Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество канглов, как и усуней, не было однородным, существовала частная собственность на скот и землю. Были свободные общинники и рабы.



Образование державы хунну, гуннов. Их роль в этногенезе казахского народа.

Гос-во хунну распол. на тер-ии совр.К-на между III в. до н э и III в. н э. Гунны под предв-ом шаньюя Модэ подчинили множество кочевых племен каз.степей. Кит.историография считает гуннов, как они их называли хунну или сунну, предшественниками тюрков. Император гуннов Модэ, жив. в 230-174 г до нэ оказ.первым тюрк.правителем, чья диплом.переписка была исп.в др.Китае, попала в скрижали самого 1 истор.сочинения. Во гл.с Атиллой производили опустошительные набеги на европ.страны. В 55 г. до н.э. произошло разд. Гунн.гос-ва на Юж.и Сев.части. 2 волна переселения хунну нач. в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни пл., увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центр. и Зап.К-н. В IV веке до н.э. хунну дошли до южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гунну.Гл.роль в жизни хунну играло скот-во, особенно коневодство. У них существовала оседлость и земледелие. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева.

В хун.общ-ве были сильны черты патриархально-род.отн. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и нар.собр.Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общест. отн. В основе этого процесса лежало развитие произ­-ва и произв-ных отн. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свид. о возро­сших потребностях верхушки общества. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они исп. в качестве дом.прислуги, в качестве пастухов. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократ.аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распростр.письм., знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.

Империя Хунну, основанная Модэ просуществовало свыше пяти веков. Она образовала четыре ветви. Одна из них отошла через степи современного Казахстана в междуречье Урала и Волги. Тысячи километров шли гунны по сибирским и уральским степям сквозь земли угроязычных и тюркских народов. Это перемещение заняло свыше 200 лет. В 78 году они перевалили через Кавказ, вошли в Азербайджан, Ирак.По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой пол.I тыс. н. э. меняется антропол. тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

7. Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы, саков, канглов, хуннов).

Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства " звериного стиля". Скорее всего, в начале I тыс. до н.э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. Так сложилось искусство Ахемединского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра Изображения хищных орлов тоже были символами бога Солнца.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя.

У канглов из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством. Наличие в погребениях гуннов керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.

Образование тюркского каганата. Этноним «тюрк». Западно-тюркский каганат.

1 свед.о тюрках встречаются в кит.ист. VI века. Тюрки до возник. своего гос-ва являлись кочевыми пл., населявших предгорья Алтая и были подчинены гос-ву жужаней или аваров. В 546 году вождь тюрков Бумын получает поддержку от тюркояз.пл.теле 50-тысячами конников. В 551 году нэ предводитель тюркских племен Бумын получ.титул каган тюрков и создает империю тюрков - Тюркский каганат. Зимой 552 года тюркская армия одерживает победу над жужанями, царь жужаней Анахуан накладывает на себя руку, этим заканчивается зависимость тюрков от жужаней. Империя тюрков занимала тер-ию от Кореи на вост.до Дуная на зап., от пустыни Гоби на юге до оз.Байкал на сев. Тюрк.каганат в свое время являлся связующим звеном между Вост. и Зап. Через каганат прох.торг.пути, по кот. римские купцы возили шелк и другие неизвестные зап.нар.изделия. В 552 году Бумын умирает, власть над тюрками переходит к его сыну Кара Иссык-кагану. Кара-каган переживает своего отца всего на пол года и в 553 году на трон садится Мукан-каган. Третий император Тюркской державы Мукан-каган (553-562 гг.) покоряет монгольские племена киданей в Юго-Западной Манчжурии и кыргызов на Енисее, Туве и Минусинской котловине. Каганат в эпоху Мукана превратил Северное Ци и Северное Чжоу в своих данников и сделался соперником Срединному царству. Брат Бумына Истеми-каган в 553 году начал поход на Запад. Уже в 555 году тюркские соединения, двигавшиеся на запад, овладели большой частью Вост. Турк-на, Семиречья и Ср.Азии вплоть до Сырдарьи и Приаралья. Однако пл. уар и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. До появления этнонима тюрк и его превращения в общий этноним, тюркояз.пл. жили и развивались в течение многих тысяч лет, имели другие многочисленные этнонимы. Одними из первых тюркских этнонимов являются ар (воин), канг (прародитель), ас (молодой человек) и др. В IV веке наименование «тюрк» получает широкое распростр.и означает союз племен, сложившихся на Алтае. Как писал в своей книге «Шежире» («Родословная…») Шакарим Кудайберды-улы, тюрк означает «шлем». Зап.тюркский каганат (603—704 гг.). Этнополит.ядром каганата стали «10 племен» (он ок будун), заним. Др. усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб, а летней резиденцией Минг-Булаг ). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610—618 гг.) и его младшего брата Ток-джабгу-кагана (618—630 гг.). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государствадо северо-западной Индии.

Каганат представлял единую систему преим-но кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хоз-ва и оседло-землед.типа хозяйствования. Первым лицом в каганате был каган — верх.владыка, правитель, военачальник. Высшие титулы в каганате — ябгу, шад и эльтебер — принадлежали к Каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Осн.нас.каганата сост. из своб.мелких общинников-скотоводов (карабудун).

Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганат оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Шестнадцатилетня межплеменная война и династийная междоусобица (640—657) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западнотюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганскогорода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 г.политической гегемонии в Семиречье.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь