Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авиценна (известен в Европе под именем Ибн Сина (ок. 980—1037)



фило­соф, политик, астроном, алхимик, врач, поэт и музыкант. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В фило­софских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологичес­кие концепции неоплатонизма.

- работы: им на­писано более 100 книг - «Медицинский канон», энциклопедическая «Книга исцеления», «Книга знания»

- отрицал творение мира во времени

- рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога:

1. - миру как вечной длительности во времени соответствует веч­ный Бог

2. - душа человека есть нечто бессмертное — она есть духов­ная форма тела

- в трактовке универса­лий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко:

1. - до вещи в божественном разуме

2. - в вещи как сущность единичного

3. - после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей

- признавал вечность материи, рассматривал ее как причину единичных вещей

- «против» суеверий

- мир возникает путем эманации из божества в силу непреложной необходимости, а не по воли бога

- мир материален и вечен как и сам бог

- в природе все причинно взаимосвязано, миру присуща естественная закономерность

 

Аверроэс (или извесен под именем Ибн Рушд (1126—1198)

- арабский философ, пред­ставитель восточного аристотелизма, автор медицинских трудов

- работы: «Опровержение опровержения»

- отвергал нападки теологов на философию

- отстаивал права разума в познании

- разграничил:

1. - рациональную религию, доступной не­многим образованным

2.- образно-аллегорическую религию, до­ступную всем

что явилось одним из источников теории двойствен­ной истины

- признавал вечность мира и безначальность первоматерии

- трактовал сотворенность мира в том в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительность потенциальные формы первоматерии

- абстракт­ный мировой Ум (Нус) рас­сматривал как единую безличную субстанцию, общую для всех людей и воздействующую извне на души людей

- отрицал идею бессмертия индивидуальной души

- первоматерия не сотворима и она не может исчезнуть

- признавал бытие Бога

- считал, что Бог не предшествует бытию материи (она «совечна» ему)

- функция Божества — превратить потенциальные, внут­ренне присущие первоматерии формы в действительные

- движе­ние также вечно, как и материя

Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самой материи.

 

Маймонид (Моисей бен-Маймун 1135—1204)

Еврейская философия; представитель иудейской философии. Лейб – медик египетского султана Саладина.

- работы: «Наставник заблудших» («Путеводитель колеблющихся»), «Книга заповедей», «Мишнэ тора» (еврейское право)

- нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть доказано

- текст Священ­ного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотво­ренное» объяснение «буквы закона»

- фи­лософия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесно­му совершенству

- сторонник идеи о сотворении мира Богом

- критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира

- считал непозволительным огра­ничение библейского авторитета

- символизировал единение 4-х культур: Греко-романской, западной, еврейской, арабской

 

Философия эпохи возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Антропоцентри́ зм (от греч. ά ν θ ρ ο π ο ς — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Гумани́ зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. Ренессансный гуманизм). Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования. Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи.

Пантеи́ зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: π α ν (пан) — «всё, всякий» и θ ε ό ς (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной[4]. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь