Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зарождение промышленного производства в Казахстане в последней четверти ХIХ века.
После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. Развитие капитализма в пореформенной России. Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов. Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля. Саранское - за 114, Джезказганское месторождение меди - за 100 рублей. Эти месторождения хищнически разрабатывались русскими капиталистами. На их базе были основаны Спасско-Воскресенский и Успенский медные рудники. Одновременно возникли серебро-свинцовые плавильные заводы купца Попова. Производственная мощность всех этих предприятий была невелика. Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода. Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13, 31 до 23, 38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались. Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа. Однако многие предприятия горной промышленности нуждались в.правительственном кредите и временами приостанавливали производство. На заводах рабочие трудились сезонно, главным образом весной и летом, когда казахи прикочевывали к районам рудников и заводов. Отсутствие железной дороги мешало вывозу и сбыту промышленной продукции. Техника производства была устаревшей и примитивной. Первая попытка создать в Казахстане крупное горнопромышленное предприятие на базе русских капиталов была сделана в конце 90-х г. В 1899 г. образовалось Воскресенское горнопромышленное общество. Это акционерное общество арендовало большие участки с залежами каменного угля, медной и серебро-свинцовой руды на громадном пространстве от Павлодара до Балхаша. К 90-м г. относится также возникновение первой нефтепромышленной кампании на Эмбе. Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной.России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение. В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п. Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном. Так же в Казахстане было 7 филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, имевший 5 отделений. В первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3, 5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Черноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноаульцам. После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении. Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений. 50.Развитие культуры Казахстана в XIX в. Народное образование. Просветительское движение среди казахского народа Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки. Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумм Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне. В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год). Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. Были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали < обзоры> областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве. В 1887 году было открыто первое женское училище в Иргизе. В 1890 - 1891 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им «Киргизская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку», «Мактубат» имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русский алфавит. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца в Шингисских горах Семипалатинской области. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. Но учебу продолжить ему не удалось. В 80-е годы Абай встретился со ссыльными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демократические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов. Чокан Валиханов (1835 - 10 апреля 1865 г) в 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас», а по результатам поездки в Кульджу – «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре. Результатом этой поездки стал труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Чокан оставил богатое научное наследие, в которое вошли «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы