Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические проблемы человека в философии эллинизма - стоики, эпикурийцы, скептики, киники. Неоплатонизм – Платон и другие платонисты.



Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Этические проблемы человека в философии элленизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.

ЭЛЛИНИЗМ - охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую анти­чную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре фило­софские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Киники

Антисфен (являлся учеником Со­крата) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную филосо­фию никчемной.

Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена)

Антисфен

- за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей

- полагал необходимым быть ближе к приро­де

- «нет»: правительству, частной собственности, браку

- осуждал раб­ство

- презирал роскошь и стремление к наслаждению

Диоген

(ПР - симво­лично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека).

- искал добродетели

- считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха)

- (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутан­ность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого)

- мир плох, поэтому надо на­учиться жить независимыми от него

- блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги

- для мудреца важно — смирение

- человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа

-ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча».

Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески пре­уменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсю­да ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое совре­менное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.

Скептики

Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

Пиррон - основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

- философ —тот, кто стремится к счастью, которое со­стоит в невозмутимости и в отсутствии страданий

- философ обязан ответить на вопросы:

- из чего состоят вещи?

- Как мы должны относиться к этим вещам?

- Какую выгоду мы можем получить из та­кого отношения к ним?

На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни пре­красным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.

Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с рав­ным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

- «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было сужде­ний о чем-либо! »

- скептицизм Пиррона — это не полный агности­цизм: достоверны все наши чувственные воспри­ятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления

- ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким»

- воздержание от категоричес­кого суждения об истинной природе вещей рождает чувство невоз­мутимости, безмятежности - это высшая сте­пень доступного философу истинного счастья.

Эпикур и эпикурейцы

Эпи­кур (341—270 до н.э.)

Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур

- развивал идеи атомизма

- во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непо­средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про­странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз­можно движение

- идея об «отклонении» ато­мов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

- мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.

- но (? ) тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну

- «В необходимости нет никакой необходимости! » - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности

- жизнь и смерть одинаково не страшны для муд­реца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»

- Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.

- Эпикур признавал на­личие души у человека

- душа – «ничего нет ни тонь­ше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов»

- душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования

- знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии

- принцип этики - удовольст­вие, кот отличаются: благородным, спокой­ным, уравновешенным и созерцательным характером — принцип гедонизма

- стремление к удовольствию - принцип выбо­ра или избежания

- если у человека отнять чувства, то не останется ничего

- «за» постоянное блаженство

- предел наслаждения и блаженст­ва —избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наобо­рот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! »

- «за» благочестие, богопочитание

- «Бог — су­щество бессмертное и блаженное

Лукреций Кар

- признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое

- поэма «О природе вещей»

- на сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания

- атомы – это творческие начала, т.е. атомы — это материал для природы

- творческий принцип - в прародительни­це-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве — природе

- ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами

 

Стоицизм

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.

1) ранние стоики, в боль­шинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэто­му уяснение их воззрений затруднено.

2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

 

ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возни­кает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца.

Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой»

- Бог дает каж­дому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя)

- Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой

- афоризмы Марка Аврелия:

- «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»

-«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века»

- « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием»

- «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем»

- особое внима­ние уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п.

- развитие природы - в религиозном духе: все предопределено

- Бог не отделен от мира, он — душа мира

- принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели)

Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.)

- божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод

- не сопротив­ление злу: т.к. оно текуче

- тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды

- душа мира — это огненная и воздушная пневма

- бытие - разная степень напря­жения божественно-материального первоогня, т.к.

огонь превраща­ется во все прочие стихии по закону (Логосу)

- Логос мира =отождествлялся с Судьбой

Зенон ( 332—262 до н.э.)

- судьба — это власть, двигаю­щая материю

- бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба)

- по природе все человеческие существа равны

- использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь