Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Начало литургии Преждеосвященных Даров
Старший священник подходит к архиерею и молча принимает у него благословение, целует его правую руку, и затем сразу же уходит через солею южной дверью в алтарь, где становится посередине перед передней стороной престола. После ухода старшего священника, третий священник становится на его место, а остальные священники этого ряда подвигаются за ним ближе к архиерейскому амвону. Вследза старшим священником все диаконы вместе с протодиаконом подходят к архиерею ипопарно в порядке старшинства, принимают унегоблагословение (каждый со своей стороны), целуя его руку. Далее протодиакон идет на солею и становится правее от её центра, а все остальные диаконы встают в один ряд за архиерейским амвоном. В это же время книгодержец, держа Чиновник в обеих руках перед собой, выходит северной дверью на солею и становится лицом к алтарю возле иконы Божией Матери, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам. Когда старший священник войдёт в алтарь, а протодиакон станет на солее, первая пара иподиаконов открывает царские врата. Затем старший священник дважды крестится, целует Евангелие и престол, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею через открытые царские врата.Вместе с ним крестятся и кланяются архиерею протодиакон, первая пара иподиаконов, книгодержец, жезлоносец и свещеносец. Потомвсе они снова поворачиваются лицом на восток, и протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Старший священник, взяв двумя руками святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», начертывая Евангелием знак креста над антиминсом. После этого он полагает Евангелие на антиминсе, целует с крестным знамением престол и Евангелие, снова крестится, поворачивается и кланяется архиерею. Вместе с ним снова крестятся и кланяются архиерею протодиакон, первая пара иподиаконов, книгодержец, жезлоносец и свещеносец. Первая пара иподиаконов закрывает царские врата, жезлоносец и свещеносец отходят на свои места на солее. Старший священник становится возле южной стороны престола. Книгодержец спускается с амвона, идет по центру ковровой дорожки и, держа Чиновник в обеих руках перед собой, подходит к архиерею.Архиерей благословляет книгодержца и полагает руку на книгу. Книгодержец целует десницу архиерея, открываетЧиновник на 4-йсветильничной молитве вечерни: «Немолчными песньми...» и держит его до окончания чтения им молитв. После окончания чтения архиереем молитвы, книгодержец закрывает книгу и становится слева позади архиерейского амвона. Хор: «Аминь». Чтец: «Прииди́ те, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. После окончания чтения 103 псалма первая пара иподиаконов открывает царские врата. Протодиакон на солее произносит великую ектению. На 5-ом прошении мирной ектении на словах: «и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Онуфрие» старший священник и первая пара иподиаконов становится перед престолом, а жезлоносец и свещеносец сходятся и становятся по центру амвона лицом к царским вратам. Затем вначале поминовения протодиаконом правящего архиерея: «и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре» старший священник, первая пара иподиаконов, жезлоносец, свещеносец ивсе священники, стоящие перед архиерейским амвоном, поворачиваются на восток, а затем вместе с протодиаконом крестятся и кланяются архиерею. После архиерейского благословения все снова становятся на свои места. Во время великой ектении может совершаться хиротесия во чтеца или иподиакона.Хиротесия совершается, так же, как и на обычной архиерейской литургии (см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения Божественной литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого архиерейским чином, Чин хиротесии во чтеца и иподиакона). Примечание. Если совершается хиротесия, тогда царские врата открывают и закрывают рипидчики. В конце великой ектении книгодержец раскрывает перед архиереем Чиновник, и он читает 1-уюсветильничную молитву: «Господи Щедрый и Милостивый...». После прочтения архиереем этой молитвы, книгодержец поставляет на архиерейский амвон седалище позади архиерея. На прошении ектении: «О избавитися нам…» два диакона, которые будут возглашать малые ектении выходят из-за архиерейского амвона и идут посередине между рядами священников на солею: первый становится слева напротив иконы Божией Матери, а второй — возле протодиакона с правой стороны. Если хиротесия не совершалась, тогда в конце мирной ектении второй иподиакон даёт рипидчику или ставленнику (если он ужепоставлен в чин иподиакона) лохань и кувшин для омовения рук архиерея и надевает ему на плечи полотенце. Рипидчик держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к краям лохани. На прошении: «Пресвятую, Пречистую…» второй иподиакон и рипидчик несущий омовение выходят из алтаря северной дверью, а старший иподиакон южной дверью, и вместе становятся посредине на амвоне лицом к царским вратам. Старший священник после последнего прошения ектении произносит перед престолом возглас: «Яко подобает Тебе…». На словах возгласа: «Отцу, и Сыну, и Святому Духу» он крестится на восток, а на словах: «ныне и присно и во веки веков» поворачивается лицом на запад, выходит к царским вратам и кланяется архиерею через открытые царские врата. Одновременно с ним кланяются архиереюпротодиакон с диаконами на солее, иподиаконы с омовением на амвоне и первая пара священников перед архиерейским амвоном. Затем первая пара священников [276] и протодиакон уходят через солею в алтарь: стоявший на правой стороне священник и протодиакон – южной, а стоявший на левой стороне – северной дверью. В алтаре священники становятся посередине перед передней стороной престола, а протодиакон справа от них, затем они дважды крестятся, целуют престол (а священники и Евангелие), снова крестятся, поворачиваются и выходят к царским вратам, кланяются архиерею, потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола. После ухода первой пары священников, вторая пара становится на место первой, а остальные священники подвигаются за ними ближе к архиерейскому амвону. Примечание. Если служит более четырех пар священников, то по указанию архиерея в алтарь может уходить две и более пар священников. В этом случае все они также крестятся и кланяются архиерею возле архиерейского амвона, а затем боковыми дверями уходят в алтарь. В алтаре первая пара священников становится посередине перед передней стороной престола, а остальные по бокам престола. Затем они дважды крестятся, целуют престол, снова крестятся, кланяются архиерею через открытые царские врата, потом друг другу и становятся на свои места по сторонам престола. Если же служат пять или менее священников, тогда в алтарь уходит только один второй священник. После того, как первая пара священников зайдёт в алтарь, приложится к престолу и поклонится архиерею, первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает царские врата. Иподиаконы с омовением спускаются с солеи и идут к архиерейскому амвону. Подойдя к архиерею, стоящему на архиерейском амвоне, старший иподиакон берет кувшин и начинает возливать воду на руки архиерею. Затем старший и второй иподиаконы снимают полотенце с рипидчика и отирают руки архиерею. После этого архиерей благословляет двумя руками, и иподиаконы целуют его руки. Далее иподиаконы поднимаются на амвон, крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь. После омовения рук архиерей садится на седалище, а книгодержец поправляет сзади омофор. Хор: «Аминь». Чтец читает первый антифонкафизмы. Во время чтения первого антифонакафизмы старший священник в алтаре открывает антиминс и полагает на дискос Святой Агнец (см.: VI. Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, Особенности соборного служения литургии Преждеосвященных Даров, Последование Вечерни на литургии преждеосвященных Даров). Чтец заканчивает чтение 1-го антифона, и первая пара иподиаконов снова открывает царские врата. Первый диакон, стоящий на солее, произносит малую ектению. Книгодержец подаёт архиерею Чиновник для прочтения молитвы 2-го антифона. Пономарь в алтаре подаёт второму диакону кадило и готовит две диаконские свечи. Второй священник в алтаре произноситвозглас: «Яко Твоя держава…» и кланяется архиерею таким же образом, как и старший священник на возгласе: «Яко подобает Тебе…». Одновременно с ним кланяются архиерею и диаконы, стоящие на солее, а также и вторая пара священников перед архиерейским амвоном. Вторая пара священников уходит боковыми дверями в алтарь, целует престол и кланяется через царские врата архиерею, так же, как и первая пара священников. Старший священник принимает у второго диакона кадило и во время поклона второго священника, произносившего возглас, в царских вратах испрашивает благословение на каждение у архиерея. Первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает царские врата. Хор: «Аминь» и чтец читает 2-й антифон кафизмы. Пономарь подаёт протодиакону и второму диакону диаконские свечи. Старший священник в алтаре в предшествии диаконов со свечами совершает каждение Святого Агнца, находящегося на престоле: т. е., трижды кадит святой престол кругом с четырех сторон (см.: VI. Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, Особенности соборного служения литургии Преждеосвященных Даров, Последование Вечерни на литургии преждеосвященных Даров). Чтец заканчивает чтение 2-го антифона, и первая пара иподиаконов открывает царские врата. Второй диакон, стоящий на солее, произносит малую ектению. Примечание. При служении четырех диаконов малые ектении после антифонов произносят на солее: третий ( 1-я и 3-я ) и четвёртый(2-я). Причём в алтарь после произнесения ектении они не уходят, а остаются на солее. При служении трёх диаконов все малые ектении произносит третий диакон таким же образом. Если служат только два диакона, тогда все малые ектении произносит второй диакон (или же поочерёдно с протодиаконом), а если одинтогда протодиакон. В этом случае диакон, перед произнесением малой ектении, творит поклон святому престолу и выходит северной дверью на солею, становится слева от царских врат, крестится, кланяется архиерею, поворачивается на восток и возглашает ектению. На возгласе священника диакон крестится и кланяется вместе с ним архиерею, а затем возвращаетсясеверной дверью в алтарь. Книгодержец подаёт архиерею Чиновник для прочтения молитвы 2-го антифона. Затем после прочтения им молитвы книгодержец поднимается на солею, и становится перед иконой Божией Матери. Пономарь в алтаре подаёт протодиакону и второму диакону кадило и диаконские свечи. Третий священник в алтаре произноситвозглас: «Яко благ и Человеколюбец…» и также кланяется чрез царские врата архиерею. Одновременно с ним кланяются архиереюдиаконы и книгодержец, стоящие на солее, а также и третья пара священников перед архиерейским амвоном. Третья пара священников уходит боковыми дверями в алтарь, целует престол и кланяется через царские врата архиерею. Книгодержец уходит в алтарь через северную дверь. Пономарь в алтаре подаёт протодиакону кадильницу, а второму диакону маленький подсвечник с горящей свечой. Протодиакон принимает кадило у пономаря и во время поклона третьего священника, произносившего возглас, в царских вратах испрашивает благословение на каждение у архиерея. Первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает царские врата. Хор: «Аминь» и чтец читает 3-й антифон кафизмы. В это время в алтаре старший священник в предшествии диаконов со свечой и кадилом переносит дискос со Святым Агнцем с престола на жертвенник, а затем покрывает Святые Дары (см.: VI. Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, Особенности соборного служения литургии Преждеосвященных Даров, Последование Вечерни на литургии преждеосвященных Даров). Пономарь принимает у жертвенника кадило у протодиакона. Чтец заканчивает чтение 3-го антифона, и первая пара иподиаконов открывает царские врата. Первый диакон, стоящий на солее, произносит малую ектению. Четвёртый священник в алтаре произноситвозглас: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...» и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею и диаконы, стоящие на солее, а также и все оставшиеся у архиерейского амвона священники.Священники уходят боковыми дверями в алтарь, целуют престол и кланяются через царские врата архиерею. Пономари выносят боковыми дверями два кадила. Диаконы (или один диакон, которому указано протодиаконом) на солее принимают у пономарей кадила и во время поклона четвёртого священника, произносившего возглас, испрашивают на солее благословение на каждение у архиерея. Первая пара иподиаконов (или рипидчики) закрывает царские врата. Хор: «Аминь» и «Господи, воззвах». Диаконы (или один диакон), уходят боковыми дверями в алтарь, и совершают каждение алтаря и храмав такой же последовательности, как и на вечерне на «Господи воззвах», но с некоторыми особенностями. Сначала совершается каждение престола с четырех сторон, а затем кадят Святые Дары на жертвеннике (50-й псалом при этомнечитается). Далее совершается каждение алтаря и священнослужителей. Затем выход на солею и каждение иконостаса, а после него архиерея на архиерейском амвоне трижды по трижды. После этого клиросы, народ и весь храм, иконы Спасителя и Божией Матери на солее и трижды архиерея на архиерейском амвоне. После этого поклон архиерею и вход в алтарь. После окончания каждения жезлоносец постилает на амвоне орлецы: один к царским вратам головой орла на восток, другой – ближе к амвону, головой орла на запад. А один из рипидчиков постилает орлецы в алтаре: в центре ковра, лежащего перед престолом, головой орла к престолу; с северной и с южной стороны от престола головой орла к сторонам престола; на горнем месте головой орла к престолу; перед жертвенником. Затем жезлоносец и свещеносец уходят в алтарь боковыми дверями: жезлоносец – через южную дверь, а свещеносец и книгодержец – через северную, и сразу идут на горнее место. Первая пара иподиаконов заранее зажигает дикирий и трикирий и вместе с рипидчики с рипидами идут на горнее место. При пении последней стихиры на «Слава, и ныне» диаконы открывают царские врата, и совершается малый вход с Евангелием. Малый вход В начале пения стихиры на «Слава, и ныне», два младших диакона идут на горнее место принимают у пономарей кадила и поворачиваются лицом на запад. В это же время иподиаконы, участвующие в малом входе, выстраиваются на горнем месте. Старший иподиакон с трикирием становится с южной стороны горнего места, а второй иподиакон с дикирием напротив него с северной. Рипидчики с рипидами становятся на горнем месте напротив друг друга, жезлоносец с южной стороны, а свещеносец напротив него с северной. Старший священник и протодиакон становятся перед передней стороной святого престола: дважды крестятся, целуют край престола (а старший священник иЕвангелие), снова крестятся, поворачиваются и кланяются архиерею через открытые царские врата. Затем старший священник берет со святого престола Евангелие и подаёт его протодиакону. Протодиакон, держа орарьв правой руке, принимает двумя руками святоеЕвангелие, идет на горнее место и становится по его центру. В это же время второй священник становитсярядомсо старшим священником перед передней стороной престола. Затем все священники дважды крестятся, целуют престол (кроме старшего священника), снова крестятся, поворачиваются и кланяются архиерею через открытые царские врата, а затем и друг другу. Одновременно с ними протодиакон, иподиаконы, диаконы с кадиламикланяются к горнему месту и также кланяются архиерею. Диаконы высокоподнимаюткадила, и старший из нихиспрашивает благословение у архиерея: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, кадило». Архиерей благословляет кадило, протодиакон произносит: «Господу помолимся» и начинается выход северной дверью на средину храма к архиерейскому амвону. Всевыстраиваются в один ряд и идут в следующем порядке: свещеносец со свечой; жезлоносец с жезлом; диаконы с кадилами; второй иподиакон с дикирием; второй рипидчик с рипидой (если рипид четыре, тогда ещё один рипидчик); протодиакон сЕвангелием; первый рипидчик (может идти ещё один рипидчик); старший иподиакон с трикирием; и священники в порядке старшинства (старшие впереди). Архиерей в это время читает молитву входа. После выхода священнослужителей из алтаря, пономарь берет архиерейское кадило и идет на южную сторону алтаря, где постилает орлец вплотную к передней стороне престола. Перед престолом, таким образом, лежат два орлеца: один на центре ковра, другой вплотную к престолу, головой орла к престолу. Диаконы с кадилами, свещеносец, жезлоносец, старший иподиакон с трикирием и первый рипидчик проходят перед архиерейским амвоном, а второй иподиакон с дикирием и второй рипидчик остаются слева от архиерейского амвона. Жезлоносец и свещеносец идут посредине между рядами священников и становятся на свои места на солее лицом друг к другу, а остальные (диаконы с кадилами, рипидчики и первая пара иподиаконов) расходятся и становятся по обеим сторонам от архиерейского амвона лицом к алтарю. Протодиакон с Евангелием становится перед архиерейским амвоном напротив архиерея также лицом на восток. Впереди него на уровне последней пары священников (если священников много, то приблизительно 4-й пары) становятся диаконы с кадилами, а по сторонам от него рипидчики. Возле них, ближе к архиерейскому амвону становится первая пара иподиаконов: старший с трикирием справа, а второй с дикирием слева от архиерея.Священники спускаются с амвона, и каждый сразу идет на свою сторону (направо или налево) и затем двумя рядами все становятся по обе стороны от архиерейского амвона лицом к алтарю. Далее по знаку протодиакона все духовенство и иподиаконы крестятся на восток, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу. Протодиакон поворачивается левым плечом к архиерею вполуоборот по отношению к нему, полагаетЕвангелиена свое левое плечо, и, удерживая его левой рукой, держа правой рукой орарь, указывает им на восток, говоря: «Благослови, Высокопреосвященнейший владыко, святый вход». Архиерей благословляет к востоку, произнося: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Протодиакон отвечает: «Аминь», беретЕвангелиедвумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит Евангелие архиерею для целования. Архиерей, поддерживаяЕвангелиедвумя руками, целует его, а протодиакон в свою очередь, целует его правую руку, придерживающую Евангелие. Далее протодиакон делает шаг назад, кланяется архиерею, поворачивается на восток, становится перед архиерейским амвоном напротив архиерея, высоко держаЕвангелиев обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Диаконы с кадилами поворачиваются лицом к архиерею и кадят Евангелие. Первая пара иподиаконов вместе с протодиаконом подходит к архиерею, поднимается на архиерейский амвон, подаёт ему дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе, второй иподиакон убирает с архиерейского амвона седалище, и затем они отходят к амвону и становятся позади диаконов с кадилами. Рипидчики поворачиваются лицом друг к другу и держат рипиды над Евангелием. Когда заканчивается пение стихиры, протодиакон, возвышаяЕвангелие, изображает имзнак креста, возглашая: «Премудрость, прости» и все священнослужители и иподиаконы протяжно поют: «Свете Тихий…» Киевским распевом. Архиерей во время пения: «Свете Тихий…» совершает поклонение перед Евангелием, а при пении: «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога…» низко наклоняется: все священники поворачиваются и кланяются ему. Архиерей осеняет сначала трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей, а затем и народ на запад, юг и север. Протодиакон с Евангелием после произнесения: «Премудрость, прости» поворачивается через правое плечо лицом к архиерею, а диаконы с кадилами подходят и становятся между Евангелием и архиереем (каждый со своей стороны) и кадят Евангелие. При пении: «видевше свет вечерний» диаконы поворачиваются икадят архиерея, а после осенения им дикирием и трикирием на восток поворачиваются и снова кадят Евангелие. После же осенения архиереем молящихся в храме на северной стороне, протодиакон с Евангелием в предшествии диаконов с кадилами идет через солею и входит царскими вратами в алтарь. В алтаре протодиакон полагает Евангелие на престоле, становится около царских врат и ожидает архиерея.Диаконы с кадилами, войдя в алтарь, сразу же вместе совершают каждение передней части святого престола, а затем расходятся и кадят синхронно: первый диакон южную (правую) сторону, а второй северную (левую) сторону святого престола. Далее они сходятся и вместе кадят заднюю часть престола, а затем вместе горнее место. Потом первый диакон с кадилом подходит и становится около южной стороны престола, а второй диакон отдает кадило пономарю и становится на свое место перед престолом. Рипидчики поднимают рипиды, идут вместе с протодиаконом и с первой парой иподиаконов до амвона и затем все вместе заходят в алтарь боковыми дверями, причём первая пара иподиаконов идет впереди их. Пономарь принимает у диаконов кадила и подаёт первому диакону архиерейское кадило. Архиерей, поддерживаемый двумя старшими священниками, сходит с архиерейского амвона и поднимается на солею. За ним в два ряда идут священники в порядке старшинства (старшие впереди). Далее архиерей, поддерживаемый первой парой священников, поднимается на солею, обращается на клиросы и осеняет поющих и народ на две стороны. Хор сразу женачинает петь: «Достоин еси во вся времена…». Священники становятся в два ряда перед солеей (старшие впереди) и кланяются в ответ на его благословение. Протодиакон выходит через царские врата на солею и после осенения архиереем свечами забирает у него трикирий, целуя его правую руку, а затем идет через царские врата на горнее место и становится лицом на запад. Архиерей прикладывается к иконам на царских вратах и входит в алтарь. За ним в алтарь двумя рядами входят священники, прикладываясь каждый к иконе на своей стороне царских врат. В алтаре они становятся на свои прежние места предстояния у престола, но на расстоянии от него. Войдя в алтарь, архиерей прикладывается престолу, и первый из младших диаконов подаёт ему кадило. Все священнослужители и иподиаконы снова протяжно поют: «Достоин еси во вся времена…». Архиерей с дикирием в руке в и предшествии протодиакона с трикирием кадит престол, жертвенник, горнее место, священно-церковно-служителей на правой и левой стороне алтаря, и выходит царскими вратами на солею. Когда архиерей покадит с горнего места духовенство и пойдёт к царским вратам, пономарь подкладывает ему ладан в кадило. Рипидчики убирают орлецы вокруг престола, и все священники и диаконы крестятся, прикладываются к престолу, кланяются архиерею через открытые царские врата и снова становятся на свои места. Жезлоносец и свещеносец спускаются с солеи и становятся перед амвоном лицом на восток. Архиерей на солее кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы и входит в алтарь, а трио на клиросе медленно тихо и сладкозвучно поёт: «Ис полла эти, деспота». Затем весь хор повторяет протяжно один раз: «Ис полла эти, деспота». В это же время второй иподиакон становится в алтаре с севера у царских врат, а все диаконы и иподиаконы выстраиваются на горнем месте лицом на запад. Архиерей заходит в алтарь, кадит престол и сослужащих священников по обеим сторонам: все священники поворачиваются и отвечают ему поклоном. Жезлоносец и свещеносец остаются стоять перед амвоном. Протодиакон идет на горнее место, отдает трикирий старшему иподиакону, а затем подходит к архиерею.Архиерей отдает дикирий второму иподиакону, кадит протодиакона и отдает ему кадило. Второй иподиакон принимает у архиерея дикирий и идет на горнее место. Протодиакон отходит к юго-восточной стороне престола, кадит архиерея трижды по трижды и всенаходящиеся в алтаре, по его знаку (сразу же после того, как спел хор) поют: «Ис полла эти, деспота». Затем протодиакон, первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и все, стоящие на горнем месте, крестятся и кланяются три раза архиерею, который их благословляет, и отходят на свои места. Протодиакон отдает пономарю кадило, а первая пара иподиаконов крестится на восток, ещё раз кланяется архиерею и друг другу, гасят дикирий и трикирий и меняют их местами на подставках за престолом. В это время, второй диакон (или назначенный для чтения паримийчтец) приходит на южную сторону алтаря. Держа книгу в обеих руках перед собой и положив поверх нее передний конец ораря, так, чтобы первый крест ораря лежал на верхнем ребре книги, он трижды крестится, кланяется святому престолу и архиерею, и, приклонив главу, подходит к нему на благословение, говоря: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, паримии прочести». Архиерей благословляет диакона и полагает правую руку на книгу. Диакон целует десницу архиерея. Далее, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю. После каждения архиерея протодиакон произносит: «Вонмем», затем крестится, целует престол и отходит южной стороной на горнее место. Архиерей поворачивается на запад, благословляет молящийся в храме народ, возглашая: «Мир всем», целует престол и Евангелие, и также идет на горнее место. Второй диакон: «И духови твоему». Жезлоносец и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места. Жезлоносец убирает орлецы с амвона. Протодиакон становится справа от горнего места и произносит: «Премудрость». Второй диакон произносит прокимен Триоди. Хор поет тот же прокимен. Архиерей обходит престол с правой стороны восходит на горнее место и поворачивается лицом на запад. Все сослужащие священники крестятся, целуют престол и также отходят за архиереем на горнее место и становятся по сторонам от архиерея в порядке старшинства (старшие впереди). Протодиакон: «Премудрость». Второй диакон: «Бытия чтение». Протодиакон возглашает: «Вонмем», крестится, кланяется к горнему месту, а затем отходит и становится на свое место справа перед престолом. Второй диакон начинает чтение 1-ой паримии. Первая пара иподиаконов закрывает царские врата. В начале чтения паримии архиерей садится на седалище горнего места. Вместе с ним все священники садятся на приготовленные для них сидения справа и слева от него. В конце чтения паримии старший иподиакон зажигает на горнем месте трикирий, крестится, кланяется архиерею и подходит к южной стороне престола. Пономарь подаёт протодиакону архиерейское кадило. Жезлоносец постилает орлец в центре амвона головой орла к народу. После прочтения 1-ой паримиипротодиакон произносит: «Вонмем» и открывает царские врата. Второй диакон: «Прокимен, глас…» и произносит второй прокимен. Архиерей ивсе священники крестятся, кланяются к горнему месту, а затем возвращаются и становятся на свои места прежнего предстояния перед престолом. Жезлоносец и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к царским вратам. Протодиакон подаёт архиерею архиерейское кадило и трикирий, а затем после окончания пения прокимна возглашает: «Повелите». Архиерей, стоя перед престолом с кадилом и трикирием в руках, начертывает ими знак Креста, произнося велегласно: «Премудрость, прости». После этого, он поворачивается на запад, к народу, становится в царских вратах, крестообразно осеняет молящихся трикирием с кадилом, возглашая: «Свет Христов просвещает всех». Затем он возвращается в алтарь и отдает трикирий и кадильницу протодиакону. Второй диакон: «Притчей чтение». Протодиакон произносит «Вонмем», закрывает царские врата, принимает от архиерея трикирий и кадильницу и отдаетих старшему иподиакону. Второй диакон читает вторую паримию. Жезлоносец и свещеносец поднимаются на солею и становятся на свои места. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы