Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.2 Основные этапы развития политической мысли. Политическая мысль Беларуси



 

1. Политическая мысль периода Античности и Средних веков

Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания, к правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального государства» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток государства). Платон считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и частной собственности допускалось только для низшего сословия.

Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом.По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным формам относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо.

В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и государстве.

Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.

 

2. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций (16-18 вв.)

Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деятельностью человека; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что человек является создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали является труд и истинное благородство заключается не в знатности происхождения, а в нравственных качествах и добродетелях человека.

Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в которых разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о современных методах управления.

Спиноза – нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

Т. Гоббс - английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.

Ш. Монтескье – представитель Франции, внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Является основоположником географического направления в социологии. Он доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.

Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.

3. Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы

В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:

1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).

3. Исследование отношений между Западом и Востоком.

4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).

В соответствии с поставленными задачами, политологи разных стран проводят исследования на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, фундаментальном и прикладном.

В центре внимания исследователей разных стран и школ находятся такие проблемы политологии, как: политическая власть, теории власти и властных отношений, политические системы и режимы современности, политическая культура и идеология, геополитика, международные отношения, политическая модернизация общества и др.

Центральной задачей американской политологии является разработка проблем политической власти. При этом выделяют два уровня исследования: 1. анализ конституционных основ и принципов политической власти (конгресс, институт президентства и административно-управленческого аппарата); 2. анализ политической власти и политического поведения (механизм функционирования общественного мнения, деятельность политических партий и движений).

В английской политологии в современных условиях происходит усиление экономической, социологической, социально-психологической направленности политических исследований. Особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизму политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии поведения избирателей. Английские политологи занимаются изучением теорий конфликта, согласия и плюралистической демократии.

Политология Германии сочетает теоретико-философский характер исследований с политико-социологическими разработками. Особое внимание уделяется: теориям политических систем; сравнительному и историческому изучению типов господства и их идеологического оформления; социологии политических институтов, партий, политического поведения; анализу общественного мнения и роли СМИ.

Для политологии Франции характерно усиление внимания к исследованию политических процессов в рамках конституционного права и обоснованию теоретических и государственных аспектов политической власти.

 

4. Эволюция политической мысли в Беларуси

Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (ХI – ХV вв.); Возрождение и Реформация (ХV – ХVI вв.); контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХVII – сер. ХVIII вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХVIII в.); революционно-демократические идеи ХIХ в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.

Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.

Е. Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.

К. Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.

Ф. Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.

М. Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.

С. Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. С. Будный сформулировал функции политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита граждан. Его политическим идеалом являлась просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.

К. Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом К. Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь