московского государства». Разное содержательное наполнение – о въезде Петра Первого после победы над шведами. Эти два номера до нас не дошли, поэтому День Российской Журналистики – 13 января. Третий номер – 27 декабря, посвящен одной новости – взятие крепости Нотебург. Назывался он очень длинно. Не было регулярного тиража. 3-ий номер – очень большой тираж 1000 экземпляров, так как это важная новость. В курантах основное – переводы, так же и для «Ведомостей». Тоже тенденция. Мало оригинальных материалов. Ближе к концу 18 века появляются самобытные издания. Западная журналистика отличалась. Она носила коммерческий характер. «Ведомости» - общенациональный характер, это государственное официальное издание. Первая половина 18 века – монополизация печатных изданий. 1759 г. – первые частные издания. Неудачное начало Северной войны, поэтому Петр Первый пытался объяснить свои действия (например, переплавку церковных колоколов). 2 января 1703 года – номер газеты, многие считают его первым, откуда и праздник. Просветительский характер «Ведомостей», ставка на грамотность, устное влияние на остальных. Основная тема – военные действия. Источники: письма, переводы, донесения от генералов. Заграничная жизнь не только по переводам, но и по донесениям. Петр Первый лично редактировал некоторые номера. Тенденция – участие в русской журналистике царей. Екатерина Вторая, Николай Первый. Петр Первый – иногда сам снабжал информацией. Развитие языка, Петр Первый бережно относился к языку. Вслед за иностранным термином должен был следовать русский перевод. Требование простоты, ясности и понятности текста. Доступность. Это тоже уровень тенденции. Первый официальный редактор – Федор Поликарпов, директор печатного двора в Москве. Образованный человек. Сначала «Ведомости» выходили в Москве, потом переехали в Питер. Там редактор – Михаил Аврамов, директор столичной типографии. В основном информационные материалы – жанр заметки – точнее его зародыш. Жанры только начинают вырабатываться. Непостоянный тираж: зависит от темы. Тенденция: чем дольше существовали «Ведомости», тем меньшим тиражом они распространялись. Продавались не все номера. Со 2 номера 1724 года тираж стал всего 30 экземпляров. Причины ослабления интереса: политические. Затяжной характер Северной войны спровоцировал потерю интереса. «Ведомости» заполнялись сведениями военного характера. Принято говорить, что элементы желтизны появились в 19 веке. Журналистика становится профессией в 20 веке. В 18 веке журналистам не платили, только с 19 века. В журналистике 18 века в основном были дворян – и писали, и читали – тенденция. Были и другие, но в значительном меньшинстве. Читать в основном умели только дворяне. Элементы желтизны были уже в 18 веке – развлекательные, сенсационные материалы. Тираж постоянно менялся из-за экстраординарных событий. Иногда тираж быстро раскупался, тогда газету переиздавали как книгу – второе, треть издание (тиснение). Неоперативность. Многие сведения были незлободневными, актуальными все время. Иногда подборку статей издавали десять лет спустя. Существуют переиздания и «Московских ведомостей». Третий номер за 1711 год. Нерегулярность истории. Иногда появлялся только один номер в год. Новости часто неактуальные. Ослабление внимания читателя. Стоимость газеты: 1-4 деньги. Немаленькая цена. Для сравнения: 3 деньги в день получал наборщик. 1709 год – реформа алфавита. С церковного перешли на гражданский шрифт. Два шрифта бытовали одновременно – «Ведомости» печатались обоими шрифтами, причем сначала церковный шрифт превалировал над гражданским. Это было для постепенного перехода. С 1715 года гражданский шрифт полностью вытесняет церковный из газеты. В 1703 и 1704 году вышло по 39 номеров, 1705 – 46 номеров (самое большое количество). 1718 – всего один номер. Разное количество страниц – от 2 до 22 страниц. От этого и зависела цена. Формат – восьмая доля листа, примерно полтетради. Он тоже варьировался. С 3 номера 1711 года на первой странице появилась гравюра. Петр Первый много содействовал школе русского гравирования. На этой гравюре вид Питера с Невой и Петропавловской крепостью, а также Меркурий. 2. Научные, научно-популярные периодические издания первой половины 18 века. Роль М.В. Ломоносова в развитии русской журналистики. “Примечания” (1728-1742) - первый российский журнал. Полное название – “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях”. Это первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа. Просуществовал около 15 лет. Выходил ежемесячно на двух языках – немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным в “Санкт-Петербургских ведомостях” информациях. Для того, чтобы читателю была понятна эта связь, на полях печаталась ссылка на номер газеты. Затем в журнале появляется проза. Литературная линия журнала постепенно крепнет. И уже в 1741 г. здесь печатаются переводные и оригинальные оды М.В.Ломоносова, оригинальный текст античных поэтов и силлабические переводы, серии статей по истории и теории драматического и поэтического искусства и т.д. Кроме того, множество публикаций касалось науки – физики, математики, астрономии, философии, химии, естествознания, По мнению современников, “Примечания” были превосходным научно-популярным изданием. В нем была помещена первая печатная рецензия на русском языке на книгу по экономическим вопросам. Журнал пользовался спросом. Дважды он переиздавался в сокращенном виде – в 1765–1766 гг. и в 1787–1791 гг. Журналы Академии наук. В 1755-1796 гг. Академия Наук была не только центром научного развития России, но и средоточием культурной, литературной – и, говоря в целом, – творческой мысли. В том числе и журналистики. Поэтому не удивительно, что в эти годы она издавала несколько научно-популярных и литературных – “толстых” журналов. “Толстый” журнал – очень характерное для России явление. Он традиционно был популярен в России на протяжении всех трех веков ее журналистики. Он содержал обычно литературные, публицистические, научно-популярные и другие материалы, писал на экономические темы, об искусстве, о развитии торговли, что придавало журналу энциклопедический характер и соответствовало вкусам читающей публики. Кроме того, такое содержание и почти книжный объем (более 10 печатных листов – т.е. 220 страниц) позволяли обходить “рогатки” цензуры, ибо предварительной цензуре подлежали лишь издания меньшего объема. Академия Наук издавала 3 журнала: “Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” (1755-1754); “Академические известия” (1779-1781); “Новые ежемесячные сочинения” (1786-1796). Все эти издания стремились к популяризации науки среди русских читателей, а также старались объединить вокруг себя лучшие литературные силы. Служение добру и общественному благу – также значились среди задач этих изданий. Самым заметным из них были: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы