Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 2. ИСТ0РИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ



 

1. Политико-правовая мысль Древнего мира и Средневековья.

2. Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала XXвека.

3. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

4. Современные политические теории и современные политологические школы.

 

История развития политической науки - один из важнейших разделов политологии. С его помощью расширяются и углубляются знания об объекте и предмете политической науки, об эволюции методологических подходов, понятийного аппарата, зарождении и развитии, законов политики. Данная тема связывает воедино теоретический и исторический компоненты политической науки, помогает познать ценности политической культуры, яснее представляет связь прошлого с настоящим и будущим в политической сфере.

История политической науки включает в себя: политические учения древнего мира (древние Восток, Греция, Рим); политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения Нового и Новейшего времени. Каждому этапу соответствует своя тематика, свои концепции, свои методы исследований.

 

I.

Рождение первых политических учений относится к древнему миру

(Ш-II тысячелетия д.н.э. – XI в. н.э.) - времени возникновение классового общества и государства. Исторически первыми политические представления возникли в Северо-Восточной Африке (древний и Египет), В Передней, Средней и Юго-Восточной Азии (Вавилон, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай и др. Политическая мысль древнего Востока еще не выделилась в самостоятельную область знания. Политические взгляды сливались с моральными предписаниями, этическими нормами. Они развивались на основе религиозно-мифологического мировоззрения. Мифы -это ранняя форма духовной культуры, которая объединяет в себе зачатки знаниярелигиозных верований, философии,

различных видов искусства. Государственная власть на Востоке осуществлялась в форме деспотии -неогра­ниченной власти одного лица, обладавшего и административной и военной, и законодательной, и религиозной властью. Деспот считался

Богом, или сыном Бога, или представителем Бога на земле, имел право верховной собственности на землю и на саму жизнь подданных. Что касается отдельной личности, то ее практически не существовало: она была поглощена общиной. Господствовал патриархально-патерналистский взгляд на социально-политические явления, согласно которому государство уподоблялось большой семье, где отцом считался царь (правитель), а чадами – его подданные. Главная добродетель подданных – послушание и почтительность к старшим.

Политика фокусировалась вокруг сугубо практических вопросов. Её содержание составляли вопросы организации власти, технологии управления, квалификации правонарушений, землепользования, религиозных и моральных регулирующих норм.

Наибольший след в истории политической мысли древнего Востока оставили древнеиндийские и древнекитайские учения. Из первых следует вы­делить трактат " Артхашастра" (" Наставление опользе" ), относящийся к IV-III в. д.н.э. Он считается наиболее полным сводом прикладных знаний о хозяйстве и государственном управлении Индии того периода. Автором его является министр империи Маурьев-Каутилья. " Артхашастра" представляет собой своеобразную инструкцию правителю о том, как приобретать, сохранять и использовать государственную власть. При этом не следует останавливаться перед выбором средств властвования. Самый эффективный способ осуществления власти и приобретения богатства –наказание. Правитель при отправлении власти в равной мере должен отдаваться трем целям – закону, пользе и любви.

Отдаваясь же любви, он не должен нарушать закона пользы: «счастье царя – в счастии подданных, в пользе подданных – его польза». В трактате описан идеальный образ царя: способность обуздывать свои чувства, обладать широким кругозором, обучаться наукам, устанавливать справедливые законы, умножать имущество, не останавливаться ради пользы государства перед нарушением религиозного долга. Обязанность царя – защита территории, собственности, традиций народа. Выдвинута идея сильной царской власти.

Политическая мысль Древнего Китая несколько отличалась от древнеиндийской: она была более свободна от религиозно-мифологических наслоений: её интересовали в первую очередь не космос, не Вселенная, а конкретное общество, государство, человек; в ней отчетливей виден предмет политики.

Среди древнекитайских учений особый интерес вызывает конфуцианство (по имени мудреца Конфуция, жившего. с 551 по 479г. д. н.э.). Содержание его учения изложено в труде " Лунь юй" (" Беседы и высказывания" ). Характерная черта конфуцианства -антропоцентризм; внимание к проблеме человека, его умственному и нравственному облику. Основные категории конфуцианства - это " благородный муж", человеколюбие", " правила ритуала". Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны не «тёмные люди" (простонародье), а благо­родные мужи, во главе с государём – «сыном неба». Конфуций утверждал тем самым, что деление людей на " высших" и «низших" вечно, оно не может быть преодолено. Но в отличие от других авторов он выделял, благородных не по признакам происхождения, а по знаниям и моральным качествам. Именно таких людей Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. Им народ будет охотней подчиняться.

Главная задача благодарных мужей - воспитывать в себе, а также по­всеместно распространять человеколюбие. Под последним понималась гуманность - спокойное внутреннее состояние, стойкость перед внешними раздражителями «Я считаю гуманным того, кто может делать пять вещей в Поднебесной: быть почтительным, быть великодушным, быть проницательным, внушать доверие, быть. добрым. Почтительный человек не наносит оскорблений. Великодушный приобре­тает расположение многих. На внушающего доверие другие люди могут поло­житься. Проницательный человек добьется успеха. А добрый человек может повелевать другими". Сущность гуманности, по Конфуцию, сводится к тому, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе.

Правила ритуала - это надлежащие правила поведения. Они невозможны без гуманности, которая выступает как первичное качество. Конфуций не был сторонником жестких мер, репрессий для наведения порядка в государства. Он считал, что человек должен научиться без всяких наказаний исполнятьнадлежащие нормы. Политика, по его мнению, это моральные максимы (принципы). Порядок в государстве можно установить с помощью просвещения, пропаганды моральных канонов. Мораль конфуцианства можно уложишь в три заповеди: будь честным, уважай начальство, чти предков.

В своем учении о государстве Конфуций видное место отводил идее " исправления имён". Здесь он выступает как поборник того, что социа­льный статус каждого человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ними. «Государство и оцветает, когда го­сударь бывает государем, подданный подданным, отец - отцом, сын – сыном». Каждый должен знать свои обязанности и вести себя в строгом соответст­вии с занимаемым положением. В государстве, как и в семье должно быть четкое распределение обязанностей между его членами.

Что привлекает в конфуцианстве? Скорей всего отсутствие мистицизма, дух гуманности, умеренность, обращенность к земле, рационализм.

Выдающуюся роль в истории политических учений сыграли мыслители античности (от лат. антикуус – древний), относящиеся к древнегреческому и древнеримскому миру. Их усилиями был совершен переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания, анализа, объяснения. В античной Греции усиливается философская сторона политических учений, наблюдается зачатки теоретического подхода к изучению политических вопросов, разрабатывается первичный понятийный аппарат. В древней Греции складывается полисная форма организации государства. Полис - сравнительно небольшое объединение людей (35-40 тысяч) с насыщенной общественной жизнью, с подчинением личных интересов законам и обычаям, установленным обществом. Полисная жизнь была прозрачной, динамичной, организованной. В VI-V вв. д.н.э. достигает расцвета детище древ­них греков - Афинская демократия, пик ее расцвета продолжался более 50 лет. Наивысшие достижения древнегреческой философской и политико-правовой мысли связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Среди основоположников политической науки чаще других называют Платона и Аристотеля. Платону (427-347 гг. д.н.э.) принадлежит приоритет в разработке проекта идеального государственного строя. Этому посвящена триада его произведений- 'Государство", " Политик", " Законы". Причиной возникновения государства он считал необходимость удовлетворения врожденных со­циальных потребностей, которые в одиночку человек не способен сделать, и нуждается в помощи других людей. Испытывая множество потребностей и желая их удовлетворить, люди собираются воедино, оказывают помощь друг другу, образуют совместное поселение, которое и есть государство.

Для обеспечения разнообразных потребностей людей в государстве должно существовать разделение труда, его специализация. Происходит деление общества на сословия. Платон выделяет три: правители -философы, воины, производители (земледельцы и ремесленники). Подобное разделение деятельности Платон считает гарантом прочности государства как совместного по­селения граждан и основным принципом построения государства. Переход из одного сословия в другое запрещен. Тем самым он ограждает свое идеальное государство от смешения сословия и выводит правило: " Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость."

В труде " Государство" Платон создает первый вариант (сословно-коммунистический) своего идеального государства. В этой модели он под­черкивает следующие моменты:

- идеальному государству более всего соответствует сословная структура общества, которая всем гарантирует порядок, безопасность, достаток;

- два первых с сословия (правители - философы и стражи) полностью отдаются служению государству: их жизнь организуется на принципах коллективизма и общности имуществ и у них нет никаких других обязанностей, кроме обязанности управлять и охранять;

- третье сословие (производители) имеет экономическую свободу, право на частную собственность, но лишено политического участия;

- государство имеет приоритет над гражданином: действует принцип -что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина;

- в государстве должно быть единство, которое достигается: а) подчинением закону всех граждан, б) наличием единства в сословии правителей, в) преодолением контраста между самыми бедными и самыми богатыми;

- лучшие формы правления - монархия и аристократия, худшая – тирания; опасны крайности - чрезмерная свобода и чрезмерное подчинение одному лицу;

- субъектом свободы является не отдельная личность или класс, а всё об­щество, которое сливается с государством.

Второй (компромиссный) вариант идеального государства Платон изложил в труде " Законы". Данная модель, более приближена к реалиям того времени и гораздо в меньшей степени страдает утопизмом по сравнений с первым проектом. Он имеет такие особенности:

- сословное деление граждан заменяется делением в соответствии с имущественным цензом на 4 класса с правом свободного перехода из одного класса в другой;

- допускается частная собственность (кроме земельной), но устанавливаются пределы обогащения, исключаются роскошь ростовщичество т.п.;

- производство полностью обеспечивается за счет рабов и иностранцев;

- господствует смешанная форма правления, сочетающая в себе элементы де­мократии и монархии, моральные и правовые методы управления;

-наблюдается большая регламентация частной жизни, ужесточение карательных мер за нарушения закона и даже за инакомыслие: цель –«очищение» государства от подозрительных элементов.

Вклад Платона в политическую мысль и сознание состоит в следующем: 1.Он выдвинул идею общего блага, учета интересов всех групп как основу политического объединения, как цель государства. 2.Он увидел причину социальных волнений и конфликтов в частной собственности. 3.Он провел дифференциацию форм государства и открыл порядок их перехода из одной в другую. 4. Он воздал должное закону как ориентиру поведения граждан, подчеркнув – там, где законы не действуют, гибель государства неизбежна.

Второй крупнейший мыслитель древней Греции, удостоенный звания основоположника политической науки, Аристотель (384-322 д.н.э.). Он автор трактатов на политическую тему " Политика" , " Никомахова этика", " Афинская полития" и множества других работ по самым различным отраслям знания. Понимание политики у него расширительное: он определяет её как науку о высшем благе человека и государства и включает в нее этику и экономику. Этика - введение в политику. Политика - публичная этика.

Государство в изложении Аристотеля - это продукт естественного развития, высшая форма общения людей. Человек - политическое животное. Сущность государства - общение родов и селений ради достижения самодовлеющего существования. Цель государства – благая жизнь. Аристотель дает такое определение государства: это сообщество равных лю­дей для достижения возможно лучшей жизни.

Аристотель скрупулезно разработал вопрос о формах государства. При этом он опирался на анализ функционирования государственной власти в 158 городах - полисах. Форма государства, по его мнению, зависит от числа властвующих и социальной ориентации.Обратимся к таблице:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь