Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм.



- познание - деятельность, направленная на получение знаний

- гносеология (греч. гносис – познание) – теория познания - раздел философского знания, посвященный проблемам познания мира

ПР: «знание» - результат; «познание» - процесс; семантика термина «сознание» - предполагает «сопутствующее», «сопровождающее» знание

- гносеология ---> поиск ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир? », «Как человек познает мир? », «Каково соотношение истины и заблуждений? », «Что может являться критерием истинности знания? », «Как подтвердить верность наших представлений? »

Вывод: => комплекс этих проблем занимает II-е по важнос­ти место вструктуре философского знания после проблем онтологии

- гносеология ---> пробле­мы изучения: видов, ступеней, форм познания, отношений между объек­том и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики; границ познания (насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно)

основные направления вопроса о познаваемости мира

гностицизм «гносеологический опти­мизм» агностицизм (от греч. а - отрицательная приставка и гнозис — знание) «гносеологический пессимизм»
- мир познаваем исчерпывающе и безусловно - мир не познаваем ПР: И. Кант «вещь в себе» => то, как этот предмет представляется человеку - «явление» например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойствен­но лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на чело­веческий глаз дает ощущение зелени.

 

Эмпиризм и рационализм

- познание как процесс - направлен на получение знаний, вклю­чает в себя компоненты: субъект и объект познания, уровни и сту­пени познания, истину как цель познания

- объект познания - то, на что направлено познание (то, что познается)

- субъект познания -конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом) =>

ПР: (! ) заслуга немецкого идеализма (Кант - «трансцен­дентальный субъект», Гегель - «объектив­ный дух») ---> понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом => социальная (об­щественная) природа познания

Маркс ---> социальная природа познания: «бытие определяет созна­ние» => способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни

 

(? ) вопрос об источниках научного знания

эмпиризм рационализм
- направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
- источник знаний ---> чувства, данные которых разум лишь обрабатывает ПР: Ф. Бэкон - важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств ПР: Р. Декарт
Вывод: каждое из направлений верно отмечает на­личие 2-х форм познания: чувственного и рационального, но абсолютизирует роль одного из них

 

в процессе познания выделяют 2-ве формы

I чувственное (опыт­ное) познание - осуществляется с помощью органов внешних чувств; ступе­нями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, пред­ставления

1) ощущения - возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; передают отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание)

ПР: яблоко - цвет (красный/зеленый)

2) восприятия – создаютцелостный образ предмета, представляют совокупность ощущений

ПР: все качества яблока - цвет (красный/зеленый), форма (круглое/овальное), вкус (сладкий/кислый)

3) представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий; возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека

ПР: вспоминаем съеденное яблоко, какое оно было вкусное

Вывод: чувственное познание дает представление только о внешних свойствах отдельных предметов

Особенности чувственного познания

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Социальная обусловленность чувственного познания

- влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения

- формирование (под воздействием социальной ситуации) перцептивных установок и ожиданий

 

II рациональное (логическое) познание - процесс абстрактного обобщающего мышления присущий только человеку; ступенями рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключе­ния

1) по­нятия - элементарные единицы мышления, на которых строятся все логические рассуждения, отражают общие, существенные признаки предметов

- понятие выра­жается с помощью слова (словосочетания)

ПР: слово «студент»

2) суждения - понятия, отражающие связи и отношения между пред­метами и их свойствами; утверждают (или отрицают) что-либо;

- выражаются в форме предложений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты».

3) умозаключения - процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики; являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления

- выражаются в форме рассуждений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».

Вывод: 1) рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, 2) абстрактное мышление неразрывно связано с языком (= системой знаков, передающих информацию)

Особенности рационального познания

- опора на результаты чувственного отражения

- абстрактность и обобщенность возникающих образов

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

 

Проблема истины в познании. Концепция истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.

- результат процесса познания ---> знания

- истина - знание, соот­ветствующее действительности =>

Аристотель - истина – знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности
Платон - истина – соответствие знаний вечным и неизменным идеям (идеи = истинная реальность)
материалисты - истина – соответствие полученных знаний объективному реальному миру

 

Характеристики истины

1. адекватность информации относительно объекта познания

2. истина – свойство знания

3. истина исторична

4. истина – условная единица

 

Критерии истинности знания

1. ясность и отчетливость мыслимого (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

2. уверенность в достоверности

3. принцип прагматизма

4. интеллектуальный энергетический императив (В. Оствальд)

 

2-ва вида истины:

объективная (по содер­жанию) субъективная(по форме)
- независима от познающего ее субъек­та - вне сознания истины не существует
- Аристотель - «познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям» - Кант ---> выявил про­блему противоречивости «истины»: признаками объективности истины являются - всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна (поскольку является формой де­ятельности субъекта)  
Вывод: 1)истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та, 2). Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием (истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания)

2-ва вида истины:

относительная абсолютная
- неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего - знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания
познания - относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине ПР: истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.  
Вывод: понятия относительной и абсолютной истины связаны с понима­нием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь