Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение истины и заблуждения в теории познания



- истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности

- (! ) истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует => всегда связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам =>

- для достоверности человеку нужно знание объективно-истинное и доказанное

- заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное; в ходе развития науки они опровергаются

ПР: источники заблуждения => социальные, психологические, гносеологические (погрешности, переход от чувственного уровня познания к рациональному, приложение чужого опыта к себе и т.д.)

- ложь – это преднамеренное искажение действительности, имеющее целью ввести кого – то в обман

 

В современной философии выделяются три концепции истины

1) концепция соответствия - истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности

2) когерентная концепция - выска­зывания должны быть непротиворечивыми и доказательными

3) прагматическая концепция - истинность и лож­ность суждений проверяются на практике

Вывод: эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими

- в философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания =>

- практика — это целенаправленная предметная деятельность по преоб­разованию действительности.

Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.

способы познания

диалектика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления во метафизика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления
всеобщей связи и в развитии вне всеобщей связи и вне развития
- создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части взаимообусловлены, взаимосвязаны - создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно
- расцвет диалектики ХIХ-ХХ вв. - расцвет метафизики ХVII-ХVIII вв.
-диалектический метод ---> обществознание - метафизический метод ---> анализ, систематизация предметов и явлений - метафизическая ме­тодология ---> закон механического движения

понятие «диалектика» в истории философии

антич­ность Сократ -«диалектика» (от греч. диалектике искусство вести спор, ученую беседу) - способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит пу­тем столкновения противоположных мнений
Аристо­тель -«диалектика» - наука о вероятных мнениях (= «первая философия» или «мудрость»)
средне веко вье   - «диалектикой» называли формальную логику
новое время Гегель - «диалектика» - всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные («тождество бытия и мышления»)
маркси зм - «диалектика» - носитель развития ----> материя
Вывод: метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания

понятие «метафизика» в истории философии

антич­ ность Аристо тель - термин «метафизика» (от греч. мета - после, физика - физика) I в. до н. э.- греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (философская проблема­тика) => поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика» => - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.)
средне веко вье   - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.)
новое время   - с XVIII в. естествознание стало противопоставлять­ся философии (в методологии) => за термином «метафизика» закрепилось значение «умозри­тельного, отвлеченного от конкретности, внеопытного знания»
Гегель - в начале XIX в. создал диалектическое учение => метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии»
  - «метафизику» - стали называть «антидиалектическим методом
  маркси зм познания»
Вывод: термин «метафизика»имеет 2-ва значения: 1) тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, 2) метод, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга

 

Принципы диалектики

1. принцип всеоб­щей связи - является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем; под связью понимается зависимость между явления­ми, отражение взаимообусловленности их существования и развития (связи «внутреннего» и «внешнего»)

- связи без взаимодействия не существует => в силу универ­сальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех струк­турных уровней бытия => материальное единство мира

- взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого

- взаимо­действие носит объективный, универсальный и активный характер

2. принцип развития мира - необратимое, определенно направленное и закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества

- результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия; в мире нет ничего завершенного, все находится в процессе становления и изменения

- (? ) что является источником раз­вития => 2-ве точки зрения: 1) метафизическая (источник развития - внешнее воздействие), 2) диалектиче­ская (источник развития - борьба противоположных сил и тенденций, т. е. противо­речие)

- противоречие - взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений

противоречие как философская проблема

1-ая точка зрения: диалектические противоречия свойственны природе, обществу, и мышлению человека (ПР: древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян»)

2 -ая точка зрения: существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия (ПР: логические противоречия были отмечены уже в античной философии - запории Зенoнa)

3. тождества (единства) – диалектики, логики, теории познания (=> выражает единство законов развития). Принцип тождества отражает и то, что носит тотальный характер: охватывает природу, человека, общество)

4. восхождение от абстрактного к конкретному – сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики; организует процесс познания.

- абстрактное – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных

- конкретное – объективная действительность

5. единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании

Законы диалектики

1. единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, в борьбе между собой

2. переход количественных изменений в качественные

3. закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, и каждый последующий несет в себе некоторые черты исходной стадии

философские кате­гории

категории - всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями

ПР: впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» ---> «наиболее общие понятия о мире»;

Кант ---> «категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления объекта познания»;

Гегель ---> теория «диалектического материализ­ма» ---> категории - результат обобщения социального опыта и развития познания

экзистенциализм ---> новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческо­го существования и сущности человека

позитивизм и неопозитивизм ---> анализ не категорий, а терминов языка

 

категории диалектики –

выражают основные свойства существующих в мире объектов

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Сущность/явление

- сущность - внутреннее, недоступное чувствам содержание (= смысл) предмета

- явление - обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума

Вывод: сущность и явление всегда взаимосвязаны

Содержание/форма

- содержание - то, из чего состоит предмет (или явление); оно изменчиво, подвижно

- фор­ма - порядок, в котором сосуществуют составные части предмета (или явления), спо­соб внешнего выражения содержания; форма удерживает содержание в устойчивом равновесии

Вывод: в предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой; на оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура».

 

Система/элемент/структура

- система (от греч.- составленное из частей, соединенное) - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов

- элемент (от лат. - первоначальное вещество) - неделимая в пределах данной системы ее составная часть (если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система) => количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы

- структура (от лат.- строение) - совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Вывод: категории (отображают свойства объективного мира, и ступени познания) ---> единичное, особенное и всеобщее.

Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. II. Соотношение — вначале самопроизвольное, затем систематическое — между положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом
  3. Благие поступки сектантов и их поклонения не является показателем истины, не обольщайте этим.
  4. В.5. Структура естественно-научного познания
  5. ВАЖНЕЙШИМИ ВНЕНАУЧНЫМИ СПОСОБАМИ РАСКРЫТИЯ ИСТИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ.
  6. Великие истины слишком важны для того чтобы быть новыми.
  7. Виды предъявления для опознания
  8. Влияние технологических и металлургических факторов на соотношение усадочных раковин и пористости в отливках
  9. Вопрос 2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
  10. Вопрос 28: Сущность культуры. Соотношение «культурного» и «социального».
  11. Вопрос 33. Право, законность и правопорядок, соотношение понятий.
  12. ВЫХОД В НОВЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь