Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ



ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

В политической науке проблема политической власти занимает особое место. Это определяется сущностью власти как явления, пронизывающего все стороны политической жизни, выступающего той действующей пружиной, без которой невозможно существование и развитие политической сферы жизни общества. Вместе с тем власть отличается разнообразием проявлений, скрытностью, неочевидностью для обыденного, повседневного взгляда и сознания. Проблема власти издавна привлекала мыслителей, ученых. Без понимания сущности власти, разнообразия ее проявлений нельзя понять суть политической сферы жизни общества как в целом, так и ее разных аспектов. При этом важно знать, что власть как общественное явление старше политики. Власть, отмечал американский социолог Т. Парсонс, играет такую же роль в политике, как деньги в экономике, связывает различные проявления политики в единое целое.

Раскрывая тему политической власти, выделим следующие вопросы:

1. Политическая жизнь и властные отношения. Теории происхождения политической власти, сущность и черты;

2. Многообразие проявлений политической власти:

а) функции, формы;

б) формы и отличительное политической и государственной власти.

3. Легитимность политической власти.

 

Приступая к рассмотрению власти как широкого социального явления, следует прежде всего отметить ее онтологический, объективный характер, поскольку она отражает глубинные основания человеческой деятельности. Не случайно отношения власти и подвластности отечественный ученый А.А. Зиновьев отмечал как одни из «самых фундаментальных социальных отношений»[1]. Власть вызвана потребностями упорядочения, управления обществом, закрепления складывающегося неравенства (статусного, экономического образовательного и др.), действия общества как единого целого.

В широком смысле слова власть определяется как способность и возможность класса, слоя группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия, убеждения).

Власть – институт социальный, поскольку означает отношения управления, подчинения, неравенства, что поддерживается нормами и санкциями по отношению к тем, кто не соблюдает принятые правила. Санкции проявляются как моральные – в виде осуждения общественным мнениям, так и силовые (арест, осуждение, помещение в тюрьму и т.д.).

Среди всех видов власти важнейшей является власть политическая. Единого определения политической власти в научной литературе (при существовании многих ее обозначений) не существует. При этом исходным больше всего подходит высказывание М. Вебера, рассматривавшего власть как способность влиять вопреки сопротивлению. В этом случае власть рассматривается как отношения субъектов (I) и объекта (II). Субъект, осуществляющий власть, способен заставить объект исполнять то, что в других условиях он не стал бы выполнять и, таким образом, усиливать власть субъекта. Вместе с тем, объект (II) оказывает сопротивление субъекту власти (I), что может - в зависимости от обстоятельств - ослаблять власть предержащего. Следовательно, отношения субъекта и объекта власти не однолинейны, они носят сложный, противоречивый характер. Истории известны примеры, когда объект и субъект могут меняться местами – это зависит от множества факторов, от соотношения сил в обществе. О сопротивлении власти как необходимом элементе в системе властных отношений писал еще в Древней Греции в V в. до н.э. Антифонт.

Политическая власть проявляется как реальная способность и возможность конкретного класса, слоя, группы проводить свою волю в политике и правовых нормах с помощью различных средством - авторитета, закона, насилия.

Поскольку интерес к власти всегда был велик, постольку человечество создало много теорий политической власти.

Одной из древних концепций является теория божественного происхождения власти: Бог - Вседержатель Космоса, его наместник на Земле – Христос, которому дана «всякая власть на небе и земле» (Евангелие от Матвея – 28, 18).

Вместе с тем с середины I тыс. до н.э. стали проявляться взгляды, трактующие проявление политической власти как ответ на потребность общества в упорядоченности отношений в социуме, совпадение этой потребности и с появлением людей с сильным инстинктом власти - властными натурами, берущими на себя бремя решений общественных дел.

В современной теории политической власти существуют следующие подходы:

- классовая (марксистская) концепция - политическая власть всегда классовая: она выступает как организованное господство одного (экономически доминирующего) класса над другими общественными классами;

- элитарная концепция: общество делится на элиту и массу.

Власть находится в руках элиты (меньшинства) и осуществляется над подчиненными массами (большинством);

- поведенческая (бихевиористская) концепция: власть рассматривается как взаимодействие индивидов в контексте политических отношений; при этом центром отношений выступает стремление к власти как доминирующая черта психики и сознания людей;

- структурно-организационная концепция: иерархичность строения обществ и вытекающее из этого подчинение низших структур высшим, что требует от политической власти (она вторична по отношению к социально-экономическим, духовным и другим факторам общественной жизни) активного начала – придания целостности, формы, объединения всех сторон жизни общества.

Помимо перечисленных, выдвигаются концепции, в которых акцент делается на биологические факторы: поведение людей относительно власти рассматривается аналогично животному миру, борьбы за существование; географические (размер территории); мифологические (деление людей на сильных и слабых); космические (влияние активности солнца) и др.

Сущность политической власти определяется тем, какое место она занимает в политическом пространстве общества. Вкратце это можно охарактеризовать трояко: 1) как представительство; 2) как отношение политического субъекта и социальных институтов; 3) как технологию (практическую деятельность) решения властными субъектами спектра социальных проблем.

Как представительство, власть характеризуется системой отношений, с общностью людей, населением, интересы которого власть представляет. Нагляднее это проявляется в отношениях избирателей и избираемых должностных лиц, например президента и избирателей, депутатов и избирателей и др. Степень эффективности власти во многом зависит от того, какой характер носят эти отношения – односторонний или двусторонний, насколько властное лицо может реализовывать интересы тех слоев или его народа (если речь идет, например, о президенте) представлять которых оно решило.

Как отношение политического субъекта и социальных институтов в политическом пространстве типичным является неравенство политических статусов: право принимать ответственные решения принадлежат политику. Это право определяется нормами и правилами, записанными в законодательных актах, прежде всего - в Конституции. Взаимную ответственность управляющих и управляемых, права и связанности в истории России в разные времена фиксировали Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция РФ 1993 г.

Как технологию (практику) политическая власть накопила за века существования многообразную – от применения силы до убеждения, манипулирования сознанием. Она характерна для каждого времени. В правовом, нормальном государстве политическая власть характеризуется большей открытостью (ей незачем лицемерить и обманывать народ), защитой прав населения, сужением границ произвола.

Важнейшей особенностью политической власти является ее всеобщность, поскольку она проникает во все сферы общественных отношений, что не означает вытеснения из них неполитического содержания. Степень демократичности общества проявляется в том, что политической власти отведено лишь место проводника законов. Из всеобщности власти вытекает ее инклюзивность – способность проникать в различные сферы.

Политическая власть по структуре не сводится к власти государственной, она шире, поскольку помимо государственной включает в себя весь спектр расположенных в политическом пространстве политических партий, общественных объединений, ассоциаций, союзов, общественно-политических движений, характерных для демократического общества.

Политическая власть как система характеризуется следующими чертами:

1. универсальностью: охватом своими действиями всех членов

общества;

2. легальностью – правом использования силы и других средств в

рамках определенного политического пространства;

3. суверенностью – обязательностью решений власти для всего

общества и всех видов власти;

4. публичностью – всеобщим и безличным характером принятых от

лица всего общества решений.

Отмеченные всеобщие черты политической власти, всех ее институтов позволяют более четко выделить признаки государственной власти, как наиболее эффективной. К тому же эта власть является непременной частью власти политической, а в недемократических обществах может заполнить почти все поле политической власти.

Важными признаками государственной власти является:

1. Суверенность. Это определяется тем, что в большинстве об-

ществ ее выбирает народ.

2. Всеобъемлющий характер (универсальность) – Государствен-

ная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

3. Государственная власть имеет возможность законно

применять принуждение.

4. Верховенство (на правовой основе) – Государственная власть

может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

5. Структурированность государственной власти. Государствен-

ная власть проявляется в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

6. Государственная власть имеет особые каналы для передачи

своих велений, которых нет у других властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т.д.).

7. Государственная власть обладает монополией на правотвор-

ческую деятельностью – только она может принимать законы. Право же- наиболее эффективный регулятор общественных отношений в силу обязательности выполнения его норм всеми гражданами.

8. Эффективность государственной власти связана с разделением

ее на законодательную, исполнительную, судебную, Суть разделения властей - в разграничении сфер деятельности, функций и компетенции между законодательными, исполнительными и судебными органами в интересах эффективного, сбалансированного управления. Разделению властей соответствуют властные институты: представительные, законодательные (парламент, национальное собрание, сейм и т.д.); исполнительные, распорядительные (президент, премьер-министр, министерства, управления), судебные органы (комитет конституционного надзора, суды, прокуратура).

9. В отличие от негосударственных политических институтов госу-

дарственная власть использует для своего функционирования труд особого слоя – бюрократии (от фр. «бюро» - стол и греч. «власть» - «власть стола»), работающего по найму как профессионалы, имеющего, как правило, более высокое вознаграждение в виде зарплаты, привилегий, высоких пенсий и т.д. Слой этот в постсоветской России вырос более чем в 4 раза по численности, он резко отличается от основной массы населения объемом заработной платы, пенсий и т.д. М. Вебер, характеризуя чиновничество, отмечал четкую специализацию, иерархичность, бездушность, зависимость от вышестоящих, карьеризм, что позволяет этому слою выполнять возложенные на него функции и вместе с тем опасность выхода из под контроля общества, взяточничества и др. негативных явлений. «Хороший чиновник, - отмечал американский политолог Г. Лассуэлл – плохой человек». По данным контрольных органов, сумма коррупционных взяток в РФ в 2007 году составила 300 миллиардов. При всей неоднозначности государственной власти, она всегда авторитет. Часто это – авторитет силы, насилия, но есть и подлинный авторитет, который проявляется через легитимность государственной власти.

Рассмотрев в целом политическую власть (сущность, черты), следует

перейти к характеристике важнейших аспектов этой власти.

Прежде всего о функциях. Проблема функций политической власти в политической науке по-разному представлена учеными разных стран Т. Парсонс, рассматривая общество как систему, видит главной целью власти определение коллективных целей развития общества, мобилизацию его на осуществление этих целей, принятие решений, достижение стабильности социума, распределение ресурсов. Р. Дебре исходит из главной задачи - сохранения целостности обществами и его устойчивого развития. Д. Истон - в придании явлениям, общностям людей определенных ценностей, которые внедряются властью авторитарными методами.

Основной функцией политической власти является управление обществом как в целом, так и различными его сферами. Если учесть, что власть составляет сущность политики, которая выступает формой реализации власти, то сверх - задачей последней постоянно становится разрешение возникающих в жизни противоречий между общенациональными задачами и интересами различных слоев, групп, этносов, а также отдельных личностей. Имея это стратегическое направление, политическая власть каждой страны решает конкретные, соответствующие особенностям своей страны задачи. Истории всех государств известен опыт различных властных структур как удачный, так и неудачный. Так, подводя итоги государственной «шоковой» терапии первой половины 90-хх гг. XX века в России, американский экономист Д. Сакс отмечал колоссальный разрыв между риторикой авторов этой «терапии» и их реальными действиями: «Они (реформаторы) считали, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карман как можно больше денег и поскорее. И это не шоковая терапия, а злостная, предумышленная, хорошо придуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей»[2].

В результате убыстренной приватизации в стране к 2007 г.в государственной собственности, которая является источником для проведения социальной политики (образование, здравоохранение, развитие культуры, сельского хозяйства, демографической политики)осталось 10, 3% общей собственности, в то же время как в Великобритании и Германии – около 40%, а Италии, Швеции, Австралии – свыше 40%[3].

Невиданными темпами углубляется пропасть в положении граждан России: разрыв по уровню доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет, по разным данным, от 17 до 30 раз, в то время как в странах Западной Европы этот децильный показатель составляет 4-5 раз (в СССР к н. 90-х гг. прошлого века – 3-4 раза). О концентрации собственности свидетельствуют необычные для мира темпы роста долларовых миллиардов, число которых превысило в 2008 г. 100 человек. О социальном расслоении говорят итоги переписи населения 2002 г.: у 1 млн. чел. работодателей (1, 5% населения страны) по найму работает 95% трудового населения (58 млн. чел.).

Помимо функции управления страной, второй задачей политической власти является оптимизация политической системы, адаптация ее институтов - государства, партий, общественных объединений, движений к задачам, стоящим перед страной. Отмечаемые ограничения демократических процедур (напр., выборы губернаторов, неодинаковый доступ к СМИ, препятствия в проведении референдумов и т.д.) свидетельствует о недооценке интересов многих слоев населения.

Третья функция власти состоит в обеспечении порядка и стабильности в стране. Одним из условий этого является сбалансированное взаимодействие трех ветвей власти, их взаимная ответственность, согласованность действий, четкое понимание пределов своих властных функций. Для России исторически было присуще преобладание исполнительной ветви власти над законодательной и судебной. Проявление этого наблюдается и в современных условиях. Черты этого просматриваются в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. прежде всего в крайне широком спектре полномочий президентской власти.

На многообразие проявлений государственной власти следует смотреть, учитывая различные основания. Одним из них являются ресурсы власти. Плодотворным для понимания специфики власти является выявление ресурсов с точки зрения различных сфер жизнедеятельности: экономической, социально-информационной, силовой.

В систематизированном виде ресурсы власти представлены следующим образом.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса слоев в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус – социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и проч. Как считает американский социолог О. Тофлер, в конце XX – начале XXI веков именно знания и информация станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ (универсальности, общедоступности, демократичности) стали определяющим фактором осуществления власти, в то время как богатство утрачивает свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация.

Силовые структуры – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого кадры. В государстве ядро их составляет армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: заданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

К ресурсам власти может быть отнесено использование традиций, наполнением их новым содержанием (напр., 1 Мая из Дня международной солидарности трудящихся всех стран превратили в День весны и труда; из 7-го ноября (Дня Великого Октября) – в День согласия и примирения; из 23 февраля – (Дня Советской Армии и Военно-морского флота – в День Защитника Отечества), что отвечает интересам прежде всего властвующей элиты. Велико значение СМИ как в пропаганде, агитации, так и манипуляции общественным сознанием. Свою роль играют слухи, «подогревающие» общественное настроение. Например, в период подготовки устранения от власти КПСС распространялись ложные слухи об использовании отдельным представителям ее верхушки залов Эрмитажа для свадебного торжества родственника. Это сыграло свою роль в отторжении людей от социализма. (Кстати, проведение свадьбы в Петергофе одним представителем постсоветской элиты не имело похожего резонанса – СМИ не «трубили» об этом непрестанно).

Как ресурс власти используется страх, запугивание, угрозы, «предупреждения», зловещие предсказания астрологов, гипнотизеров, чревовещателей и т.д. Все средства хороши порой для тех, кто стремится к получению и удержанию политической власти.

Многовековое функционирование политической власти позволило политической науке выделить типические методы использования этой власти в решении задач, стоящих перед ней. Эти методы рассчитаны как на традиционные (к ним привыкли, они понятны), так и необычные, современные; как на рациональные (инструментальная рациональность), так и эффективные, стихийные, спонтанные, воздействующие на эмоции людей.

В работах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, М. Вебера политическая власть рассматривается прежде всего как внутреннее оправдываемое насилие. М. Вебер именно в нем видел главное средство осуществления политики, власти, распределения власти, будь то между государствами, или внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает. Определяя сущность насилия, современный английский ученый З. Бауман сводит его к манипулированию ситуацией, к тому, «что ресурсы другого человека, сколь значительными они ни казались бы при иных обстоятельствах, вдруг становятся неадекватными или неэффективными, …это манипулирование ситуацией таким образом, чтобы заставить других людей стремиться достигать своих целей, только следуя правилам, установленным власть имущих»[4]. Степень присвоения усилий других властвующими субъектами различается в разные эпохи. В период крепостничества, оно, к примеру было всепоглощающим. Как писал великий русский поэт Н.А. Некрасов «здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность и время земледельца».

Насилие – исключительная прерогатива политической власти. С осуществлением политической власти связано политическое господство. Оно предполагает разделение общества на подчиняющие (господствующие) и подчиненные группы. Выделение особого управленческого аппарата. Законодательно это оформляется в государственно – правовых актах.

Любая политическая власть не сводится к насилию. Огромную роль играет политический авторитет. Это такая форма осуществления политической власти, которая основана на общепризнанном влиянии какого-либо субъекта политических отношений, его способность направлять их в благоприятное, отвечающее интересам общества направление, не прибегая при этом к насилию или принуждению. Авторитет отличается прямым, непосредственным характером воздействия на управляемых, на то, что последние уверены в законности этого воздействия.

Влияние авторитета может иметь основания в традициях, рациональных законах, а также в вере в исключительности качеств насилия власти (харизма).

Помимо названных форм функционирования политической власти можно говорить о влиянии, воздействии: распространении новых ценностей среди управляемых (напр., изменение приоритета материальных ценностей по сравнению с духовными как более «эффективными»; «отодвигать» прежние ценности, (напр., совести, добра, взаимопомощи, заменяя их выгодой, успеха любыми средствами; пропаганда образа жизни политической элиты неуемным показом в СМИ (тусовок, развлечений, нарядов).

Множественность проявлений политической власти существует в таком измерении как типы власти. Классификация власти зависит от основания, принимаемого при его классификации.

Самый широкий спектр дает классификация, связанная с субъектом ее. Субъектом власти, воплощающим активное, определяющее начало, может быть народ, класс, слой (элита), отдельный человек, мировое сообщество, толпа и т.д. Отсюда типы власти:

- народовластие – власть, отражающая коренные интересы народа, образовавшаяся в результате волеизъявления народа, в частности, в результате выборов. Выборы представляют собой комплекс действий, направленных на формирование руководящих органов государства, политических партий, общественных организаций путем избрания представителей (делегатов) на представительские собрания, конференции, съезды. Выборный процесс- средство отбора субъектов политической власти, передача властных функций избранникам; характерны для демократических обществ. Избирательные системы – это законодательный, закрепленный порядок организации, подготовки и проведения выборов; в законах закреплен способ распределения мандатов в выборных органах на основе результатов голосования. Типичны два типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная; возможны смешанные системы;

- охлократия - власть толпы, осуществляется под воздействием последней на основе популистских настроений при отсутствии законов, удовлетворение требований, выдвигаемых на собраниях, митингах, демонстрациях. Как правило, эта власть скоротечна, неустойчива, деструктивна. Возникает в кризисные, реакционные или революционные периоды;

- плутократия – власть, принадлежащая узкому кругу людей, клике, являющейся, как правило, наиболее богатыми людьми, семьями и осуществляемая в их интересах при использовании методов давления, обмана, манипуляции народа протекционизма;

- этнократия – власть одного этноса в полиэтническом обществе, осуществляемая практически верхушкой этого этноса, зачастую вопреки интересам остальной части этноса, враждебная сотрудничеству разных народов;

- партократия – доминирование во власти одной партии. Участие представителей других партий носит формальный характер, осуществляется опосредование, через представителей единственной партии;

- теократия - власть, провозглашаемая от имени бога и представленная главой духовенства. Господствует принцип верховенства церкви над государством, в правовых нормах и законах лежат религиозные принципы;

- персонифицированная власть – особое положение во власти отдельного лица; как правило характерно для военных диктатур либо авторитарных систем.

Помимо субъекта власти различают власть по социальному типу: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую.

Беря во внимание политический режим, говорят о тоталитарной, авторитарной, демократической власти.

Учитывая объем объекта власти подчеркивают власть федеральную (союзную, общенациональную); власть республиканскую (субъекта федерации); региональную, муниципальную, местную, районную и т.д.

Многообразие проявлений политической власти не исчерпано изложенным выше. Отмечены лишь существенные аспекты власти, связанные с ее функциями, ресурсами, формами, типами.

Как отмечалось выше, политическая власть является потребностью развития общества, хотя и содержит в себе много противоречий. Важным условием разрешения этого является выработанная человечеством потребность в легитимности власти.

Легитимность власти – правооснование управлять, законность власти, доверие к ней. От нее зависит выполнение функций политической власти, её эффективность. Легитимность в какой-то мере позволяет гражданам «мириться» (они сами признали эту власть) даже с нарушением демократических принципов.

В легитимности есть особенность: означая доверие политическому субъекту – индивидуальному или коллективному – граждане невольно предполагают отказываться от права самостоятельно осуществлять выбор политических ценностей, передавая его действующему субъекту на определенный период (хотя бы от выборов к выборам). Притом не во всех странах выработана система ответственности, подотчетности тех, кому власть доверена.

Легитимность политической власти, институтов этой власти выступает основой формирования и функционирования ее в обществе. Общество признает обоснованность и необходимость данной политической власти и ее носителей. В широком смысле слова легитимность власти означает соответствие ее законно установленным нормам, а также отвечающим основополагающим целям государства и общепринятым ценностям и принципам. В узком смысле легитимность идентифицируется с законностью.

В политической литературе классификация наиболее типичных режимов легитимности предложено Максом Вебером («Политика как призвание и профессия»). Но прежде следует сказать, что органической частью этих типов в политической истории характерен более широкий спектр легитимности власти. Ими являются:

- легальный: власть узаконена принятыми нормами права, признанных обществом конституционными принципами государства, подкреплена деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями (включая принудительные). Источником легальной легитимности является общее понимание норм, установленных законом;

- идеологический: власть признается обоснованной, поскольку есть убеждение или вера в правильности тех ценностей идеологического характера, которые ею провозглашены. Идеологические ценности, таким образом, являются источником легитимности;

- структурный: правомочность власти вытекает из убеждения законности и ценности сформировавшихся структур, институтов, регулирующих политические отношения;

- целесообразный: основанный на соглашении или навязанный обществу по мотивам политической целесообразности. Чаще всего это относится к переходным периодам, когда формируется новая политическая система.

Все эти виды легитимности имеют место в типологии режимов легитимности политической власти, предложенной М. Вебером. Однако он называет три типа, которые отражают не частные моменты, связанные с аспектами и политической деятельности, а отражают общую обстановку; условия и способ легитимизации.

Первый тип он связывает с традицией: она означает укорененность, привычность сложившихся представлений, ценностей, проверенность временем. Если признается, что ценности прошлого разделялись и уважались еще предками, позволяли долгое время существовать обществу, то уже этим достойны доверять тем, кто выступает за их сохранение. Чаще всего они откладываются на подсознательном уровне и проявляются как голос совести.

В мире распространены традиции монархической формы правления и чаще всего они рассматриваются как показатель стабильности общества. И даже в условиях, когда эти традиции в силу исторических условий (перевороты, революции) утеряны, какая-то часть населения стремится к реставрации их. Часто это наблюдается во времена резких изменений, неустойчивости вновь сформировавшейся политической системы.

Второй тип легитимности –харизматический. Он противоположен предыдущему, связан с временем резких и глубоких социальных изменений, когда утрачиваются прошлые ценности, новые еще не сформированы в сознании большинства населения, неустойчивость общественной жизни заставляет обращаться к сверхчеловеческим факторам. Такими, по мнению обычных людей, являются тот, кто обладает даром предвидения, знаниями, талантом в политической организации, необыкновенным умом, т.е. харизмой. Хариматимческая личность в прошлом выступала как религиозная. В современную эпоху центр харизматического авторитета переместился в политику, а в условиях мощного развития масс-медиа и в другие сферы жизни (актеры, проповедники, врачи и др. Случайно ли, что в Госдуме РФ много представителей таковых? )

Легитимность третьего типа - легально-рациональная (выборная). В ее основе лежит функционирующая система выборов в законодательные (представительные) учреждения, проводящиеся систематически, в соответствии с конституционными положениями. Постоянность и периодичность этих акций воспринимается как правомерность системы и не подвергается сомнению. В такой системе естественным становится признание организаций или индивидов, кому доверено говорить от лица граждан, ответственным за разработку законов, установлений, которым должны все подчиняться и не подвергать сомнению. И в то же время избавляет от ответственности простых граждан.

В реальной жизни возможно соединение элементов различных режимов легитимности.

Итак, рассмотрев проблемы политической власти, приходим к следующим выводам:

- политическая власть является всеобщей потребностью развития общества, поскольку она призвана осуществлять управление этим обществом, регулировать противоречия, разрешать конфликты, объединять его;

- главной особенностью политической власти является её инкорпорированность во все стороны политической жизни, причем ее не всегда можно четко определить;

- обладая сложной структурой, власть породила множество концепций исследования ее наукой прошлого и настоящего;

- политическая власть многообразна: она проявляется в системе функций, форм существования, типов, методов действия;

- связующим фактором общества и субъектов политической власти является легитимность как выражение предоставления обществом права на управление представителям власти. В зависимости от конкретных условий формы легитимности разнообразны.

 

Литература

Болл, Т. Власть. [Текст] / Т. Болл // Полис.- 1993.- № 5.

Барсукова, С.Е. Власть и бизнес: новые правила игры. [Текст] /

С.Е. Барсукова // Полис.- 2005.- № 6.

Вебер, М. Политика как признание и профессия. [Текст] /М. Вебер// Избранные произведения. – М., 1990.

Власть: очерки теории современной политикой философии Запада. [Текст].- М., 1989.

Габричидзе, Б.Н. Органы государственной власти современной России. [Текст] / Б.Н. Габричидзе // Учебное пособие. – М.: Изд. – торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

Голосов, Г.В. «Партии власти» и российский национальный дизайн: теоретический анализ. [Текст] / Г.В. Голосов // Полис.- 2001. - № 1.

Дибиров, Н.З. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера? [Текст] / Н.З. Дибиров // Социально гуманитарные знания. – 2002.- № 3.

Завершинский, К.Ф. Легитимность: генез, становление и развитие концепта. [Текст] / К.Ф. Завершинский // Полис.- 2001.- № 7.

Ионов, И.Н. Женщины и власть в России. [Текст] / И.Н. Ионов // ОНС.- 2000.- № 4.

Казанцев, А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий. [Текст] / А.А. Казанцев // Полис.- 2001.- № 5.

Короткова, И.М. Трактовка Г.Д. Лассуэлом понятия политической власти как центральной категории политической науки. [Текст] / И.М. Короткова // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология.- 2000.- № 2.

Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ. [Текст] / В.Г. Ледяев // Полис.- 2000.- № 1.

Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ. [Текст] / В.Г. Ледяев // Полис.- 2000.- № 2.

Луман, Н. Власть. [Текст] / Н. Луман / Пер. с нем. – М.: Праксис.- 2002.

Макарин, А.В. Бюрократия в системе политической власти. [Текст] / А.В. Макарин // СПб.- 2000.

Мониторинг Левада-Центр. Власть в общественном мнении. [Текст] // Социс.- 2006.- № 8.

Перегудов, С.П. Крупная российская корпорация в системе власти. [Текст] / С.П. Перегудов // Полис.- 2001. - № 3.

Подъячев, К.В. Институт обращений граждан в органы власти России: возможности возникновения нового канала влияния. [Текст] / К.В. Подъячев // Полис.- 2007.- № 5.

Реутов, Е.В. Общество и власть в регионе. [Текст] / Е.В. Реутов // Социс.- 2006.- № 9.

Сумбатян, Е.Г. Концепция разделения властей: история и современность. [Текст] / Е.Г. Сумбатян // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 2000.- № 2.

Соловьев, А.И. Политическая власть в обозрении российских ученых. [Текст] / А.В. Соловьев // Вестник МГУ. Сер. 12.- 1998.- № 4.

Согрин, В. Политическая власть в США: характер, содержание, тенденции. [Текст] / В. Согрин // МЭиМО.- 2001.- № 6.

Филатов, С. Совершенно секретно: кулуары российской власти. [Текст] / С. Филатов // М.- 2000.

Философия власти. [Текст] / Под ред. В.В. Ильина // М.- 1993.

Шабо, Ж.Л. Государственная власть: конституционные переделы и порядок осуществления. [Текст] / Ж. Л. Шабо // Полис.- 1993.- № 3.

Энгельс, Ф. Об авторитете. [Текст] / Ф. Энгельс / Соч. 2-е изд. – Т. 18.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь