Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Почему роль злодея — ключевая



Человеческое мышление архетипично, мифологично и дихотомично. В этих рам­ках оно всегда чувствует себя комфортно. Поэтому в каждую эпоху актуальна идея о добре и зле, но она принимает различные формы.

Мифологические и героические нарративы основаны на противопоставлен­ных друг другу действиях. Так, антагонист — это больше чем обязательная часть картины данного коммуникативного жанра.

Поэтому некоторые исследователи используют слово «катализатор», которым обозначают злодея. В химии понятие «катализатор» обозначает вещество, изме­няющее скорость химических реакций. В нарративах злодей ускоряет и драмати­зирует действие, создавая серьезные, зачастую — трагические проблемы герою, красавице и всему прогрессивному человечеству.

Теория конспирации является прямым следствием архетипических идей о зле. В каждом из нас дремлют подсознательные страхи, связанные с государством и общественным строем, культурой и религией, полом и т. д.Таинственная фигура архизлодея — дирижера конспирации — это ключевая фигура заговора.

Семантическое поле понятия «злодей»

Согласно словарю Роджета, в это поле входят следующие понятия:

злодей — антигерой, плохой парень, ублюдок, мерзавец, зверь, негодяй, лице­
мер, преступник, дьявол, дрянь-человек, человек, ставящий других в неловкое
положение своей бестактной непосредственностью или нескромными вопро­
сами, изверг, подлец, мошенник, развратник, пошлый человек, злоумышлен­
ник, низкий человек, интриган, подлый человек, проказник, обидчик, распут­
ник, плут, жулик, шельма, разбойник, грешник, хам (или нахал), негодник;

бандит — разбойник, вор, головорез, фуражир, гангстер, разбойник с боль­
шой дороги, захватчик, хулиган, мародер, рецидивист, пират, грабитель, рэке­
тир, налетчик, злодей;

вор — жулик, плут, мошенник, мелкий вор, грабитель, негодяй, подлец, вымо­
гатель, спекулянт, злодей;


ПЕРСОНАЖИ

• демон — Сатана, чудовище, бесчеловечный, дьявол, злой дух, гоблин, бес, ин­
куб1, маленький дьявол, монстр, вампир, злодей;

враг — противник, деятель, антагонист, заклятый враг, наемный убийца, ата­
кующий, клеветник, плохой парень, бандит, предатель, очернитель, соперник,
конкурент, преступник, урод, осквернитель, спорщик, фальсификатор, недоб­
рожелатель, партизан, информатор, следователь, интервент, убийца, проти­
востояние, другая сторона, прокурор, бунтовщик, революционер, вредитель,
диверсант, мятежник, шпион, террорист, изменник, злодей.

Классификации злодеев

Злодеев много, и все они разные. Мы можем квалифицировать их в зависимости от разных переменных: их значимости по действиям — антагонисты (основные действующие лица)/помощники-злодеи; по полу — мужчины/женщины; по на­циональности; по расе — белые, черные, желтые и т. д.; по их принадлежности/не­принадлежности к человеческой цивилизации — люди/неземные существа; по их биологической сущности — люди/машины; по идеологии — коммунисты/на­цисты/империалисты и т. д.

Очень удачна классификация, располагающая злодеев на шкале злодейства — от мелких преступников до суперзлодеев.

Малфой Люциус из книг о Гарри Поттере — злодей, но не самого высшего ран­га. А вот Вольдеморт — это «самый великий злой волшебник, самый сильный и могучий. Он Темный Лорд, Тот-Которого-Не-Называют, или Сами Знаете, Кто...» (Залесская М., с. 65).

Мы можем классифицировать злодеев по их расположению на шкале «жи­вой — мертвый». Вампиры, например, находятся где-то посередине: они не жи­вые, но и не совсем мертвые. Поэтому они и выходят из могил, чтобы насосаться крови и поддержать такое неестественное свое состояние.

Важна классификация закоренелых злодеев и злодеев, сохранивших часть сво­ей доброй человеческой сущности. Скарлетт О'Хара из романа «Унесенные вет­ром» — интересный пример в этом смысле. Она красива, интеллигентна, хорошо образована, решительна, но в то же время — законченная эгоистка без каких бы то ни было моральных принципов.

Классический пример в этом смысле — это лорд тьмы — Дарт Вейдер. Это типичный случай «павшего ангела». Тем не менее в конце трилогии он осознает свой долг и убивает Императора. Так он снова становится в ряд протагонистов.

Инкуб: 1) иначе Фавн, в мифологии Древнего Рима — демон ночных кошмаров, который проникал в жилища людей, чтобы тревожить их сон; 2} в Средние века — название демона, который якобы мог принимать вид мужчины и соблазнять женщин во сне. -— Примеч. ред.


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

Характеристики и функции злодея

Внешность

В большинстве случаев злодей обладает отталкивающей внешностью — ста­рый, страшный, в бородавках, лысый и т. д. Это касается и злодейки, но не всегда. Часто она выступает в роли «роковой женщины» — очень злая, но и очень краси­вая и сексапильная. В большинстве случаев у нее темные волосы. Красота делает ее очень опасной для мужчин.

В англосаксонской терминологии кино злодея называют еще и тяжелым. В ряде фильмов раннего Голливуда злодеев играли толстые мужчины — Леард Кригер, Джек Пелене и Ли Ван Клиф. Это было сделано не случайно — их излишняя полно­та стала прекрасным фоном для физически совершенного героя.

Толстые мужчины — архетипическая фигура, так как на подсознательном уров­не мы связываем полноту с лакомством, эксплуатацией и т. д. Ангелы всегда ху­денькие и стройные (бестелесные), а исчадия ада — с брюшком.

Дальше все меняется. Некоторые преступники из голливудского кино стано­вятся физически привлекательными. Заходят и еще дальше: в какой-то момент злодей и герой сливаются в один физический образ, Популярный типаж в этом смысле — Роберт де Ниро (Konigsberg I.).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь