Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕВЕРСИВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ И МАРКЕРЫ
Во многих случаях партнер в своей трансляции дает понять, в какой модальности он воспринял предшествующую трансляцию протагониста; эта модальность трансляции партнера называется реверсивной и обозначается со значком «< » спереди. Например, партнер в ответ на реплику протагониста заявляет ему: — Ну, ты все-таки так не говори, не весь мир на тебе покоится. (< сах) Ясно, что эта трансляция имеет реверсивную сахасрарную модальность, так как показывает, что партнер воспринял предыдущую реплику протагониста как сахасрарную. Знаки, с помощью которых партнер обозначает реверсивную модальность, называются реверсивными маркерами. Одним из универсальных методов обозначить реверсивную модальность является следующий: партнер произносит волшебные слова «Я тоже», а затем добавляет реплику в определенной модальности — и тем самым создает реверсивный маркер соответствующей модальности, например: — Я тоже люблю находиться в центре внимания. (< сах) — Я тоже чувствую, что не так оно как-то происходит. (< анах) — Я тоже всегда стремлюсь разложить все по полочкам. (< ман) Реверсивные муладхарные маркеры Как дать понять протагонисту, что его трансляция имела, с вашей точки зрения, муладхарную модальность? Можно согласиться с его предполагаемой акцентуацией на изолированном объекте, а можно, наоборот, против нее возразить: — Еспер меня бросил! — Ты зря на нем так фиксируешься. (< мул) — Представляешь, Еспер меня бросил! — Да, неделю назад меня, а сегодня тебя — очень легкомысленный и непостоянный наш Еспер.(< мул) — Хорошо тебе в теплом свитере! — Это не свитер, а кофта. (< мул) — Мне хорошо в этом свитере! — Нет, не тебе в нем хорошо, а мне! (< мул) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в муладхарной модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной муладхарной модальности. 1. — Откуда мне знать про Ефрасия? 2. — Что-то метет сильно. 3. — Я здесь главный. 4. — Ты еще молодой, Еферий, зеленый, поумнеешь со временем — тогда приходи. 5. — Моя кукла вывихнула ногу в бедре. Реверсивные свадхистханные маркеры Желая дать понять протагонисту, что вы оценили его качественное описание объекта, можно продолжить список этих качеств или, наоборот, их опровергнуть: — Муж у меня отличный. — И высокий, и добрый, и ласковый со всеми — образцовый мужчина! (< свад) — Ну всё, мне конец. — И не говори напрасно, совсем даже не окончательный, этот твой конец, а промежуточный, или даже только еще начинается. (< свад) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в свадхистханной модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной свадхистханной модальности. 1. — Мне нужен пушистый плед. 2. — Мое ранчо располагается на самой западной окраине Техаса. 3. — Теперь пиши-пропало. 4. — Ты льешь воду на мельницу нашего врага, Звездан. 5. — Едем? Реверсивные манипурные маркеры Для того, чтобы дать понять протагонисту, что вы восприняли его в манипурной модальности, можно акцентировать связи между частями упомянутого им объекта: — Акиндин — мой муж. — Надо же! А я решила, что сын! (< ман) В данном случае «объектом» является супружеская пара, и партнерша акцентирует свое внимание на типе отношений в ней. Другой вариант реверсивного манипурного маркера — продолжение списка элементов или частей обозначенного протагонистом объекта: — У моего нового велосипеда очень красиво изогнут руль, правда? — Да, и педали оригинальные, и восемь передач. (< ман) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в манипурной модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной манипурной модальности. 1. — (грозно) Харлампий! 2. — Бог тебе судья, Лучезар. 3. — Холодно! 4. — Мой конь затерялся в степях. 5. — Свинья не съест, я думаю. Реверсивные анахатные маркеры Есть много способов показать протагонисту, что вы восприняли его реплику в анахатной модальности; например, для этого можно показать, что вы проигнорировали все ее предметное содержание: — Таисия, ты зачем спрятала мой галстук? — (себе под нос) Кажется, тучи над головой сгущаются. (< анах) — Таисия, ты зачем спрятала мой галстук? — Ты, Паригорий не представляешь себе, как трудно жить, когда вокруг одно только раздражение. (< анах) Еще примеры трансляций с реверсивной анахатной модальностью: — Да, я согласен с вами, действительно всё идет неплохо. (< анах) — Мне с тобой тоже хорошо, даже очень. (< анах) — А мне, в отличие от тебя, не кажется, что происходит хоть что-то. (< анах) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в анахатной модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной анахатной модальности. 1. — (при встрече, улыбаясь) Как приятно! 2. — Немедленно прекрати издеваться над младшей сестрой, Неемия! 3. — Соглашайся, Рогволод, завтра упустишь ценный шанс. 4. — Не смей прекословить (расправляя плечи; важно) отцу! 5. — (подобострастно) Кушайте, Ромодан Степаныч! Реверсивные вишудховские маркеры Хороший способ показать протагонисту, что вы восприняли его трансляцию в вишудховской модальности — дать сравнение упомянутого им объекта с каким-либо иным, или иначе ввести его (объект) в контекст большого мира: — Не высовывай язык, Пересвет! — Тебе он кажется непомерно огромным, как гора? (< виш) — Мне надоело стирать твои носовые платки, Тимолай. — Ты меня родила не только на радость миру, но и на горе ему, мама! (< виш) — Однако странно звучит всё это. — Ты зря критикуешь Ратибора за его последнюю статью на сайте — она увеличила его посещаемость вдвое! (< виш) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в вишудховской модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной вишудховской модальности. 1. — Гони должок, Милонег! 2. — Смешно, ей-Богу! 3. — А если я не уступлю — заплачешь, Нафан? 4. — Только не надо мне ничего объяснять! 5. — (страстно) О, Ревекка! Реверсивные аджновские маркеры Как дать понять протагонисту, что вы восприняли его трансляцию на аджновском уровне? Для этого бывает полезно приписать ему мифологическую ассоциацию или превосходную степень: — Ты правда находишь ее Афродитой? (< адж) — Ты зря считаешь его Усамой бин Ладеном. (< адж) — Ну не такой уж он архилентяй мирового значения, как ты расписываешь — обычный лодырь. (< адж) — Да, ты действительно затмила солнце своим сиянием. (< адж) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в аджновской модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной аджновской модальности. 1. — Я очень к тебе привязана, милый. 2. — Не попрошайничай, Саламан! 3. — Отчего ты такой грустный, Гиацинт? 4. — О, это непонятно. 5. — Так издавна повелось, сынок. Реверсивные сахасрарные маркеры Для того, чтобы дать понять протагонисту, что вы восприняли его трансляцию как сахасрарную, можно подтвердить или оспорить факт центрированности мира на некотором упомянутом им объекте: — Представляешь, я сегодня выиграл! — Ну, не задирай нос — пока ты не чемпион. (< сах) — Не надо так на весь мир важничать, Афанасий. (< сах) — Ты это зря — Бог над миром поставлен управлять. (< сах) Упражнение. Подумайте, какие еще вам известны средства дать протагонисту понять, что вы восприняли его в сахасрарной модальности? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в реверсивной сахасрарной модальности. 1. — Я пропадаю, Гелиана! 2. — И вот он всех нас и задавил, представляешь?! 3. — Зачем ты меня держишь, Смарагд? Ты меня отпусти на волю! 4. — Павлин из всех птиц — наикрасивейшая. 5. — Будь умницей, Ражден. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы