Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слава: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.



И ныне: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже: Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Эти песнопения напоминают человеку о грехах его и о необходимости покаяния, потому, несмотря на продолжение полиелея, весь свет в храме выключается. Человек много согрешает, но его покаянное чувство имеет тенденцию притупляться и подчас о них человеку необходимо напоминать, отсюда и появление этих песнопений. Имеет этот воскресный день и особый канон, имеющий уже ярко выраженный покаянный характер, призывающий также к стяжанию мытарева смирения…

В конце службы о.Сергий, сказав расписание служб на следующий день, напомнил, что храм Новомучеников завтра празднует престольный праздник и что там завтра будет служить Владыка Феогност.

Литургия.

В этот раз, после достаточно долгого перерыва, я решил приехать на престольный праздник в храм, где и я сам некогда трудился. После длительного перерыва выяснилось, что изменились даже маршруты движения транспорта, ранее ходящего по улице Пионерской. Последняя оказалась сплошь застроенной непонятными сооружениями.

Вот, и территория храма. Ворота раскрыты настежь. Во дворе из строительных козлов сооружаются импровизированные столы для всеобщей трапезы после богослужения. Изначально такие были и в соборе, но потому из-за нехватки средств (все уходят в епархиальную казну и тратятся на строительство новх храмов) они были почти свернуты. Я вхожу в храм. Он полупуст. Тут выясняется, что здесь служилась ранняя литургия – в момент моего входа в храм о.Сергий Видяев говорит, рассуждая на тему второго пришествия Христова, а затем присутствующий народ подходит ко кресту. Архиерейский амвон уже поставлен и от входа к аналоя к иконам в центре храма постелена ковровая дорожка. На амвоне обычном расстелены орлецы и туда водружены аналои с иконами Христа Спасителя и Божией Матери, ранее стоящие по сторонам от амвона. Напомню, что предназначены они для чтения входных молитв – священнослужители прикладываются к ним, читая определенные тропари. Местные пономари и иподиаконы (а также псаломщики из причта Свято-Успенского собора) ходят туда и сюда. Таким образом, я ошибся, рассчитывая приехать ко времени, когда здесь традиционно начинается литургия. На деле ждать пришлось не менее десяти минут, пока начинается чтение часов. На середине чтения псалмов 3 часа открывается завеса и диакон (о.Николай Мотренко) кадит храм. Начинается чтение 6 часов, когда из алтаря выходит духовенство – о.Алексий Ковалев с подносом с напрестольным крестом и прочее духовенство: ключарь храма – о.Александр Беспрозванный, а также служивший раннюю литургию о.Сергий Видяев, клирик Свято-

Александро-Невского прихода о.Кирилл Вовк и о.Иоанн Лазурченко. Они останавливаются у входа в храм.

Вслед за ними ко входу направляются иподиаконы с мантией и архиерейским жезлом. Через пару минут в центр храма выходит протодиакон о.Евгений Габов с кадилом, а также архидиакон о.Сергий (Пугач) и диакон храма о.Николай Мотренко – сдикирием и трикирием. Начинается благовест. Чтец прерывает чтение и воцаряется ожидание. Вскоре благовест сменяется трезвоном, который в самом храме слышно плохо. И вот, Владыка входит в храм, которому преподносится букет цветов (который тут же уносится). Вслед за этим на него надевается клобук (вместо походной черной скуфии[51]), затем мантия и вручается архиерейский жезл. «Премудрость! » - Возглашает диакон о.Николай и хор начинает петь: «От Восток солнца до запад хвально имя Господне! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! » Архиерею подается напрестольный крест, который он лобызает, а затем и все духовенство целует Крест из его рук. Вся масса духовенства, стоящая в центре, устремляется в притвор. Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Наконец, чин встречи завершается. Духовенство снова строится в шеренги, а архиерей под пение «Достойно есть….»[52], исполняемое на греческом языке,.идет в храм. Он прикладывается к образу праздника, после чего идет к амвону. За ним следует та часть духовенства, что будет сослужить архиерею. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора духовенства, поющего величественно «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).», но не использующего необычные распевы, кои иной раз поются при этом чине… Архиерей восходит на архиерейский амвон, после чего к нему под благословение подходит та часть духовенства, которая будет ему сослужить, и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Местный хор, один из немногих пропускает пенснопение, почти всегда исполняемое при восхождении архиерея на архиерейский амвон, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[53] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[54] и большой омофор, [55] а также снова надевается панагия[56] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор при этом, сразу (когда Владыка воходит на архиерейский амвон для облачения) начинает петь: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся! » - Возглашает о.Николай и и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Облачившиеся для совершения литургии священники выходят в центр храма. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Александр Беспрозванный) и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения….

«Благослови Владыко! » - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона хор будущих регентов. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » Архиерей в это время встает с кресла, и оно убирается в сторону. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом - это видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не

нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[57] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство, которое поет нескролько нестройно и снова хор. Начинается пение тропарей и кондаков. Обычно в храмах в честь святых в этом случае поется тропарь воскресный, тропарь храма, кондак воскресный, кондак Триоди, кондак храма и песнопение «Предстательство христиан непостыдное….»[58]. На деле же все заканчивается пением кондака храма, который поет духовенство внедряемым сейячас в нашим храмах московским распевом (из храмов города он обычен толко для Свято-Троицкого храма).

И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

6К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

8Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

9Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

10А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

16Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Апостол ублажает ученика за его веру и верность и тут же говорит о гонения, начиная с горькой правды: все желающие жить благочестивы, будут гонимы. Их будут гнать, так как они, если не словами, то делами обличают мир в грехах их. Так уж повелось, что любой человек в обществе, отличающийся по своему поведению от него, для большинства выглядит ненормальным. Особенно же злобно реагирует общество на человека, отвергающего откровенно греховные наклонности, которые оно принимает. Особенно же озлобляет, если дела еще и сопровождаются словами, если человек устами своими свидетельствует миру, что дела его злы. Тогда гордость человеческая, как гордость фарисеев, гнавших Христа, скорей восстанет на говорящего правду, чем признает за собой какие пороки. Да и как может быть иначе, если гордость мир считает не грехом, а добродетелью? Обманщики же, как правило, льстят слушателю, говоря ему то, что тот хочет слышать, оборачивает свою ложь в красивую упаковку, дабы человек принял то, что ему говорят. Поэтому гордый человек скорей примет лжеца, который услаждает его слух, говоря ему комплименты и еще что-нибудь в этом роде, чем говорящего ему горькую правду. Но ложь низводит в бездну, как бы сладка она ни была, в то время как правда, горькая и неудобная, жгущая пуще огня, очищает и оправдывает.

И чтения праздника Новомучеников Российских. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в

который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его через цекнтр проносит, снова уходя в алтарь, диакон о.Николай Мотренко). Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 9Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Короткий, но какой значимый текст! Господь не случайно сравнивает фарисея и мытаря. Фарисеи были группой особых ревнителей Закона Моисеева, соблюдая его правила во всех мелочах. Мытарь же, согласно древнерусской терминологии (ибо те, кто писали славянское Евангелие, пользовались терминами, понятными для русского читателя Писания: вместо «динария» писали «пенязь», что означало монету литовского происхождения, равную стоимости десятой доли тогдашней копейки, а вместо «сандалий» - «сапоги», несколько погрешая против оригинального текста) – служитель таможни, а вовсе не сборщик налогов, как трактуют у нас чаще всего (сборщики налоги в древней Руси именовались ябедниками). Но так или иначе, но все эти чиновники набирались римскими властями из местного населения, а потому соплеменники их ненавидели, как предателей Отечества, тем более, что они наживались, обирая своих собратьев. Хуже того, они считались и предателями веры, поскольку работали на языческий Рим, а потому на них распространяли правило Закона Моисеева, запрещавшее общаться с язычниками и людьми, осквернившимися чем-либо. Однако ревнитель благочестия, придя в храм (двор храма, поскольку в сам храм Иерусалимский могли входить только священники), начинает хвалиться своей мнимой праведностью, восхваляет свои внешние дела. Мытарь же, зная, что на совести его – одно зло, только лишь кается пред Богом. Правда состоит в том, что согрешали в своей жизни оба, однако один не видит своих грехов, обличая всех вокруг себя, которым только и надо каяться. Он занят любованием своими добродетелями, рисует в своем воображении икону из самого себя и пользуясь своим знанием Закона, придумывает себе оправдание для любого своего поступка, любого греха, а раз любой его поступок в его глазах оправдан Законом, то и греха на нем нет. Осознав это, он любуется собой, украшая свой идол…. И это именно то, за что больше всего Господь обличал этих мнимых праведников, уверенных в своей чистоте и выставляющих свое благочестие напоказ. Именно эта гордость, все более ублажаемая человеком, становится бельмом в духовных очах человека, не дает ему видеть его грехи, делает духовно слепым. И рядом с ним – грешник, который не имеет никаких добродетелей, но осознающий свой грех, а значит, могущий изгладить его из души (поскольку он оплакивает его и даже бьет себя в грудь). Раскаявшись, он завтра оставит грех и изменит свой образ жизни, а значит, получит и оправдание. Уверенному же, что он праведен, а грешники – «эти люди» вокруг него, и менять ничего не надо – он сам себе икона…. А в это время невидимый им грех живет внутри него и расцветает. Завтра он прорвется наружу… А послезавтра смерть приведет человека пред Судом Божиим и конец его страшен, так как он воспринял то, что некогда Ангелов сделало демонами. Именно по этой причине данное Евангелие и читается для нас, дабы мы не забывали о важном и не путали важное с второстепенным. Внешние обряды – лишь вспомогательные средства и без внутренней духовной работы бесполезны. Главное же в духовной жизни – искоренение греховных навыков и этого не следует забывать, уклоняясь в обрядоверие, подобно фарисеям. А этот соблазн велик и в Новом Завете неоднократно случались ситуации, когда целые расколы случались из-за того, что люди считали внешние правила выше духовной жизни, выше Бога… В итоге они пошли путем фарисейским – путем отпадения от Бога. Но да не будет сего на нас.

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение


Поделиться:



Популярное:

  1. Exercise 1. Заполните пропуски соответствующей личной формой глагола to be.
  2. II. КАК ВЫЗДОРОВЕТЬ ОТ НЕИЗЛЕЧИМОЙ БОЛЕЗНИ ЗА ОДИН ДЕНЬ.
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III Всероссийский конкурс исполнителей на духовых инструментах «Дыхание музыки»
  5. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  6. IV. Облачение вызывателя духов
  7. IX. Духи медного кувшина доктора Фауста
  8. VI. Прочтите и устно переведите весь текст. Перепишите и письменно переведите 4, 5, 6, 7 абзацы.
  9. VII. Возвращение домой. Подведение итогов урока
  10. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .
  11. А.2.1 Проверка огнетушащей способности на защищаемой площади
  12. Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь