Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура лингвистической макропарадигмы.



Выделяются макропарадигмы и парадигмы – спецификаторы. В состав макропарадигмы входят неоднородные составляющие – теории, школы, концепции, подходы. Однородность составляющих – отличительное свойство парадигм-спецификаторов.

Лингвистическая теория (ЛТ)– это строго организованная замкнутая система знаний с минимальным количеством идей и основополагающих понятий. ЛТ выполняет две функции: объяснительную и прогнозирующую.

Научная школа – это творческое содружество ученых разных поколений, объединенных общими принципами подхода к решению соответствующей научной проблемы, стилем работы, взглядами на развитие исследований в избранном научном направлении, общей для них оригинальной идеей, доказательство которой служит стимулом развития исследований и фактором объединения исполнителей, несмотря на различие их характеров и представлений. Критериями научной школы служат такие ее характеристики, как: 1) наличие основателя; 2) сходство научных позиций его учеников, принявших его методологию, подход к анализу конкретных языковых явлений; 3) единство места: прикрепленность данного научного сообщества к тому или иному научному учреждению; 4) новизна и оригинальность методологического подхода. Первоначальным формальным объединением научной школы служит научный кружок – группа ученых, объединенных для осуществления определенной интеллектуальной деятельности под общей исследовательской доктриной своего лидера или учителя. Отсутствие формального объединения, при наличии всех других признаков лингвистической деятельности, свидетельствует о появлении нового подхода или даже научного течения. Оно может предшествовать научной школе или зарождаться как вариация сложившейся лингвистической концепции в недрах уже существующей школы. Научное направление – это вектор развития лингвистической мысли, попытка нетрадиционного осмысления языковых фактов, методологический поиск новых путей и способов их познания.

Как явление историческое понятие «научная школа» должно характеризоваться в трех измерениях: ретроспективном, синхронном, перспективном. Наиболее законсервированной структурой является сравнительно-историческая парадигма, в рамках которой выделяются три направления: сравнительное, историческое и психологическое. Более открытой является структурно-таксономическая парадигма: объединяет достаточно отдаленные друг от друга направления. Наиболее широкой представляется антропоцентрическая парадигма, поэтому ее иногда называют над- или суперпарадигмой: находившиеся в ее составе концепции все более очевидно себя перерастали, превращаясь в самостоятельные лингвистические парадигмы, такие как, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, коммуникативная лингвистика.

Отношение к рассматриваемым парадигмам современного языкознания не является однозначным, ср., аксиологическое разграничение «традиционного» и «современного» языкознания, которое возможно лишь с оговорками: традиционные, т.е. более ранние научные парадигмы претерпели существенные изменения и стали вполне современными.

Лингвистические парадигмы (теоретические положения, методологические принципы и установки, способы и средства решения проблемы) предопределяют характер, цели и пути лингвистического поиска, поэтому можно усматривать в «работе» их внутреннего механизма действие принципа парадигмального детерминизма. Господство той или иной парадигмы сохраняется, пока несовместимые с ней языковые факты не разрушают ее методологической доктрины. Наиболее сложной в преемственности парадигм является ситуация, когда старая парадигма показала свою несостоятельность в решении актуальных проблем языкознания, а новая еще не сформировалась. Это период непарадигмального подхода к поиску истины. В современной лингвистике все чаще приходится решать проблемы непарадигмального характера.

 

Сущность языка и речи

Проблема объекта и предмета в современной лингвистике главным образом связана с необходимостью установления границ науки о языке и с определением ее основных категорий, понятий и единиц.

Разграничивая язык и речь, не следует их противопоставлять, поскольку они представляют собой две стороны одного и того же феномена – специфического вида человеческой деятельности, обеспечивающей общение и мышление людей. Такое разграничение необходимо для любого исследования уже потому, что «исторически факт речи всегда предшествует языку» (Ф.де Соссюр), а единицы языка вычленяются из речи; речь содержит в себе нечто спонтанное и живое, она нечто большее, чем язык. Речь организуется более или менее по законам языка, который она сама создала (А.Сеше). В основе любой лингвистической теории должно находиться первичное, большее, общее, т.е. речь (В.А.Звегинцев). Главной задачей языковедения является не только и не столько описать систему языковых средств, сколько исследовать механизмы деятельности языка, не устраняясь от его первоосновы, поскольку речь – место встречи языка с мыслью (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Звегинцев и др.). Таким образом, лингвистика изучает две ипостаси одного и того же объекта.

Разграничение языка и речи, введенное Ф.де Соссюром, основано на бинарных противопоставлениях их отличительных признаков, образующих дихотомии или антиномии.

1) Язык – явление психическое, а речь – психофизическое.

2) Язык есть система знаков, а речь асистемна, поскольку представляет собой некий «сверхъязыковой остаток» речевой деятельности.

3) Язык - социальное явление, речь – индивидуальное.

4) Язык есть форма, речь –субстанция, поскольку включает в себя звуки и значения.

5) Язык – сущность, речь – явление.

В послесоссюровском языкознании эти антиномии были дополнены другими. Самые важные из них следующие:

- Язык – нечто общее и абстрактное, а речь – частное и конкретное (Н.С.Трубецкой).

- Язык постоянен, а речь преходяща, переменна (Н.С.Трубецкой, Л. Ельмслев).

- Язык - код, система, речь - ее реализация, текст; сообщение.

- Язык - потенция, речь – ее актуализация.

- Язык - инвариант, речь - вариант.

Эти определения выделяют лишь один из признаков дихотомии «язык – речь», не учитывают основного признака оппозиции – « процессуальности». Л.В. Щерба попытался устранить этот просчет, предложив различать «обработанный лингвистический опыт» и «процесс говорения», что перекликается с гумбольдтовским пониманием языка как статического явления, речи – как динамического.

Перечисленные толкования проблемы соотношения языка и речи - основа основ всего учения выдающегося швейцарского ученого, определившего характер развития лингвистической мысли в 20-м веке.

Н.А.Слюсарева считает целесообразным рассматривать соссюровские дихотомии в трех ракурсах: гносеологическом, онтологическом, прагматическом.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гносеологические определения связаны с тем, что язык и речь соотносятся как общее и частное. Язык – явление психическое, результат типизации и обобщения частных речевых актов. Язык рассматривается как абстрактное явление, а речь – как конкретное. Абстрактное понимается как мысленное, понятийное, а конкретное приобретает чувственно-созерцательную данность речи. Абстрагирование связано не со случайными и единичными фактами, а с идеальным отражением их связей и отношений в сознании человека. Это порождает конкретную систему данного языка.

Обобщение и абстрагирование связаны с отграничением языка ( и его единиц) как существенного от всего несущественного. Язык рассматривается как сущность, а речь как явление. Сущность – это внутреннее строение, нечто наиболее важное, значительное, закономерное. Явление – это форма выражения сущности.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Онтологические определения ориентированы на «предметные» свойства языка и речи, указывающие на сферы их локализации, устройство и роль в осуществлении речевой деятельности.

Понимание языка как психического феномена восходит к трудам Г. Штейнталя, А.А. Потебни и др. На рубеже 19 и 20 веков происходит существенная модификация их концепции: психическое начало в языке стало пониматься как социальное. В работах И.А. Бодуэна де Куртене и Ф.де Соссюра язык понимается как социально-психическое образование. Однако этот подход нельзя считать полным, поскольку в языке обнаруживается ряд других конструктивных свойств собственно лингвистического характера. Таким же односторонним является и толкование исключительно физиологических свойств речи.

Более достоверным следует считать рассмотрение проблемы соотношения языка и речи как виртуального (того, что потенциально содержится в сознании человека) и актуального (непосредственно воспринимаемого, материального).

Язык – это системное образование, единицы которого находятся в закономерных отношениях, взаимно обусловливая друг друга.

Понимание речи как текста позволяет изучать разные способы функционирования языка. Толкования речи с точки зрения теории функций либо сужают ее рамки, либо переводят речь в сферу прагматической лингвистики (сферу применения речи, ее отношение к говорящему и слушающему и т.п.) Не является исключительно речевым свойством и синтагматика: синтагматические отношения – важный аспект языковой системы.

В современной лингвистике широкое распространение получила интерпретация языка как инварианта (стабильной, устойчивой части речевой деятельности), а речи как вариантных реализаций языка.Вместе с тем нельзя отрицать вариантности языковых средств общения и наличия устойчивых механизмов построения конкретных речевых актов.

ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Прагматические определения уточняют понимание языка и речи с точки зрения их функционирования, назначения и цели существования.

Важнейшими дихотомиями в этой группе следует признать противопоставление языка и речи по следующим трем направлениям: социальное – индивидуальное; узуальное – окказиональное; код – сообщение.

Главное назначение языка и речи – обеспечивать существование человеческого общества

Различные виды речевого общения служат взаимодействию, взаимопониманию и координации речевого поведения членов соответствующего этнокультурного сообщества и в этом смысле выступают его структурообразующими элементами. В процессе речевого общения происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм и знаний; в ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются формы человеческого мышления, происходит духовное освоение мира.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1823; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь