Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ктябрьская революция и установление Советской власти в Казахстане.



 В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот, приведший к власти коалицию наиболее радикальных частей социал-демократической и социалреволюционной партии, большевиков и левых эсеров. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней. Политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немного численным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой про цент населения составляло казачество, бывшее при царизме привилегированным сословием. Казахи в большинстве своем поддерживали партию " Алаш" и мусульманские политические организации. Осенью 1917 г., накануне переворота, большевики практически не обладали авторитетом на территории Казахстана. Однако особенности политической ситуации, связанные с колониальным статусом этой окраины России, привели к установлению в ряде крупных городов Советской власти уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота.

Установление советской власти в Казахстане. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес, 26 ноября в г. Коканде начал свою работу IV чрезвычайный Мусульманский съезд, главным итогом которого стало провозглашение Туркестанского Мухтариата (автономия) во главе с Временным Советом. Президентом и главой Временного правительства Туркестана стал М. Тынышбайулы, министром иностранных дел - М. Шокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие. Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на 6 ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Турке стана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям. Не менее драматические события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. Здесь расстановка сил была несколько иной, нежели в Туркестане. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска А. Дутов при поддержке партии " Алаш" и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. В декабре 1917 г. в Торгайскую область были отправлены отряды красногвардейцев и революционно настроенных моряков, поддержанных казахами - участниками восстания 1916 г. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь. Аналогичные события происходили в Акмолинской и Семипалатинской областях, входивших в состав Степного края. В ноябре-декабре 1917 г. в большинстве городов Северного Казахстана власть перешла в руки большевиков. Вооруженным путем Советская власть была установлена в Семипалатинске в феврале и в Верном в марте 1918г. Только в г. Уральске большевикам не удалось свергнуть войсковое правительство казачьего войска. Несмотря на то, что в большинстве крупных городов Казахстана в ноябре 1917 г. - марте 1918г. была про возглашена Советская власть, влияние большевиков не выходило за рамки городов  казахской степи делегаты съезда приняли два важнейших решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. В состав автономии должны были войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской и Самаркандской областей и Амударьинского отдела и отдельные волости Алтайской губернии и Закаспийской области. Для управления автономией до решения Учредительного Собрания избиралось правительство Алаш - Народный Совет или Алаш-Орда, в котором из 25 мест 10 представлялось казачеству и переселенцам. Председателем Народного Совета был избран А.Бокейханов. Сложной проблемой стала принадлежность южных уездов Казахстана. Разгон большевиками 6 января 1918г. Всероссийского Учредительного собрания, на которое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвычайно осложнили положение Алаш-Орды. Правительство Алаш было разделено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и Х. Досмухамедовыми - в Жымпиты. Отдельно действовала Семиреченская группа Алаш-Орды. В марте 1918г. в Москву направились Ж. и Х. Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта состоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем Х. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но соглашались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участием местных Советов. В ответ Алаш Орда выдвинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созыва Общеказахстанского Учредительного Собрания. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И. Сталин начинают работу по созданию альтернативного, большевистского правительства Казахстана. ДЛя этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангильдиным и М. Тунганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш Орда, видя нежелание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую автономию, начинает сближение с антибольшевистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи началась гражданская война, многие события которой проходили непосредственно в Казахстане.

60.Казахстан в годы гражданской войны. Политика *военного коммунизма*.

Установление советской власти вызвало вооруженное сопротивления свергнутых политических сил, что вылилось в гражданское противодействие, а затем в Гражданскую войну. В частности, уже в ноябре 1917 года против советской власти выступил атаман оренбургского казачества А. Дутов. К весне 1918 под его знаменами уже было 22 тыс. сабель и штыков. Очагом сопротивления советской власти также стало Семиречье, где в начале ноября 1917 года власть в свои руки взял казачий войсковой совет. Главной ударной силой противников советской власти стал мятеж чехословацкого корпуса военнопленных, произошедший в мае 1918 г. Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала, Среднего Поволжья - Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск. 31 мая контрреволюционеры взяли Петропавловск, в июне - Акмолинск, Атбасар, Кустанай, Павлодар, Семипалатинск. В Сибири была установлена власть Временного Сибирского Правительства, во главе которого стал адмирал Колчак. В этих условиях Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 года добровольность комплектования Красной армии была заменена обязательной воинской повинностью. Летом 1918 года создавались национальные воинские формирования. В стране развернулся «белый» и «красный» террор. В ходе Гражданской войны территория Казахстана стала театром военных действий крупных общероссийских фронтов - Восточного, Туркестанского, Уральского, а также местных, локальных - Актюбинского и Семиреческого.  Летом 1918 года сложная обстановка сложилась в районе Оренбурга. 3 июля он был занят атаманом А.Дутовым, который перерезал Оренбургско-Ташкентскую железную дорогу. Красная армия отступала вдоль железной дороги к Актюбинску. Чтобы прекратить движение белогвардейцев на юг к Ташкенту, был образован Актюбинский фронт, командующим его стал Г.В.Зиновьев. Актюбинский фронт сыграл важную роль в Гражданской войне, и когда в октябре 1918 года белогвардейцы начали наступление на Актюбинск с целью прорваться в Среднюю Азию и южные районы Казахстана, они были остановлены и отброшены. Летом и осенью активные боевые действия развернулись в Семиреченской области. Чтобы не допустить продвижения белогвардейцев на юг, летом 1918 года был образован Северный Семиреченский фронт, командующим его был ЛЛ. Емелев. Осенью 1918 года северное Семиречье было захвачено белогвардейцами, но в обширном районе Лепсинского уезда сохранилась еще власть Советов, центром ее стало село Черкасское. Оборона этого района вошла в историю как Черкасская оборона, длившаяся с июня 1918 по октябрь 1919 года. Чтобы сломить ее, из Семипалатинска была переброшена дивизия атамана Анненкова. В годы Гражданской войны широкий размах приняли народные восстания и партизанское движение. Летом 1919 года главные силы армии адмирала А.В.Колчака на Восточном фронте потерпели поражение, это создало условия для освобождения Западного, Северного, Восточного Казахстана и Семиречья, к концу года основная территория края была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920 года был ликвидирован Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана.

В ходе гражданской воины в целях мобилизации мате­риальных ресурсов и их экономии были введены чрезвычайные меры, получившие название " военный коммунизм". Прежде всего, это касалось продовольственного вопроса. Здесь предусматривалось изъятие " излишков" продуктов, установление нормированного, централизованного снабжения ими и прежде всего хлебом. Декретом СНК от января 1919 года была введена продразверстка. Также была установлена обязательная трудовая повинность. В обобщенном виде политика " военного коммунизма" включала в себя: отмену рыночных, товарно-денежных отношений; замену экономических; распространение на все сферы экономики жесткого государственного контроля; распространение уравниловки как воплощение идеи равенства.

61.Культура казахского народа в начале ХХ века (народное образование, наука, литература, устное и музыкальное творчество).

Начало XX в. - особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры. Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахмет Байтурсын. Он родился 28 января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского сардара (родоначальника) Байтурсына Шошакулы. Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник " Кырык мысал", выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А.Байтурсына " Маса". Ахмета Байтурсына можно назвать основателем казахского языкознания. Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сарыкопинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей. Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа " Несчастная Жамал" (1910). Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая (1893-1937 гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая. Писать стихи Магжан начал с 14 лет, его произведения печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 г. в Казани вышел первый сборник его стихов " Шолпан". Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Куцайбердыулы (1858-1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 г. в Шын-гысских горах. Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода. Первым философским произведением был труд " Мусылман-шылдык, шарттары", вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована " Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" - одна из первых работ по истории казахов. Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно утверждать, что Шакарим Кудайбердыулы - одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в. В начале XX в. в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Значительным событием конца XIX-начала XX вв. было открытие " новометодных" (" джадидских" ) учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники " нового метода" стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения. Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в " новометодные". Возникший в 70-х годах XIX в. в г. Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в " новометодный", начиная с 1905 г. специально открыт " новометодньй" мектеб в г. Перовске (Кзыл-Орда). Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. В начале XX в. на территории Казахстана продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, чтении лекций научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции. Продолжали действовать Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО, проводившие огромную работу по изучению географии, истории и этнографии Казахстана. Туркестанскими учеными в 1899-1902 гг. изучено Аральское море, в 1903-1904 гг. - Балхашское озеро. Результаты Балхашской и Аральской экспедиций играют немаловажную роль и в наши дни. В 1902 г. выдающиеся русские востоковеды В. Бартольд, Н.Ве-селовский, И. Мелиоранский, С. Ольденбург, В. Радлов и другие основали Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношениях. В сферу его деятельности входила и казахская степь. Общество востоковедения, возникшее в 1900 г. также распространяло достоверные сведения о казахском народе в России. Так, журнал " Мир ислама" (1912 - 1913 гг), издавал научные и критико-библиографические материалы по истории казахского народа. В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа. Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэт-лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Известным акыном и сочинителем поэм - " Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге. Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864-1919) - родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня. Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ыбрай Сандыбайулы, Есатай Берким-байулы, Магира (Майра) Шамсутдинова, Култума Сармуратулы, Сары Батакулы, Acer Найманбайулы, Кенен Азербайулы и другие. Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами была Дина Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы. Культурная жизнь Казахстана XX в. отличается от предыдущих периодов истории прежде всего появлением новых жанров, формированием многожанрового, профессионального искусства, корнями уходящего в многовековую казахскую культуру. Начало XX в. - время расцвета казахской литературы и журналистики, время окончательного оформления современного литературного языка, появление казахской драматургии, первых казахских романов. Именно в этот период начинает складываться современная казахская культура.

Деятельность Казревкома. Формирование территориальной целостности Казахстана. Образование КазАССР.

После победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного Съезда Советов Казахстана 10 июля 1919г. декретом СНК РСФСР был образован Киргизский (Казахский) революционный комитет во главе с С. Пестковским. В состав его вошли как активные сторонники большевиков А. Жангильдин, Б. Каратай, М. Тунганчин, С. Мендешев, так и их недавние противники А. Байтурсынов, Б. Караллин и др, В введении Казревкома должны были находиться территории Уральской, ТургаЙскоЙ, АкмолинскоЙ и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели к тому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома, а Кустанайский уезд Тургайской области - Челябинского районного управления, а с сентября 1919г. Кустанай был включен в состав Челябинской губернии. Споры о принадлежности этих территорий шли долгое время, что вызывалось сопротивлением руководства Сибревкома и его нежеланием уступать власть на казахских землях Казревкому. Лишь протесты последнего и вмешательство центральных властей, боявшихся оттолкнуть национальные окраины, привели к тому, что в 1920 г. Акмолинская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд были возвращены Казахстану, однако фактическое воссоединение этих регионов произошло только в 1921 г.. Этот процесс совпал с острыми разногласиями в самом ревкоме по вопросу о формах будущей казахской автономии и включении в ее состав территорий с неказахским населением. Кроме подготовки к образованию автономии, Казревкому пришлось проделать большую работу по формированию казахских частей Красной Армии и обеспечению ее продовольствием и другим необходимым. Вопросы образования, восстановления хозяйства и судопроизводства также были в ведении ревкома. Главная задача Казревкома заключалась в подготовке автономии края. В 1918 земли Старшего жуза вошли в Туркестанскую АССР. 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М.И.Калининым и В.И.Лениным декрет «Об образовании Киргизской (казахской) Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге 1920 на территориях, населенных казахами Среднего и Младшего жузов.

63.Переход к Нэпу. Начало социально-экономических преобразований в Казахстане (1921-1925 гг.).

Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма. Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению. Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня. Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться. Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники а отверженные враги ислама. Духовенство поддержало и земельно-водную реформу. Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь