Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фразеологические обороты и пословицы в ментальной модальности



Беседа за круглым столом

Быть в здравом уме

Быть в черном списке

Не в своем уме

Как дважды два четыре

Выше понимания

Другими словами

Короче говоря

Между прочим

Если бы да кабы

Ни малейшего представления

Рано или поздно

Вдоль и поперек

Альфа и омега

Не мудрствуя лукаво

Астральные маркеры

Когнитивные астральные маркеры это не слова, означающие эмоции («радость», «гнев» и т. п.), а междометия и восклицания, в которых эти эмоции проявляются: «Ах! », «Ух! », «Эх! », «Ой! » и т. п.

Важным «когнитивным» маркером астральной трансляции является отсутствие (или минимальное количество) в ней непосредственного смысла или его самоочевидность для протагониста: тогда на первый план часто проступает эмоциональная составляющая.

Стилистические астральные маркеры это в первую очередь интенсивные интонации, вообще экспрессивное поведение, энергично выражающее то или иное чувство; в письменной речи, например, в текстах пьес, астральные реплики героев обычно снабжаются авторскими пометками с названием соответствующей эмоции:

— (злобно) Ну-ну! (аст)

— (радостно) Ах! Как здорово! (аст)

— (уныло) Как сказать... (аст)

Распространенным астральным маркером является повторение, иногда с незначительными вариациями, сл о ва или темы, так что они теряют свое информационное значение, но эмоционально усиливаются:

— (возмущенно) А я спать не хочу! НЕ ХОЧУ — и всё! (аст)

— (восхищенно) Ты представляешь, вчера ко мне Порфирий подошел. Порфирий! Подумать только — сам Порфирий! (аст)

Стилистическими астральными маркерами являются многие «выразительные» слова, обозначающие различные чувства или связанные с ними, и предполагающие произнесение с соответствующими интонациями (если эти чувства не выражены интонационно, то астральной часто оказывается субмодальность):

— (нежно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! (аст)

— (спокойно) Здравствуй, мой дорогой Антоний! кауз(аст)

— (гневно) Я недоволен тобой, Клава! (аст)

— (спокойно) Я недоволен тобой, Клава. мен(аст)

— (раздраженно) Это не квас, а отрава. (аст)

— (спокойно) Это не квас, а отрава. мен(аст)

Для астральных трансляций характерно логическое ударение на неключевых словах, особенно почти (или вовсе) лишенных смысла: «всё», «такой», или на словах-усилителях: «очень», «крайне», «необыкновенно», «исключительно», «ужас», «страсть» и т. п.:

— Он у меня ТАКОЙ хороший! (аст)

— А я приду к нему — и всё! Куда он от меня денется? (аст)

— Это необыкновенный, исключительный кот! (аст)

— Ну, ты меня развеселил! Чрезвычайно! (аст)

— За последнюю неделю ты мне ужас как надоел! (аст)

Астральную модальность часто получают реплики, в которых интонационно акцентированы качественные оценочные характеристики:

— (укоризненно) Это нехорошо, Аделаида, некрасиво. (аст)

— (восхищенно) Супер! Класс! Ништяк! (аст)

— Красота! Красотища! (аст)

— Одним словом — лабуда, говно! (аст)

Эмоциональный акцент в русском языке часто создается с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов; иногда при этом возникает астральная модальность, иногда — субмодальность:

— (нежно успокаивая) Ну Машенька, Манечка, Манюнечка, заинька моя ласковенькая... (аст)

— Ты ротище-то свой на чужих девок не разевай! буд(аст)

— Но усищи у него — страсть! мен(аст)

Астральным трансляциям часто сопутствует энергичная быстрая жестикуляция и такая же мимика, а также выразительные взгляды, как бы поддерживающие эмоцию; однако, как правило, взгляд несет скорее каузальную, чем астральную энергию. Энергичная гримаса или жест часто несут б о льшую энергию, чем слов а, и тогда даже содержательную трансляцию (когнитивно — ментальную или каузальную) превращают астральную (с соответствующей субмодальностью):

— Так ты идешь со мной?

— (с гримасой отвращения) (нехотя) Иду. аст(кауз)

 

— Неужели тебе не понравилась моя новая юбочка?

— (с унылым лицом) Нет... аст(мен)

Фразеологические обороты и пословицы в астральной модальности

Быть настороже

Как жаль!

Мерзость запустения

На верху блаженства

Хорош гусь!

Ля-ля-тополя!

Эфирные маркеры

Когнитивные эфирные маркеры представляют собой акценты на различных телесных переживаниях и ощущениях:

— (разваливается в кресле и выразительно потягивается и зевает) А-ах! (эф)

— (подносит руку к горлу и высовывает язык, показывая, что задыхается) (эф)

— (часто энергично дышит, демонстрируя усердие) (эф)

— (плотно обнимает себя руками, показывая, что замерз) (эф)

— (вздрагивает всем телом) (эф)

К числу эфирных маркеров относятся подчеркнуто медленные жесты, с замиранием в конце движения:

— (медленно садится на диван и замирает в нем, опустив голову и руки и демонстрируя полное бессилие) (эф)

К эфирной модальности апеллируют разнообразные метафорические описания (в частности, фразеологизмы и пословицы), связанные с телесными ощущениями:

— Как поживаешь, Лукиан?

— С утра руки не поднять, головы от подушки не оторвать. (эф)

 

— У меня сегодня как крылья выросли. (эф)

 

— Что грустишь, красавчик?

— Да что-то совсем ноги не таскаю. (эф)

Описания, прямо обозначающие телесные (в частности, вкусовые и эротические) ощущения, чаще всего маркируют эфирную субмодальность:

— Ты знаешь, меня уже тошнит. мен(эф)

— Какой у вас милый младенчик, сладкий, гладенький! мен(эф)

— (хозяйке, отказываясь от угощения) Спасибо, больше не надо, я сыт. кауз(эф)

— (в интимной ситуации) Виринея, я тебя уже сильно хочу! кауз(эф)

Символически эфирное тело представляет одежда человека, поэтому взаимодействие с ней часто воспринимается как эфирное проявление (замена поглаживания):

— Послушай меня! (подходит и трогает партнера за рукав) кауз(эф)

Стилистические эфирные маркеры. Способность произносить некоторые слова и даже фразы в эфирной модальности — целое искусство, которым обладают лучшие актеры (особенно комики), отличающиеся особой выразительностью; при эфирном произнесении кажется, что слова произносит на сознание (или личность) человека, а непосредственно его тело:

— (сдавленным голосом) Н-нет, н-не п-получится! эф(кауз)

— (хрипя и напрягаясь всем телом, гневным шепотом) Парассит! эф(аст)

— (отказываясь от угощения) (держась рукой за горло и таким голосом, словно прямо там стоит кусок) Больше не лезет! (эф)

К числу стилистических эфирных маркеров относится акцентуация телесных ощущений — прямая или словесная; впрочем, последняя чаще дает эфирную субмодальность:

— (стонет от наслаждения) Оо... о! (эф)

 

— Ой! (хватается за ушибленное место) (эф)

 

— (нежно медленно поглаживает руку партнера) (эф)

 

— (подходит к партнеру и медленным жестом кладет руки ему на плечи, слегка их сжимая и замирая в этой позиции) (эф)

 

— (приветствуя) Здравствуй, Дашенька! (обнимает) кауз(эф)

— (расслабляется в объятии и расплывается в блаженной улыбке) (эф)

 

— У меня тогда весь день было недомогание — видимо, потому, что накануне объелся. мен(эф)

 

— (страстно) Я умираю от голода! аст(эф)

 

— Я люблю девушек плотненьких и упругих. буд(эф)

Нормальный эфирный темп медленный, жесты плавные, со склонностью к замиранию. «Эфирный» голос как бы утробный, сдавленный, чревовещающий и т. п.

Фразеологические обороты и пословицы в эфирной модальности

Плоть и кровь

Больное место

Быть голодным как волк

Во всю мочь

Действовать на нервы

Аж мурашки бегают

Мороз по коже задирает

Горькая пилюля

Физические маркеры

Физические маркеры в трансляции это прямая акцентуация физического тела или физического объекта как такового — обычно в виде соответствующего жеста:

— Что у тебя болит, доченька?

— Живот (показывает пальцем) (физ)

 

— Передай ложку, пожалуйста.

(протягивает) (физ)

 

— (подбегает к партнерше и сильно дергает ее за косичку) (физ)

Однако физическая модальность отличается от эфирной принципиально: здесь нет физических ощущений как таковых, и тело воспринимается лишь как материальный объект, существующий в окружающем материальном пространстве. Следует иметь в виду, что в речи Физический архетип, как и Эфирный, проявляется чаще всего в субмодальности:

— Подвинься, пожалуйста, направо. кауз(физ)

— (рассказ по свежим следам) И тогда я двинул его в челюсть, а потом — в глаз. кауз(физ)

«Выпотрошенную рыбу аборигены, как правило, режут на крупные куски и варят в подсоленной воде с луком и перцем, или жарят в масле, предварительно обваляв в муке или сухарях». мен(физ)

— Я к женщинам не прикасаюсь по религиозным принципам. буд(физ)

Физическая модальность трансляции в каком-то смысле «конкурирует» с каузальной: если физическое действие становится слишком значимым, то соответствующая трансляция становится каузальной или даже иногда буддхиальной (а в редких случаях — и атманической). В частности, ритуальные жесты (рукопожатие, поцелуи и объятия при встрече) чаще всего воспринимаются как каузальные, с физической или эфирной субмодальностью:

— (при встрече, молча улыбаясь и протягивая руку партнеру) кауз(физ)

— (молча пожимая руку протагонисту) кауз(физ)

 

— (молча подавая на подносе рюмку водки) кауз(физ)

— (молча эффектным жестом ее опрокидывая себе в рот) кауз(эф)

С другой стороны, «проходной» физический жест, не претендующий на каузальную значимость, имеет чаще всего физическую или физически-каузальную модальность:

— (молча скромно подает партнеру обороненный платок) (физ)

 

— (незаметным движением поправляет мужу галстук) (физ)

 

— (командным тоном) Ну, пошел. (кауз)

— (без помпы быстро встает и направляется к двери) физ(кауз)

Физическая модальность и субмодальность предполагают сравнительно быстрый ритм, с возможными остановками-демонстрациями той или иной части тела или материального мира:

— (резким движением подносит фигу к лицу партнера) кауз(физ)

 

— (отрицательно качает головой) кауз(физ)

 

— (задирает юбку и показывает задницу) кауз(физ)

 

— Ох, не думаю, что это (показывает на свою плоскую грудь) кого-то может привлечь. мен(физ)

 

— (показывая свою заинтересованность, делает решительный шаг навстречу партнеру) физ(кауз)

 

— Дашенька, как насчет омлета? мен(физ)

— (с грохотом швыряет сковородку на плиту) физ(кауз)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь