Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Малое каждение двумя диаконами на пассии



Сначала диаконы с кадилами поворачиваются к предстоятелю и старший из них испрашивает у него благословение на каждение: «Благослови, владыко, кадило».Предстоятель благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (при архиерейском служении благословение испрашивается у архиерея). Затем диаконы поворачиваются, подходят и вместе кадят переднюю (западную) сторону аналоя с Евангелием (каждение должно быть ритмичным, а не в разнобой). Далее первый диакон переходит к правой (южной) стороне, а второй становится, напротив, с северной стороны, и троекратно с поклоном кадят каждый свою сторону аналоя с Евангелием. Потом они идут (каждый своей стороной) и вместе кадят заднюю (восточную) сторону аналоя, а затем поворачиваются и вместе кадят Распятие. После этого они идут насолею: первый диакон – южной стороной и становится справа от царских врат, а второй диакон – северной стороной и становится слева от царских врат. Затем первый диакон кадит правую сторону иконостаса, а второй диакон левую сторону иконостаса. Далее они возвращаются на солею, поворачиваются лицом на запад и вместе кадят предстоятеля (при архиерейском служении – архиерея, трижды по трижды). Затем первый диакон кадит священников, стоящих справа от предстоятеля, а второй диакон слева от него. После этого первый диакон, повернувшись на юг, совершает каждение правого клироса, а второй главного клироса. Потом они вместе кадят молящихся в храме посредине, а затем: первый диакон кадит молящихся справа налево, а второй слева направо. Далее они спускаются на середину храма к Распятию каждый своей стороной и вместе кадят переднюю (западную) сторону аналоя с Евангелием, а затем предстоятеля (при архиерейском служении –трижды архиерея). Далее вместе крестятся к алтарю, кланяются предстоятелю и друг другу и отдают кадила пономарям.

 

РАСПРОСТРаНЕННЫЕ ошибки в молитвах и возгласах ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ СЛОВ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
«Честнейшую Херувим и славнењйшую без сравнения Серафим» «Слањвнейшую»
«Премудрость, прó стим» «Премудрость, прó сти»
«Свете тихий…петь быти» «Пет быти»
«Господь воцарится» «Господь воцарися»
«Хвалите Его во утверждении силы Его» «Хвалите Его во утвержении силы Его»
«Хвалите Его всеАнгелы Его» «Хвалите Его всиАнгелиЕго»
«Честна пред Господом смерть преподобных Его» «Честна пред Господем смерть преподобных Его»
«Воскресение Христово… придите вси верныи» «Воскресение Христово… придите вси вернии»
«Блажены милостивыи… чистыи… изгнá ны» «Блажени милостивии… чистии… изгнá ни»
«Приидите, поклонимся…Спаси нас, Сыне Божий» «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий»
«Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольской Церкви» «Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви»
«Горé имé ем сердцá » «Горé имé им сердцá »
«Преподобный отче… моли Бога о нас» «Преподобне отче… моли Бога о нас»
«Представшагося… представшуюся… представшихся… представшияся…» «Преставльшагося… преставльшуюся… преставльшихся… преставльшыяся…»
à nã ã ёлъ – ангел но à nã ã gёлъ Аггел ангел
«…и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных /». «…и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, / православных /».
«Вознесийся на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»
«патриархе Кирилле» «патриарсе Кирилле»
«о всем притче и людех» «о всем причте и людех»
«Пресвяту́ ю, пречи́ стую… со все́ ми святы́ ми помяну́ вше, са́ ми себе́ и друг дру́ га, / и весь живо́ т наш Христу́ Бо́ гу предади́ м». «Пресвяту́ ю, пречи́ стую… со все́ ми святы́ ми помяну́ вше, / са́ ми себе́ и друг дру́ га, и весь живо́ т наш Христу́ Бо́ гу предади́ м».

ОТПУСТЫ [288]

Отпу, сты [289]бывают великие и малые. Великие отпусты делятся на дневные и праздничные. Согласно Уставу, великими (дневными и праздничными) отпустами завершаются т. н. «большие» службы: вечерня (кроме малой), утреня и литургия. Эти отпусты произносятся и после 1-го часа, если утреня перед ним не заканчивается отпустом.

«Малые», или часовые службы (малая вечерня, повечерие, полунощница, 1-й час, присоединяемый к утрене с великим славословием и выше, изобразительны) заканчиваются всегда обычным малым отпустом. Малый отпуст имеет следующую форму: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» [290].

Иногда функцию отпуста выполняет молитва литии: «Владыко Многомилостиве…».

Порядок совершения отпуста

При произнесении отпуста священник обращается лицом «на запад к людем»(см.: Служебник, Последование вечерни).

Отпуст великой вечерни, славословной и полиелейной утрени и литургии произносится в открытых царских вратах. Отпусты малой и вседневной вечерни, вседневной утрени (после 1-го часа), повечерия, полунощницы, великопостных часов с изобразительными произносятся при закрытых царских вратах на солее, для чего священник выходит из алтаря серной дверью.

На словах отпуста: «Христос истинный Бог наш» священник осеняет себя крестным знамением, а в конце отпуста на словах: «помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» творит в сторону молящихся малый поклон (по другой традиции сначала благословляет молящихся крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами), а затем творит малый поклон)[291].

Отпуст литургии, по традиции, совершается с напрестольным Крестом в руках, который священник держит двумя руками на уровне своего лица, а в конце отпуста осеняет им верующих.

На Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст великой вечерни, утрени и литургии, а такжепасхального молебна совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст «малых служб» –с Крестом без трисвещника. На отдание Пасхи с крестом, и по традиции, с трисвещником произносится только пасхальный отпуст литургии. Остальные службы этого дня имеют не пасхальный, а воскресный отпуст, который и произносится без Креста[292].

 

Дневные отпусты

Дневные отпусты находятся в главе Служебника: «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкви».

Произносятся они во все дни седмицы при совершении службы малым праздникам месяцеслова (см.: Типикон, гл. 47):

1) на службе малому святому «без знака»;

2) на службе шестеричному святому, отмеченной знаком @ – «три точки несовершенно окружены» чёрного цвета;

3) на службе славословному святому, отмеченной знаком @ – «три точки несовершенно окружены» красного цвета[293].

Исключения:

– период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников;

– период от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья.

На воскресном богослужении службы суточного круга, которые совершается по Уставу до полуночи (9-й час, малая вечерня, великая вечерня (при богослужении в воскресенье по 7-й главе Типикона (без бдения)), заканчиваются отпустом: «Христос, истинный Бог наш…». Отпуст служб, которые по Уставу совершаются после полуночи (1-й час, утреня и литургия) начинается словами воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…».

Порядок дневного отпуста следующий:

1) вводные слова воскресного отпуста (на службе в воскресенье, которая совершается по Уставу после полуночи): «Воскресый из мертвых»;

2) начальные слова: « Христос, истинный Бог наш, молитвами…»;

3) призывание имени Богородицы: «Пречистыя Своея Матере»;

4) воспоминание дневной памяти Октоиха(в четверг и субботу – после призывания Апостолов см. п. «5»):

– в понедельник Небесных Сил: «предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных»;

– во вторник св. Иоанна Предтечи: «Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна»;

– в среду и пятницу св. Креста: «силою Честнаго и Животворящего Креста»;

– в четверг (кроме апостолов) свят. Николая: «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца»;

– в субботу всех святых (в лице мучеников и преподобных): «святых славных и допропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших»;

5) воспоминание апостолов: «святых славных и всехвальных апостол»;

6) на литургии – призывание имени её составителя (на Преждеосвященной литургии – перед воспоминанием всех святых (см. п. «11»)): «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоý стаго» (или «Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», или «Григория Двоеслова, папы Римскаго»);

7) поминовение святого храма[294];

8) воспоминание святого дня[295];

9) призывание местночтимых святых[296];

10) обращение к Богоотцам[297]: «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны»;

11) воспоминания всех святых: «и всех святых» [298];

12) окончание: «помилует и спасé т нас, яко Благ и Человеколюбец».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь