Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кыпчакское ханство. Политический строй. Формирование кыпчакской народности.
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. к отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. В IX—Х вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политической зависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат. После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Бурные события первой половины XI в., в ходе которых кыпчакская аристократия значительно расширила территорию расселения племен Восточного Дешт-и Кыпчака, приведшие к войнам и столкновениям с державой огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов, Хорезмшахов и Караханидов, а также необходимость обеспечения внешней безопасности, стали объективной причиной образования государства у кыпчаков. Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепились в середине XI в. после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен, создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-и Кыпчаке. В кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство. Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом. Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами. Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений. Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим политическим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою " принадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием. В 1096 г. племена кыпчакского объединения во главе с «могущественным» ханом совершили поход на Хорезм. В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися во что бы ни стало овладеть ею. Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд, а затем продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак. В целом политическая ситуация в регионе характеризовалась крайней нестабильностью, которая вызывалась и поддерживалась хорезмшахами в результате проводимой ими политики, направленной на подрыв устоев независимого Кыпчакского улуса. В этих целях из представителей кыпчакской аристократии они создали замкнутое военное сословие, поддерживавшее устремления хорезмшахов. Идеологической основой такой линии была исламизация кыпчаков, прежде всего их знати. В начале XIII в. в состав государства хорезмшаха Мухаммеда (1200—1220), предъявлявшего свои притязания на первенство во всей мусульманской Азии, вошла и область Сыгнака. Несмотря на потерю Сыгнакского владения кыпчакские ханы продолжали вести упорную борьбу с Хорезмом. Из Дженда Мухаммед предпринимал неоднократные походы на север против Дешт-и Кыпчака. В 1216 г. во время одного из военных походов против Кадыр-хана он дошел до Иргиза, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Чингисхана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с султаном монголы под прикрытием ночи отступили. Это было.первое появление монголов на территории Казахстана, приостановившее длительное соперничество кыпчаков с хорезмшахами. Наступила эпоха монгольских завоеваний. Развитие культуры Казахстана в VI-XII вв. (материальное производство, язык и письменность, верование, устное творчество). Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами духовной культуры были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе. Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул < Мугаллим ассана - Второй учитель>, под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске. Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгари (1029 - 1101 годы), его книга «Диуани лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. В средневековье жил и творил мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диуани-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясауи возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Его жизнь и деятельность связана с г. Яссы (Туркестан). Ахмету Ясауи удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманисткими, зороастрийскими представлениями, их проповеди справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясауи по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман. Образование монгольской империи. Завоевание монголами территории Казахстана. Политический портрет Чингисхана. Как известно, первым, наиболее крупным ханом, сумевшим объединить несколько племен был Чингиз-хан (Тэмуджин). Эти племена располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Ведя сходный образ жизни эти племена были во многом похожи друг на друга. Основное занятие — скотоводство, охота и грабеж других племен. До Тэмуджина племена в крупные союзы не объединялись, постоянно враждуя друг с другом. Наиболее крупными племенами были: меркиты, найманы, кереиты, кунграты и др. В конце ХП - нач. XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингисхана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками огромной империи свидетельствует, по крайней мере, о нем, как о гениальном полководце и расчетливом администраторе. Просто завоеватель, террорист и разрушитель, каким представляли Чингисхана, вряд ли мог достигнуть такого. В военной области он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. В армии Чингисхана царила высокая организованность и дисциплина. Плюс к этому высокий талант военачальника. Монголы были не только искусными воинами, но и достаточно проницательными психологами, организаторами и администраторами. Как писал Эренжен хара-Дабан: «Чингисхан без сомнения был величайшим военным гением и вождем в истории. Александр Македонский и Цезарь кажутся незначительными в сравнении с ним». Чингисхана следует воспринимать во всей многомерности и объемности его черт, как позитивных, так и негативных. Не мудрено, что его отличали изощренная жестокость и мстительность. Как завоеватель он уничтожал, разорял, разрушал, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний. Казахстан под властью монголов. Образование улусов на территории Казахстана. В целом, как и любая война, монгольское завоевание было величайшим бедствием для Казахстана, равно как и для других завоеванных стран. Покорение монголами отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства. Это способствовало торможению экономического, политического, культурного, этнического развития многих народов. Вследствие завоевания разрушались города, растаптывались посевы, сады, уничтожались производственные силы. Огромный ущерб был нанесен материальной и духовной культуре. Вместе с городами, селами уничтожались очаги культуры, книги, библиотеки. Монгольское нашествие внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и антропологический тип населения Казахстана. Оно способствовало значительной передвижке и дальнейшей метисации различных кочевых племен. Монгольское завоевание, наряду с катастрофическими последствиями, имело и положительные стороны. Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, повсеместно ввели систему почтовой и ямской службы. По территории улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далеких странах и народах ранее неведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена. Казахское общество рассматриваемого периода представляло собой иерархически организованную структуру сословных групп и прослоек. Высшие слои в этом обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана по мужской линии – чингизиды. Ступенью ниже стояли баи, они не принадлежали к роду чингизидов. К группе привилегированных особ казахского общества можно отнести и батыров. Самую нижнюю ступень общественной лестницы составляли кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы, которые были подчинены системе домашнего рабства. Как правило, это люди, попавшие в плен и лишенные свободы. Следующий социальный слой – туленгиты. Это люди, набранные из представителей калмыков, башкир, ногай и т.д. в дружинники и военные. Также была категория консов, т.е. соседи – люди, приехавшие к своим родным, превратившим их в своих помощников, домработников. В результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан вошел в состав Монгольской империи. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов (владений). Большая (степная) часть была отдана Чингисханом старшему сыну Джучи, который умер еще при жизни Чингсхана, поэтому здесь стал править его сын Бату. Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья. Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр – территории, входившие в улус Чагатая. Ставка располагалась в долине реки Или. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Улус Угэдэя, являвшегося великим ханом в 1228-1241 годах, был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сторонникам великого хана Мункэ – сына Тулуя, который был великим ханом в 1252-1259 годах, до него таковым являлся старший сын угэдэя Гуюк (1246-1248). В послемонгольское время улусы Чингизидов раздроблялись на обособленные государства. Образование Улуг Улуса. Государственное устройство. «Яссы» Чингисхана. Преемником Джучи, умершего в 1227 году, стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и-Кипчака, к землям волжских Булгар и далее на Запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода 1236-1242 под властью Бату оказались земли к западу от Волги до низовьев Дуная, включая Крым, северный Кавказ и западно-кипчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Бату основал новое монгольское государство, получившее в последствии название Золотая Орда. В него вошли территории улуса Джучи, Восточный Дешт-и-Кипчак, степные районы Казахстана к западу от верховьев Оби и Иртыша, до низовьев Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на Западе. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Бату княжества Руси. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов ярлыки на княжение, выплачивали дань, но сохраняли относительную независимость.Основанное Бату-ханом государство называлось в восточных источниках Улус Джучи, а также по именам ханов Джучидов улус Бату, улус Берке и т.д. Столица был Сарай-Бату. Позднее Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. К рубежу 13-14 веков и тем более в 14 веке монголы практически тюркизировались. Население Золотой Орды стало называться этнонимом " татары". Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучи. Для решения важных государственных дел созывался Курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии). Армией, дипломатическими делами ведал беклербек. Во главе дивана - центральный орган исполнительной власти стоял визирь. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление улуса на две части правое и левое крыло, фактически на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Бату и его преемники, во главе левого крыла старший сын Джучи Орда-Ежен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана. Право на уделы (улусы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получили уделы как пожалование за службу хану. Постепенно знать приобретала все больше имунительных прав (тарханство). Феодальное держание стало носить характер " сойыргала". Хотя в Золотой Орде сохранялась и родоплеменная организация кочевников. На курултае 1206 года был обнародован Великий Джасак (ясак, яс(с)ы) Чингисхана – это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Ясы делится на две части: первая – «Билик» - сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и решения законодательного - как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть – собственно Ясы – свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение. В «Билике» высказана мысль, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, племя было без порядка, без смысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного Ясы. Ясы предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным и старшим лицам, милосердие к нищим, устанавливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью. Смертной казни, согласно Ясы, предавались за неоказание помощи в бою, оставление своего поста без разрешения начальника, небрежность воинов при исполнении служебных обязанностей и др. Ясы предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых. 20.Распад Золотой Орды. Образование Ак-орды (Кок-орда). Государственно-административное устройство Ак-Орды. Непрочный характер государственного объединения Золотой Орды и особенно рост освободительной борьбы покорённых и зависимых народов стали главными причинами ее распада и гибели. Уже при своём образовании Золотая Орда. делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266—82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282—87) и Талабуге (1287—91) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291—1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников. Через 5 лет возникла новая смута. Её прекращение связано с именем хана Узбека (1312—42); при нём и его преемнике хане Джанибеке (1342—57) Золотая Орда достигла максимального подъёма военного могущества. Военные силы при Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале её распада. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60—70-х гг. фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды. отпал Хорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне р. Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путём организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединёнными русскими войсками в Куликовской битве 1380. При хане Тохтамыше (1380—95) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на р. Калке, в 1382 пошёл на Москву, которую захватил обманом и сжёг. После укрепления своей власти он выступил против Тимура. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться. На территории Восточного Дешт-и-кипчака из Золотой орды выделилось самостоятельное государство Ак-орда. Первоначально Восточный Дешт-и-Кыпчак, Прииртышье и Северо-восточная часть Семиречья были улусом старшего сына Джучи Орда-Еджена и называлась Кок-Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана, назывались Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена, Ак Ордой стало называться все государство. Центр Ак-орды переместился на юг Казахстана. Столицей стал город Сыгнак. Фактически самостоятельной Ак-орда стала к середине XIV в. при ханах Ерджене и Мубарак-ходже(1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1362-1380). Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из восточных районов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и тюркизированные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы, уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-гыты и многие др. В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических собственников и пастбищных угодий, формально считавшихся в общинном владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм землевладения знати, как инджу, мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафиксированы источниками некоторые формы эксплуатации рядовых кочевников и земледельцев: трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур, зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов) и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую власть. Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом этапе длительной борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти Золотой Орды, позднее вмешательством акордынских ханов в дела Золотой Орды, а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура. 21.Образование Ногайской Орды, Сибирского ханства, Могулистана. Расцвет и распад государств.\ После распада государства Абулхаира западные районы Казахстана оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Йуртом. В исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Занимало это государство земли между Едилем и Жаиком, однако в периоды наибольшего могущества власть мангытов распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме мангытов в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, кереи, кыпчаки, барыны и другие общинные группы. Высшим органом власти являлся Большой Совет - Маслихат, в который входили высшие чиновники и потомки Едиге. Маслихат решал вопросы войны и мира, избирал верховного бия из числа едигеидов. Бий обладал всей полнотой исполнительной и судебной власти, из своих ближайших родственников назначал высших чиновников и членов Малого Совета - совещательного органа. Кроме того существовал специальный орган управления - кара-дуан, ведший делопроизводство и регулирующий сборы налогов с подвластного населения№ Кроме бия в государстве существовали также высшие должностные лица - кейкабат, нурадин и тайбуга. Они были верховньми правителями в приграничных районах государства и могли замещать бия в случае необходимости. Занимать эти должности могли только его близкие родственники. Мангытский Йурт делился на улусы, во главе которых стояли мырзы - потомки Едиге, обладавшие в своих владениях судебной, административной и военной властью. Таким образом, мы видим, что власть в Мангытском Йурте находилась в руках потомков Едиге, устанавливавших внутри своего клана порядок управления и судебного разбирательства, в их взаимоотношениях действовал принцип старшинства. Старшины общин и объединений были оттеснены в Мангытском Йурте на второй план и составляли служилую аристократию-улан. К этой же категории примыкали караши и имельдеши. Столица Мангытского Йурта Сарайшык находилась в низовьях Жаика, недалеко от современного Атырау. Особенно сильным Ногайский улус был при Муса мырзе, однако после его смерти большинство кочевых родов переходит под власть казахского хана Мурындыка, который даже обосновался в столице мангытских мурз - Сарайшике. Под властью мангытов остались только районы Приуралья, где правил сын Жамбыршы Агысбек, а после его смерти - сын Мусы - Алшагыр мырза. Все, что происходило в Улуг Улусе, непосредственно отражалось на положении Западной Сибири. До конца XIV в. она была полуавтономной частью Ак-Орды, а в 1398 г. здесь укрепился Токтамыс, потерпевший поражение от Едиге. После смерти Токтамысатайбугинцы вновь признали власть Едиге, хотя и ненадолго. Воспользовавшись начавшимися в начале 20-х годов междоусобицами, тайбугинцы пытались отделиться от Улуг Улуса и создать собственное государство. При их поддержке ханом был провозглашен шейбанид Мухаммед-Кожа, а в 1428 - Абулхаир. В 60-х годах здесь укрепляется Ибак, который после смерти Абулхаира был провозглашен ханом. Так образовалось независимое Сибирское ханство, занимавшее долины Тобыла, Есиля и Ертиса и было населено кереями, найманами, уаками и кыпчаками, а также ханты, манси и сибирскими тюрками (татарами). Господствующее положение в государстве занимал род Тайбуга кереев, из которого происходили сибирские мурзы, осуществлявшие верховную гражданскую, судебную и военную власть.Периодически на первый план выдвигались чингизиды, оттеснявшие тайбугинцев на второй план. Чтобы сохранить свою власть, Ибак женился на дочери знатного тайбугинского Омар бия. Будучи союзником Муса мырзы, Ибак начал присоединять земли по долине Тобыла. Не имея сил для упрочения своего положения в Центральном Казахстане, он направил острие внешней политики на захват сарайского престола, где в это время правил брат Керей хана - Ахмет. К концу 70-х годов сложился союз между Сибирью, Ногайским Улусом, Москвой и Крымом. В 1480 г. Ахмет начал поход на Москву, но вынужден был простоять до наступления зимы на реке Угре. В этот момент на Сарай напали отряды Ибака и Мусы. Убив Ахмета, Ибак становится ханом древней столицы Улуг Улуса -Сарая. Чувствуя непрочность положения, хан стал налаживать отношения с Москвой, однако в 1495 г. тайбугинская знать, недовольная его политикой, подняла мятеж. Ибак был убит, в Чимги-Туре закрепился его сын Мамук. Новый правитель Сибири - тайбугинец Муххамед - перенес столицу в г. Искер. В первое десятилетие XVI в. Сибирское ханство вновь было объединено под властью тайбугинцев. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы