Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Избрание ханом Аблая (1771-1781 гг.) Внутренняя и внешняя политика хана Аблая.



Новое возрождение казахской государственности связано с именем Аблая. В начале 70-х гг. XVIII века в Казахстане сложились все условия для выбора нового общеказахского хана. В 1771 году в связи со смертью хана Абулмамбета в г. Туркестане по казахскому обычаю Аблай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом трех жузов. Аблаю удалось восстановить единство казахского ханства. Им была продедана большая работа по централизации политической системы казхского общества. Во-первых, аблай стремился укрепить централизацию власти, усилить роль султанов, провозгласив их военачальниками политическими лидерами. Аблай также стремился внести в управление жузов элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. Второй комплекс мероприятий, предпринятых Аблаем для усиления центральной власти-опора на деятельность одной личности и ее личностные качества. Так значительно были ограничены прав совета биев и съезда старшин-родоправителей. Но из=за постоянных войн с джунгарами провести реформу политической системы доконца Аблаю не удалось.Тем не менее прочность гос. Машины полностью зависела от авторитета самого хана. Внешняя политика Аблая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с Россией и Китаем значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываясь от признания российского протектората, с другой-не допуская усиления влияния обеих держав в своих владениях.На юге Казахстана благодаря усилиям Аблая некоторая часть кыргызских родов подчинилась Казахскому ханству, казахам были возвращены Сайрам, Чимкент, сзак, Ташкент, т.е. Жетысу вновь стало казахским регионом. Аблай восстановил территориальную целостность Казахского ханства, превратил ее в мощное., процветающее государство, укрепил экономику.

39.Материальная и духовная культура казахского народа а ХУ-ХУШ вв. (хозяйство, одежда, оружия, литература т народное творчество).

Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары). Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья, Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей. Войдока и мехов. Особо ценностью пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы-тон.Особой популярность пользовались легкий плащ без рукавов-кебенек и халат из тонокого белого войлока каттау. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат-шапан из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской-из туникообразного платья-койлек и безрукавки-женсиз камзол. Свадебный убор-саукеле, с рождением первого ребенка женщина носила кимешек. 15 – начало 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. " Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана. Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом. Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. " Ер-Тостик", " Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа). Казахский эпос восходит к древности: " Карабек", " Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей (" Козы Корпеш и Баян-сулу", " Кыз жибек" ). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания. Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: " А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).


Поделиться:



Популярное:

  1. II) ИСПАНСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВЕСТ-ИНДИИ
  2. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  3. VI. Теплоемкость и внутренняя энергия газа
  4. Автоматическая фискальная политика
  5. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие для вузов / А. В. Аронов, В. А. Кашин. - М. : Магистр : Инфра-М, 2013.
  6. Банковская система и денежно-кредитная политика государства.
  7. Билет 7 Внутренняя структура процесса обучения как взаимосвязь преподавания и учения
  8. Бюджетная политика государства
  9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства и ее механизм.
  10. В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому.
  11. В-25. Организационная (внутренняя) структура и штаты органов государственного управления
  12. В-53. Внутренняя структура республиканских органов государственного управления


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь