Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Благодарственная ектения после причащения и заамвонная молитва
Священник возвращается к престолу, надевает камилавку (скуфью или митру), берет антимисную губку, начертывает ею знак креста над антиминсом и затем, положив губку в середину его, закрывает антиминс, а потом и илитон: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, затем левую и, наконец, правую. Диакон отдает кадило пономарю и, распоясав орарь и возложив как прежде на левое плечо, выходит северной дверью на амвон, где произносит благодарственную ектению: «Прости приимше…», которая заканчивается прошением: «Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Хор: «Тебе, Господи». При служении одним священником без диакона. Эту ектению священник произносит перед престолом. Священник, сложив антиминс, берет в руки Евангелие и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных) иначертывает Евангелием знак креста над антиминсом, воздвигая его на словах: «Отца» –на восток, «и Сына» – на запад, «и Святаго» – насевер и «Духа» – на юг. Затем он полагает Евангелие на антиминсе. Хор: «Аминь». Священник возглашает: «С миром изыдем» ивыходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи). Хор: «О имени Господни». Диакон (а если его нет, то священник) воздвигает правой рукой орарь и возглашает: «Господу помолимся», а затем поворачивается левым плечом к священнику и показывает орарем в сторону алтаря через открытые царские врата. Хор: «Господи, помилуй». Священник поворачивается лицом к алтарю и читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый…» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). В конце молитвыдиакон крестится, кланяется священнику и, пересекая солею, входит в алтарь через северную дверь, подходит к северо-западному краю престола, складывает руки, как для принятия благословения, полагая их ладонями на престол (правую поверх левой), а сверху приклоняет голову. Потребление Святых Даров После прочтения заамвонной молитвысвященник входит царскими вратами в алтарь и читает перед престолом диакону молитву на потребление Святых Даров: «Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия…» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). В конце этой молитвы священник благословляет крестообразно рукой голову диакона.Диакон отвечает: «Аминь», а затем крестится, отходит к жертвеннику и потребляет Святые Дары как на полной литургии. Примечание. После потребления Святых Даров необходимо обязательно замыть дискос, лжицу, копие и тарелочку для раздробления над чашей, и затем тщательно вытереть их насухо. При служении одним священником без диакона. Священник, после прочтения заамвонной молитвы, идет к жертвеннику, читает там молитву на потребление Святых Даров и при неспешном чтении 33-го псалма потребляет Святые Дары. Затем он тщательно умывает руки и уста и вкушает антидор и теплоту. Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды). Примечание. В Великую среду, после «Буди имя Господне…», полагаются три великих поклона с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. Чтец: «Слава, и ныне» и читает 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью). Во время пения 33-го псалма священник, по Служебнику, должен раздавать молящимся в храме антидор (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Но на практике это нигде не совершается, а антидор раздаётся пономарями после отпуста во время целования креста.
Отпуст и окончание литургии После окончания пения 33-го псалма священник, стоя в царских вратах, оборачивается к народу и, не выступая из царских врат, благословляет народ возглашая: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии). Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник берет с престола напрестольный крест, становится в царских вратах и, держа крест двумя руками на уровне своего лица, произносит великий отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и святаго (имя рек, егоже есть храм, и егоже есть день, затем святого следующего дня), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (см.: Приложения, Отпусты). На последних словах отпуста он осеняет крестом молящихся. Хор поет многолетие. Затем священник произносит проповедь, а после окончания её поворачивается лицом на восток и произносит: «Слава Тебе, Боже...» (трижды). Чтец читает благодарственные молитвы после причащения, затем «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...» и отпустительный тропарь. Священник в это время целует крест и даёт его для целования народу. После целования всеми креста священник снова осеняет им народ, возвращается в алтарь и полагает крест на место. Поцеловав его, он крестится и поклоняется перед престолом и целует его. Диакон (а если его нет, то сам священник) закрывает царские врата и катапетасму. Затем священник читает (или слушает чтение на клиросе) благодарственные молитвы (если он не прочитал их сразу после причащения), «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...» и отпустительный тропарь. После окончания чтенияна клиросе тропарей священник перед престолом вслух произносит отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасé т нас, яко Благ и Человеколюбец». После отпустасвященник целует престол и Евангелиеи разоблачается. Диакон после потребления Святых Даров проверяет антиминс, чтобы там не осталось даже мелких частиц. Далее он тщательно умывает руки и уста, вкушает антидор и теплоту, и, так же как священник читает молитвы после причащения, убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения, убирает с престола и жертвенника лампады и подсвечники, покрывает их покрывалом, а затем снимает священные одежды. Окончив Божественную службу, священнослужители после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.
Особенности соборного служения ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ Входные молитвы Литургия Преждеосвященных Даров предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных, которыесовершает чередной священник. По современной богослужебной традиции священнослужители читают входные молитвы в конце девятого часа после великих поклонов, во время чтения молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...». Все священнослужители, служащие литургию, перед началом совершения входных молитв становятся по сторонам святого престола в порядке старшинства. Предстоятель становится перед передней частью престола, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. По установившейся современной богослужебной практике на чтение молитв предстоятель надевает епитрахиль, остальные священники остаются в рясахбез епитрахилей. Священнослужители стоят на молитве с покрытой головой (кроме читающего их), в скуфье или камилавке, до целования икон начиная счтения тропаря: «Пречистому Твоему образу...», когда головные уборы снимаются всеми и больше не одеваются, так как далее следует молитва и вхождение в алтарь. Далее священнослужители совершают перед престолом три поклона с крестным знамением (престол не целуется), кланяются предстоятелю, каждый на своём месте и выходят из алтаря на солею. Выход на солеюсовершается в следующем порядке: предстоятель, священники, предстоящие по левую сторону (старшие впереди) и второй диакон – северной дверью; старший диакон, священники, предстоящие по правую сторону и третий диакон – южной дверью. Располагаются они на солее в таком порядке: предстоятель посредине перед царскими вратами, священники справа и слева от негопостаршинству (старшие впереди), диаконы: старший правее от предстоятеля на шаг сзади, второй слева от предстоятеля также на шагсзади, третий позади старшего диакона. Служащий священник после совершения молитвы прп. Ефрема Сирина с 3-мя поклонами остаётся на солее и в алтарь не входит, а после выхода священнослужителей на солею становится в ряду их на свое место. Предстоятель предваряет чтение молитв тремя поклонами с крестным знамением и со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды). Старший диакон: «Благослови, Владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш…». Старший диакон: «Аминь».«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Предстоятель: «Яко Твое есть Царство…». Старший диакон: «Аминь» и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». «Слава»: «Господи, помилуй нас…».«И ныне»: Милосердия двери…». Затем предстоятель обращается к местной иконе Спасителя, а старший диакон читает тропарь: «Пречистому образу Твоему…». В это время предстоятель полагает два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целует икону Спасителя и полагает третий земной поклон. За ним таким же образом прикладываются к иконе все священники впорядкестаршинства, аза тем и диаконы. Далее предстоятель подходит к местной иконе Пресвятой Богородицы, полагает два земных поклона и также целует её, при чтении старшим диаконом тропаря: «Милосердия сущи источник...» и полагает третий земной поклон. За ним таким же образом прикладываются к иконе и все священники впорядкестаршинства, аза ними и диаконы. Вслед за этим все священнослужители становятся на свои места, преклоняют головы, и старший диакон читает: «Ослаби, остави, прости Боже…». Далее предстоятель полагает один земной поклон и кланяется на обе стороны священнослужителям, испрашивая у них прощение со словами: «Простите ми, отцы святии и братие…». Священнослужители полагают также один земной поклон, кланяются предстоятелю иотвечают: «Бог тя простит, прости и нас отче святый». Затем предстоятель и все священнослужители поворачиваются на средину храма, совершают поклон народу и по одному поклону на оба хора, испрашивая прощение со словами: «Простите ми, отцы и братие, и сестры…». Все формулы прощения заканчиваются словами: «…елико согреших делом, словом, помышлением, и всеми моими чувствы». Далее старший диакон читает вслух стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…» и все священнослужители входят в алтарь. Вход в алтарь совершается в следующем порядке: предстоятель, священники, предстоящие по правую сторону (старшие впереди) и старший и третий диаконы – южной дверью; священники, предстоящие по левую сторону и второй диакон – северной дверью. В алтаре все становятся на свои места в том же порядке, как и перед выходом на входные молитвы. После входа в алтарь священнослужители полагают два земных поклона перед престолом. Затем предстоятель целует Евангелие и престол и, взяв в руку крест, целует его сам, и сразу же даёт его для целования диаконам.Диаконы целуют престол, с угла своей стороны, крест в руках предстоятеля и его руку. Священники целуют престол и крест, каждый со своей стороны престола. После целования престола священнослужители полагают третий земной поклон, кланяются предстоятелю, а предстоятель на обе стороны и все отходят на свои места для облачения в священные одежды. Диаконы испрашивают благословение на облачение у предстоятеля. Служащий священник после облачения и умовения рук, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы