Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тонкие, социальные и плотные модальности



Не все каббалистические модальности равноупотребимы в различных социальных ситуациях. Наиболее употребительны каузальная, ментальная и астральная модальности — они объединяются в группу социальных (каббалистических) модальностей. Атманическая и буддхиальная модальности объединяются в группу высших (каббалистических) модальностей, а эфирная и физическая — в группу плотных модальностей.

Высшие модальности редко употребляются в обычных социальных ситуациях, исключая особые ритуальные, но нередко (особенно буддхиальная) звучат в доверительных беседах. Плотные модальности также не приняты в обычном социальном общении (они для него несколько грубоваты), часто употребляясь, однако, при общении с детьми и членами семьи. Однако и высшие, и плотные субмодальности допускаются в социальных ситуациях — хотя бы в символическом виде.

МАРКЕРЫ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ

Как определить модальность трансляции? Существуют непосредственно-смысловые (когнитивные) и стилистические маркеры, ориентируясь на которые можно определить влияние на трансляцию того или иного архетипа из каббалистической семьи. Однако окончательная диагностика иногда требует, помимо маркеров, учета контекста и даже порой личных особенностей протагониста и партнера.

Атманические маркеры

Когнитивные атманические маркеры это в первую очередь слова типа «всё», «весь», «полный» (или, наоборот, «ничто») и очень абстрактные понятия синтетического свойства, объединяющие в единое целое большой ряд многоаспектных явлений — например, жизнь, мир, свет, любовь, эволюция, материя, пространство, Бог. Атманическая трансляция объединяет всю жизнь человека или весь мир целиком, не оставляя в ней ничего за рамками рассмотрения, например:

— Бог тебе в помощь, Мисаил. (атм)

— Любовь да совет молодым! (атм)

— А сейчас я нарисую вам полную картину своей жизни, без малейшего изъяна. мен(атм)

Стилистические атманические маркеры. Атманический стиль — это особая разновидность синтетического лозунга, не несущего никакой специфической (качественной или предметной) информации, всеобъемлющего и вечно длящегося.

— Будь человеком, Демьян! (атм)

Вся моя жизнь — это сплошное страдание! атм(буд)

Для атманических трансляций характерна самоочевидность, то есть они не несут практически никакой новой информации, и особый харизматический пыл, который (по идее) должен возмещать это отсутствие:

— Люди! Имейте совесть! (атм)

Еще одна важная черта атманических трансляций это их самодостаточность и принципиальная неподвластность критическому анализу. В ответ можно лишь полностью согласиться или, наоборот, полностью не принять сказанное — или оказаться некомплементарным, опустившись на буддхиальный или еще более низкие планы. Такие качества трансляции обычно достигаются безапелляционным тоном и расположением как бы выше всех собеседников и на отдалении от них — в физическом или переносном смысле.

Особая высшая торжественность, краткость, неразвернутость, многозначительность, использование абстрактных универсальных символов — характерные признаки активности Атманического архетипа. Довольно часто, впрочем, эти маркеры придают трансляции лишь атманическую субмодальность, а для того, чтобы модальность стала атманической, нужно потрудиться — поставить акцент на всеобщности, убрать все лишние подробности и качественные категории, включить в себе харизматическую ноту, способную без лишних вопросов увести за собой партнера(ов) куда угодно.

Например, в атманической модальности обычно высказывается кредо человека или организации; при этом оно должно быть практически бессмысленно и беспредметно, иначе вторгнутся влияния более плотных планов:

— Наша цель — удовлетворение всех потребностей клиента! (атм)

— Я живу, пока живу, а об остальном не думаю. (атм)

— Я — раб общества и собственных страстей. атм(буд)

— Я — что, я — ничего, но на самом деле — всё! (атм)

— Ты — ого-го, и тебе — ого-го, а ты — нуль, и с тобой — как с нулем! (атм)

Жесты, характерные для атманической модальности, хорошо известны по работам скульпторов, изображавших вождей и великих людей: это прямая рука, указывающая вперед-вверх, лицо, смотрящее несколько в небо и наблюдающее за горизонтом нечто, не видимое остальными.

Человек, апеллирующий к Атманическому архетипу, в коммуникации стремится расположиться достаточно далеко от партнера и по возможности над ним (например, на трибуне).

Горящие невидящие глаза, не мотивированная внешними обстоятельствами экзальтированность, пронзительный взгляд, не предполагающий ответа — характерные черты атманического поведения.

Атманическая интонация — страстная, зовущая, магическая, гипнотизирующая, заставляющая забыть все на свете и подчиниться протагонисту. Атманическая речь не распространенная, сильно эллиптичная, состоит из лозунгов и призывов или просто ключевых слов и символов, высказанных с надлежащей интонацией (см. выше).

Фразеологические обороты и пословицы в атманической модальности

Во веки веков

Испустить дух

Ни за что на свете

И Богу, и Маммоне

Ни в жизнь

Буддхиальные маркеры

Когнитивные буддхиальные маркеры это, с одной стороны, указания на устойчивость или длительность явления или процесса, о котором идет речь в трансляции, а с другой — отсутствие конкретных деталей и подробностей, связанных с текущим моментом времени:

— Последние десять лет я на женщин всерьез не смотрю. (буд)

— У меня есть муж и любимая работа. (буд)

— Зачем, вообще, тебе деньги, Тигран? (буд)

— Здоровьем не похвастаюсь, но уже на девятый десяток худо-бедно давно перевалил. (буд)

Часто в буддхиальных фразах употребляются слова постоянно, давно, обычно, вообще, в принципе, исподволь:

— По воскресеньям я обычно ходу в зоопарк. (буд)

— Она постоянно чего-то ждет от меня — услуг, денег, комплиментов... (буд)

Для буддхиальной трансляции типично обозначение чего-то ценного, устойчивого, глобально значимого — но не универсального; иными словами, буддхиальная трансляция принципиально содержательнее атманической — она выделяет тот или иной качественный аспект универсального целого (например, жизни человека или Вселенной):

— Люциан — человек по природе своей не злой. (буд)

— Я верю в Бога — но в науку тоже. (буд)

— Вселенная материальна, но человек духовен и материален одновременно. (буд)

— Меня зовут Антонина, работаю на фабрике с шестнадцати лет, мечтаю о большой дружной семье. (буд)

Распространенный когнитивный буддхиальный маркер — ссылка на авторитет:

— Я не ем сладкого — врачи говорят, что это вредно. (буд)

— Зачем же так грозно на меня смотреть? Заратустра не велел обижать маленьких! (буд)

Стилистические буддхиальные маркеры разнообразны; часто их назначение — повысить значимость трансляции, показать, что в ней идет речь не о чем-то проходном (в отличие от каузальной или тем более ментальной модальности), а о существенном, важном. Один из способов это обозначить — ввести широкий контекст, связать конкретное с общим:

— Я не хочу тебе уступить — но не потому, что сегодня у меня такое настроение, а в принципе: кто из нас главнее?! (буд)

— Я не хочу связываться с Интернетом и вообще зависеть от компьютера: все машины — от дьявола! (буд)

Для буддхиальной модальности характерно использование достаточно абстрактных понятий и широких обобщений — но не настолько универсально-бессодержательных, чтобы стать атманическими:

— Животные, растения и минералы — младшие братья человека. (буд)

— Купание полезно для здоровья. (буд)

Буддхиальными маркерами часто служат такие выражения, как «ситуация должна созреть», «здесь нельзя торопиться», «это серьезная тема», «это сложный вопрос, требующий разностороннего рассмотрения», «здесь важны основания и предыстория», «обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами», и т. п., то есть обозначение глобальной модальности в противовес локальной:

— Твоя просьба купить велосипед — это серьезная тема. (буд)

— Мое опоздание непростительно, но обусловлено разными долговременными причинами и обстоятельствами. мен(буд)

Для буддхиальной речи характерен медленный темп, обилие значительных пауз, особые доверительные интонации, как бы приближающие партнера к протагонисту (атманические чаще отталкивают или по крайней мере держат определенную немалую дистанцию), отсутствие внимания к грамматике; упор делается на ключевых словах (обычно глаголах, прилагательных, наречиях или не слишком конкретных существительных):

— (тихо) Я вообще человек такой... робкий... несмелый... с девушками вообще... опыта толком нет... боюсь не то сказать... обидеть легко... деликатная сфера... можно... иногда... приходить к вам и... советоваться? (буд)

Буддхиальная интонация — интимная, глубокая, серьезная, значительная, проникновенная, достигающая сердца партнера — если оно у него есть и если он не заблокировался намертво в каузальной или ментальной модальности.

Буддхиальный взгляд — долгий, внимательный, проникающий, или глубоко ушедший внутрь себя, редко меняющий направление.

Буддхиальные жесты медленные, выразительные, иногда с замиранием на месте:

— Ну что же тут сделаешь; в жизни часто приходится покоряться судьбе (разводит руки широко в стороны и замирает в этом положении с выражением покорности на лице) (буд)

Типичный буддхиальный жест — палец, торжественно поднимаемый вверх как указатель значимости сказанного, выходя смысл трансляции за сиюминутные каузальные рамки:

— (значительно) Вассиан вернулся! (медленно поднимает вверх указательный палец) (буд)

Для обращений в буддхиальной модальности характерно маленькое расстояние до партнера, часто протагонист находится буквально вплотную к нему. При этом может возникать и физический контакт, но поверхностный и имеющий преимущественно символический смысл (например, протагонист держит партнера за плечо).


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. Абсолютные и сравнительные модальности
  3. Безработица в России: состояние, структура, динамика и социальные последствия
  4. Биологические и социальные аспекты старения и смерти.
  5. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
  6. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  7. Ведомость распределения заработной платы и отчислений на социальные нужды
  8. Внешняя политика Речи Посполитой. Войны и социальные конфликты второй половины XVII - первой половины XVIII в
  9. Возрастная периодизация жизни человека, медицинские и социальные аспекты. Психосоциальная помощь пациентам разных возрастов со стороны среднего мед.персонала.
  10. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта
  11. Вредоносные социальные установки, блокирующие развитие сознания
  12. Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь