Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чтение Евангелия на Страстной седмице



 

В первые три дня Страстной седмицы, Апостол не читается, а читается только Евангелие.

Во время пения последнего стиха: «Да исправится…» первая пара иподиаконов снимает с архиерея омофор, складывает его длинной лентой и полагает на распростёртые руки третьему диакону (или если его нет, то свободному иподиакону). Третий диакон отходит и становится с южной стороны престола, повернувшись к нему лицом, и держит омофор двумя ладонями на уровне своих плеч. Затем первая пара иподиаконов на горнем месте возжигает дикирий и трикирий, а рипидчики берут рипиды. Далее все вместе крестятся, кланяются архиерею и друг другу и выходят на солею: второй иподиакон с дикирием и первый рипидчик южной дверью, а старший иподиакон с трикирием и второй рипидчик – северной.

Архиерей перед престолом произносит молитву преп. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами.

Хор поетпротяжно: «Аминь».

После великих поклонов архиерей сразу же подаёт Евангелие протодиакону. Протодиакон принимает Евангелие от архиерея, целуя при этом его правую руку, выходит царскими вратами из алтаря и идет в предшествии иподиаконов и диакона с омофором(как на обычной литургии) на архиерейский амвон для его чтения.

Архиерей крестится, целует престол, отходит на горнее место и поворачивается лицом на запад. Все сослужащие священники такжекрестятся, целуют престол и отходят за архиереем на горнее место, где становятся по сторонам от архиерея в порядке старшинства (старшие впереди). Архиерей и все священники читают тайно молитву: «Возсияй в сердцах наших…».

Протодиакон на архиерейском амвоне возглашает: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, благовестителя…».

Архиерей: «Бог молитвами Святаго славного…».

Второй диакон со своего меставозглашает: «Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия…».

Архиерей: «Мир всем» и далее протодиакон после обычных возгласов читает Евангелие.

Диакон с омофоромсо своего местапроизносит: «Вонмем» изатем подходит с омофоромк архиерею, целует его левую руку, отходит в сторону и полагает омофор на свое место.

Сугубая ектения

В начале сугубой ектении книгодержец подаёт архиерею Чиновник для прочтения молитвы прилежного моления.

На прошении ектении о церковных властях архиерей и первая пара предстоящих священников разворачивает антиминс.Сначала архиерей с правым, старшим сослужащим открывают правую часть, а потом с левым сослужащим левую часть, потом все вместе открывают нижнюю и, наконец, также все вместе верхнюю часть илитона.Затем они таким же образом открывают правую, левую и нижнюю часть антиминса.Развернув антиминс, все крестятся один раз и целуют антиминс: священники кланяются архиерею, на что он отвечает благословением.

Жезлоносец постилает орлец в царских вратах, головой орла к народу. Старший иподиакон готовит малый омофор, который диаконы возложат на архиерея во время пения: «Ныне силы небесныя…».

Возглас после сугубой ектении: «Яко милостив и Человеколюбец…» произносит архиерей. Все последующие возгласы до «Ныне Силы Небесныя…» священники произносят по очереди по указанию архиерея.

Ектения о оглашенных

Ектению о оглашенных произносит младший диакон.

Книгодержец подаёт архиерею Чиновник для прочтения молитвы об оглашенных.

Перед прошением: «Открыет им Евангелие правды», протодиакон и второй диакон (а если его нет тогда только протодиакон) вместе со второй парой священников (а если нет второй пары, то второй и третий священники, илиже, если нет третьего священника, то первая пара) подходят к престолу.На прошении: «Открыет им Евангелие правды» вторая пара священников открывает верхнюю сторону антиминса. Далее онивместе с диаконами крестятся, целуют престол и кланяются архиерею, на что он отвечает благословением.

Во время произнесения священником возгласа: «Да и тии с нами…», архиерей берет лежащую внутри антиминса губу и на словах: «Отца и Сына и Святаго Духа», крестообразно осеняет ею антиминс, целует губку и полагает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса.Перед произнесением этого возгласа протодиакон и второй диакон (а если его нет, то только старший) становятся в царских вратах лицом к народу. Затем до среды четвертой седмицы Великого поста после возгласа: «Да и тии с нами…» диаконы возглашают:

протодиакон: «елицы оглашеннии, изыдите»;

третий диакон: «оглашеннии, изыдите»;

второй диакон (а если его нет, то протодиакон): «елицы оглашеннии, изыдите»;

третий диакон: «да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

Далее диаконы кланяются друг другу. Протодиакон и второй диакон входят в алтарь, целуют престол, кланяются архиерею и друг другу.

Третий диакон на солеевозглашает прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», а затем и следующую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

От среды четвертой седмицы Великого поста диаконы после возгласа: «Да и тии с нами…» возглашают:

протодиакон: «елицы оглашеннии, изыдите»;

третий диакон: «оглашеннии, изыдите»;

второй диакон (а если его нет, то протодиакон): «елицы ко просвещению, приступите»;

третий диакон: «помолитеся, иже ко Просвещению».

Затем диаконы кланяются друг другу. Протодиакон и второй диакон входят в алтарь, целуют престол, кланяются архиерею и друг другу.

Третий диакон на солеевозглашает прошение: «Вернии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся» и далее остальные прошения ектении, а затем и следующую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Далее литургия всегда совершается по одинаковому чину.

Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.

Второй диакон (а если его нет, то протодиакон) идет на горнее место, принимает от пономаря кадило, испрашивает у архиерея благословение и начинает каждение алтаря, читая про себя 50-й псалом. Каждение совершается в следующем порядке: престолс четырех сторон, Святые Дары на жертвеннике, далее святой алтарь, архиерея трижды по трижды, лиц, молящихся в алтаре, затем переднюю часть престола и архиерея трижды с горнего места.

Возглас: «По дару Христа Твоего…» произносит архиерей. Все священнослужители (кроме архиерея) снимают митры, камилавки и скуфьи.

Хор: «Аминь» и начинает протяжно петь: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…».

 

«Ныне Силы Небесныя…»

 

В начале пения: «Ныне Силы Небесныя…» иподиакон даёт ставленнику в диаконы, или, если нет хиротонии, то рипидчику омовение.Затем иподиаконы с омовением выходят на солею и становятся лицом на восток перед царскими вратами: второй иподиакон и иподиакон с омовением северной дверью, а старший иподиакон – южной. Жезлоносец и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к царским вратам.

Архиерей, после произнесения возгласа: «По дару Христа Твоего…» поворачивается на запад, становится в царских вратах, благословляет воду и читает молитву: «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския…». Старший иподиакон берет кувшин и начинает возливать воду на руки архиерею. Затем старший и второй иподиаконы снимают полотенце с рипидчика и отирают руки архиерею. После этого архиерей благословляет двумя руками, и иподиаконы, не целуя его рук, уходят в алтарь. Жезлоносец и свещеносец поднимаются на солею и также уходят северной дверью в алтарь.

Протодиакон и второй диакон (или книгодержец и рипидчик, если диаконов два или один) поднимают малый омофор в царских вратах на вытянутых руках: каждый со своей стороны делая арку, так чтобы архиерей мог пройти под ним. Архиерей возвращается в алтарь и становится перед престолом, а протодиакон и второй диакон одевают на него малый омофор. Затем диаконы становятся с южной и северной стороны престола.

Архиерей поклоняется трижды со словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» изатем, воздев руки, вполголоса произносит: «Ныне Силы Небесныя…» (трижды), а диаконы, держа орарь в поднятой руке, произносят трижды попеременно (начиная с протодиакона): «Верою и любовию…», каждый раз совершая крестное знамение и поклон пред святым престолом.

После прочтения: «Верою и любовию…» в третий раз протодиакон снимает с архиерея митру и отдает её третьему диакону, который полагает её на подносе.

В это время первая пара иподиаконов зажигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды и подходят к жертвеннику: иподиаконы выстраиваются на великий вход.

Архиерей, сотворив поклон, целует антиминс и престол, благословляет духовенство двумя руками на обе стороны и отходит от престола прямо к жертвеннику. Поминания при этом не произносятся.

За ним сразу же отходят к жертвеннику и все диаконы: второй прямо к жертвеннику, протодиакон и третий диакон, обходя престол, через горнее место.

После отхода архиерея к жертвеннику, все сослужащие священники попарно по очереди подходят к престолу, совершают дважды поклонение с крестным знамением, целуют антиминс и престол, крестятся третий раз, кланяются друг другу, ничего не произнося, и далее вместе кланяются народу. Если служит нечётное число священников, то последние трое подходят к престолу одновременно.

После целования престола все также (в свое время) отходят к жертвеннику: левая сторона сослужащих прямо к жертвеннику. Правая сторона сослужащих идут к жертвеннику, обходя престол, через горнее место. Третий и четвёртый священники, отходя, сразу берут кресты с престола.

Архиерей подходит к жертвеннику, становится на орлец, положенный перед ним и творит три поклона со словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Протодиакон берет подсвечник с горящей свечой с жертвенника, и становится справа от жертвенника, лицом к архиерею.Архиерей снимает воздух и подносит его для целования протодиакону. Протодиакон крестится, целует крест на воздухе и правую руку архиерея, которыйвозлагает воздух на его левое плечо и отходит от жертвенника.

Книгодержец снимает с архиерея малый омофор и полагает его на поднос с митрой (возможен вариант, когда митра и омофор кладутся на отдельные подносы).

Сослужащие священники становятся по старшинству с правой стороны от жертвенника (старшие впереди).

Второй иподиакон возжигает дикирий и трикирий, рипидчики берут рипиды, и все иподиаконы выстраиваются у северных дверей.

Второй диакон сархиерейским кадилом становится справа от жертвенника и испрашивает благословение у архиерея, говоря: «Благослови, Высокопреосвященнейший владыко, кадило». Архиерей благословляет кадило.

Второй диакон отдает кадильницу архиерею, целуя при этом его руку. Архиерей принимает кадильницу и трижды кадит Святые Дары на жертвеннике, а затем отдает кадило второму диакону.

Второй диакон принимает кадило, целуя, при этом руку архиерея, и отходит от жертвенника.

Далее к жертвеннику подходит старший священник, крестится и становится на колени с правой стороны от архиерея.

Архиерей берет двумя руками дискос со святыми Дарами, целует его и даёт целовать дискос и свою руку старшему священнику и, затем передаёт ему дискос, ничего не говоря.

Старший священник крестится, принимает дискос, целует его и руку архиерея поднимает дискос на уровень глаз и отходит от жертвенника.

За ним подходит к жертвеннику второй священник. Архиерей берет потир, целует его через покровец и даёт его ему, также ничего не говоря. Второй священник крестится, принимает из рук архиерея потир, целует при этом его руку и отходит от жертвенника.

После него подходитк архиерею третий священник, держа крест лицевой стороной к архиерею в наклонном положении (верхний конец вправо) двумя руками, целует руку архиерея, который полагает её на рукоятку креста, и целует крест. Затем таким же образом подходит к архиерею четвёртый священник и остальные священники, несущие напрестольные кресты. Остальные священники подходят к архиерею в порядке старшинства, и ничего не произнося, принимают от него священные предметы с жертвенника: лжицу, копие блюдце и т. д. целуя при этом его руку.

Примечание. Если священников очень много, то по указанию старшего священника на вход идут не все священники, а только несколько первых пар.

Все священнослужители отходят от жертвенника и идут к северной двери, где выстраиваются в один ряд. Совершается великий вход.

 

Великий вход

 

Перед началом перенесения Святых Даров, согласно современной богослужебной практике, пономарь звонит в колокольчик, хор прерывает пение и все молящиеся в храме и алтаре повергаются ниц.

На великом входе порядок шествия следующий:

ставленник в диакона (если есть);

протодиакон со свечой и воздухом;

третий диакон или иподиакон с митрой и с омофором на подносе;

свещеносец со свечой;

жезлоносец с жезлом;

второй иподиакон с дикирием;

старший иподиакон с трикирием;

второй диакон с кадилом идет лицом к Святым Дарам и кадит часто;

второй рипидчик (осеняет дискос рипидами);

старший священник с дискосом;

первый рипидчик (осеняет дискос рипидами);

второй священник с чашей;

остальные священники в порядке старшинства (старшие впереди).

Протодиакон заходит царскими вратами в алтарь, отдает свечу пономарю и становитсяу юго-западного угла престола.

Ставленник в диакона (если совершается хиротония) идет по солее до амвона, спускается с него и становится за амвоном лицом на восток.

Третий диакон с подносом с митрой и с омофором заходит в алтарь через царские врата и становится у юго-западного угла престола.

Примечание. Если митру и омофор несёт иподиакон, то он заходит в алтарь через южную дверь.

Если служат больше трёх диаконов, тогда третий диакон идет на вход с митрой на подносе, а четвертей с омофором на подносе; заходят в алтарь они через царские врата и становятся у юго-западного угла престола (диакон с омофором ближе к престолу).

Второй диакон с кадилом сразу же входит в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре он совершает каждение святого престола и горнего места, а затем становится возле северо-западного угла престола.

Жезлоносец и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к царским вратам. Рипидчики и иподиаконы становятся в линию по сторонам орлеца на солее лицом друг к другу (рипидчики впереди ближе к царским вратам). Второй иподиакон с дикирием и второй рипидчик становятся справа возле иконы Спасителя, а первый рипидчик и старший иподиакон с трикирием слева возле иконы Божией Матери.

Старший священник с дискосом становится на колени в центре солеи перед орлецом.

Священники становятся на солее перед царскими вратами в два ряда лицом друг к другу (старшие ближе к царским вратам). Второй священник с потиром становитсяслева у царских врат возле иконы Божией Матери после первого рипидчика.

Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону с митрой и с омофором, целует митру, полагая на митру руку. Диакон молча целует руку архиерея, затем относит омофор на место и передаёт митру вошедшему в алтарь протодиакону.

Примечание. Если же есть третий диакон с митрой на подносе и четвёртый с омофором на подносе, тогда архиерей подходит к диаконам, целует митру и полагает на митру и омофор руки. Диаконы молча целуют руку архиерея.

Затем второй диакон подаёт кадильницу архиерею, целуя при этом его руку. Архиерей принимает кадильницу, становится в царских вратах, трижды кадит дискос и отдает кадило второму диакону. Второй диакон принимает кадило, переходит и становится у юго-западного угла престола, а третий диакон (вместе с ним и четвёртый, если есть) у юго-восточного угла престола.

Старший священник молча передаёт архиерею дискос, целует его руку и отходит и становится справа от царских врат.

Архиерей принимает дискос, показывает его народу ничего не произнося, входит в алтарь и ставит дискос на престоле.

Рипидчики в это время держат рипиды над дискосом, а когда он начинает поворачиваться к престолу, поднимают рипиды.

Второй священник входит вслед за архиереем через царские врата в алтарь, поставляет потир рядом справа от дискоса, и становится на свое место возле престола.

Второй диакон встречает в алтаре архиерея с дискосом троекратным каждением.

После входа архиерея с дискосом в алтарь пономарь снова звонит в колокольчик и все молящиеся в алтаре и храме встают с колен.

Хор поет: «Верою и любовию...».

Священники двумя рядами в порядке старшинства входят вслед за архиереем через царские врата в алтарь. Затем каждый целует несомую им святыню и кладёт на свое место (копие, лжица и блюдце для раздробления Агнца полагают слева от дискоса возле напрестольного креста). Потом все становятся на свои прежние места предстояния у престола, кланяются пред престолом, целуют его и кланяются архиерею.

Рипидчики, когда архиерей начинает поворачиваться к престолу, поднимают рипиды и уходят в алтарь северной и южной дверями, идут на горнее место и ожидают первую пар у иподиаконов (но если есть диаконская хиротония, то сразу ставят рипиды на место).

Архиерей снимает с дискоса и потира покровцы и полагает по обоим углам престола.

Протодиакон становится левым плечом к архиерею.

Архиерей снимает с плеча протодиакона воздух иобвивает им кадильницу, которую второй диакон держит за кольцо одной рукой. Затем он покрывает воздухом дискос и потир, принимает от протодиакона митру и одевает её. Второй диакон подаёт кадило архиерею, целуя при этом его руку. Архиерей принимает кадильницу, трижды кадит Дары и отдает кадильницу второму диакону.

Второй диакон принимает кадильницу иотходит к юго-восточному углу престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю. Затем он крестится к востоку, кланяется архиерею, и выходит из алтаря для произнесения ектении: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…».

После окончания пения: «Верою и любовию...» архиерей перед престолом произносит молитву преп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами.

Хор: «Аминь».

Архиерей идет на солею и благословляет народ дикирием и трикирием.

Хор поет: «Исполла эти, деспота».

Первая пара иподиаконов принимает у архиерея дикирий и трикирий, затем творит поклон алтарю и уходит алтарь: старший иподиакон – северной дверью, а второй – южной. На горнем месте они вместе с рипидчиками крестятся на горнее место, кланяется архиерею, друг другу и расходятся на свои места. Жезлоносец и свещеносец кланяются архиерею и становятся на свои места на солее.

Царские врата после великого входа при архиерейском служении не закрываются.

Если же совершается диаконская хиротония, тогдаблагословение народа дикирием и трикирием архиерей совершает после её совершения.

Хиротония в диакона

Диаконская хиротония совершается сразу после великого входа.

Первая пара иподиаконов уходит в алтарь вслед за архиереем вместе с рипидчиками: старший иподиакон – южной дверью, а второй – северной. На горнем месте они все вместе крестятся, кланяются архиерею и друг другу.

После того как архиерей во время пения: «Верою и любовию...» покадит Святые Дары первая пара иподиаконов одевает на него малый омофор. Старший иподиакон застёгивает две пуговицы спереди, а второй иподиакон сзади.

Затем они выходят из алтаря через боковые двери: второй иподиакон – северной, а старший иподиакон – южной. Далее они спускаются с солеи и становятся перед амвоном рядом со ставленником, лицом к алтарю: старший иподиакон справа от него, а второй иподиакон слева. Старший иподиакон возлагает на его шею левую руку, а правой придерживает за руки, а второй иподиакон возлагает на его шею правую руку, а левой придерживает за руки.

В это время второй рипидчик ставит с северной стороны престола седалище для архиерея и кладёт под него орлец головой орла от седалища. Все остальные орлецы около престола убираются.

После окончания пения «Верою и любовию...» архиерей перед престолом произносит молитву преп. Ефрема Сирина с 3 великими поклонами.

Хор: «Аминь».

Старший иподиакон возглашает: «Повели» и далее совершается хиротония в диакона таким жепорядкомкакна обычной архиерейской литургии (см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения Божественной литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого архиерейским чином, Чин хиротонии в диакона).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь