Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Логистически-диалектические модальности⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Символически-творительная модальность хороша в ситуации, когда новый объект или тему нужно охарактеризовать в целом, но не слишком конкретно: А вот это, познакомьтесь, Гервасий — наша восходящая звезда и надежда. (сим-твор) (начиная рассказ) Бывает в жизни по-всякому — иногда и улитка ежика со свету сживает. (сим-твор) Эта модальность при умелом использовании дает коммуникатору большой аванс — но экспромту лучше быть заранее тщательно подготовленным: — Вы не поверите: моя звезда взошла еще до моего рождения! (сим-твор) — (при встрече) Ах, Виолетта! Вы — словно райская птица, на минуту залетевшая в бренный мир! (сим-твор) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-творительную модальность. 1. — Мне нужна женщина — точнее говоря, любовница — и срочно. 2. — Зарабатываю я неплохо — две тысячи в месяц получается. 3. — Ухожу я из этой бренной обители... 4. — Пора баиньки, Лялечка. 5. — Так и живем — что ни день траву для коровы косим, воду таскаем, печь топим. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-творительной модальности. 1. — Ты правда на Эверест восходил, Софоний? 2. — Где твоя шапка, ребенок? 3. — (при встрече) Ой, Меланья! 4. — Ну, прощай, Самуил! 5. — (уныло) Не везет мне всегда и во всем... Упражнение. Сформулируйте в символически-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Отрицание тотальное приватное своей вины перед любимым. 2. Обвинение лживое приватное некрасивое куклы. 3. Извинение приватное серьезное перед новым знакомым. 4. Требование важное неукоснительное к пятилетней дочери. 5. Просьба вежливая настойчивая к нерадивому подчиненному. Символически-осуществительная модальность часто используется большими начальниками, когда им надо похвалить коллектив за хорошую работу (например, на юбилее фирмы): — Наша корпорация несется среди конкурентов, как могучий слон среди лошадей, покоряя клиентов своим боевым кличем и раскрасом. (сим-твор) Эта же модальность с успехом применяется родителями при воспитании детей всех возрастов: — (уговаривая чадо поесть) Я не могут на тебя смотреть — вылитый Кощей! (сим-осущ) — Прекрасная девушка, твоя Агнесса, — но ведь это совсем не последняя песня в твоем репертуаре? (сим-осущ) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-осуществительную модальность. 1. — Пора чистить зубы и укладываться, Рафик. 2. — Привет, Людвиг! 3. — Неожиданная неприятность, дорогой: у нас рухнул потолок в спальне. 4. — И что? И ничего! 5. — Ах! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-осуществительной модальности. 1. — Где ты забыл свои часы, интересно, и у кого? 2. — Чужая душа — потемки, Паисий, — не так ли? 3. — Засыпаешь, доченька? 4. — И что ты такой веселый, Парфен? 5. — Вставай и марш в школу, бездельник! Упражнение. Сформулируйте в символически-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Обида прямая публичная горькая на непослушное домашнее животное. 2. Угроза прямая слабая публичная начальнику. 3. Увещевание публичное сына, растерявшего остатки уважения к матери. 4. Приветствие дома мужа, вернувшегося позже обычного. 5. Попытка знакомства в море с седеющим господином в ластах и маске. Символически-растворительная модальность — самая тонкая из всех логистически-диалектических. Она очень эффектна — если правильно подобрать образ или метафору, или пословицу; однако она же может показаться легковесной, если применять трафареты: — Жизнь моя катится под откос. (сим-раст) (сочувствуя по случаю тяжелой потери) Бог дал — Бог и взял, голубушка. (сим-раст) — Не надо поручать свою работу чужим агентствам: заставь дурака Богу молиться — он лоб расшибет! (сим-раст) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-растворительную модальность. 1. — Остап снова женится. 2. — Не приведи Господь с тобой еще раз увидеться, Патрикей! 3. — Не смеши меня, Салтан. 4. — Ну, пришел я к тебе незваным — так гнать сразу в шею, что ли?! 5. — Я до грибов не охотник, и мяса тоже не ем... Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-растворительной модальности. 1. — Ты мне друг, Пафнутий? 2. — Эта конструкция мне представляется весьма надежной, Пантелеймон. 3. — Какая радость тебя снова увидеть, Руфина! 4. — Как живешь-поживаешь, Кирила? 5. — Ну, пошли, Флориан? Упражнение. Сформулируйте в символически-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Повторное приглашение нового знакомого в гости. 2. Предъявление претензий косвенное старой подруге. 3. Поддержка приватная принципиальная новой знакомой. 4. Комплимент подготовленный приватный стареющей даме. 5. Обещание трудноисполнимое ответственное подчиненному коллективу. Содержательно-творительная модальность может оказаться чересчур прямолинейной; нужно учитывать, что она — самая плотная из логистически-диалектических, и не настаивать на ней слишком долго, иначе вы можете создать впечатление наивного-прямолинейного ребенка: — Я расскажу вам сказку Александра Пушкина о попе и его работнике Балде. (сод-твор) (без подготовки) А давай поужинаем?! (сод-твор) Вот я тебе сюрприз заготовила — свитер на зиму. (подает сверток) (сод-твор) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-творительную модальность. 1. — Ты только свистни — и я мигом прискачу! 2. — (на производственном совещании) Мы из года в год прыгаем выше себя — и до сих пор не расшиблись. 3. — Прошу понять меня правильно. 4. — Всяк кулик свое болото хвалит. 5. — Ты меня зря не хвали — вознесусь выше неба! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-творительной модальности. 1. — Ты меня помнишь, Созонт? 2. — (по телефону) Алло, это Мокей Изяславович! 3. — Ну, Марьюшка, пора тебе ужин свой заканчивать. 4. — Опустела наша деревня за полвека. 5. — (уходя из гостей) Растворяюсь в чистом воздухе... (прощально машет рукой) Упражнение. Сформулируйте в содержательно-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Представление в гостях своего нового мужа. 2. Поручение ответственное неотложное семилетней дочери. 3. Возложение ответственности публичное на делового партнера. 4. Предложение неофициальное приватное жене поужинать. 5. Донос устный истинный собаке на брата. Содержательно-осуществительная модальность — очень «рабочая», нередко весьма приземленная — но без нее порой никак не обойтись, и не нужно пытаться заменять ее альтернативными: Тебе необходимо держать спину прямо, Сема. (сод-осущ) Я тебе дам свой учебник по русскому — до завтра; а завтра ты мне отдашь тогда свой пирожок с повидлом. (сод-осущ) Извините, этот визит не входит в мои планы. (сод-осущ) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-осуществительную модальность. 1. — Ну и ну! 2. — Получи, фашист, гранату! 3. — Цыц, малявка! 4. — Получив руководство, вы можете приступить к его исполнению. 5. — Свершилось — слон в лесу сдох! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-осуществительной модальности. 1. — Почему ты плачешь, девочка Женечка? 2. — Хорошо в стране советской жить, Терентий? 3. — Ну хоть улыбнись на прощание, Оксана! 4. — Где вы живете, Сидор — в каком городе? 5. — Представьтесь обществу, молодой человек. Упражнение. Сформулируйте в содержательно-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Объявление форс-мажора близкому родственнику. 2. Сочувствие престарелому родственнику, прикованному к постели надолго. 3. Прощание с другом ненадолго. 4. Признание приватное своей небольшой вины перед учителем за недавно содеянное. 5. Предложение публичное существенной помощи учителю. Содержательно-растворительная модальность может показаться чересчур прямолинейной и грубой; ею не следует злоупотреблять, но иногда она — единственно уместная: Пелагея, прекрати лгать! (сод-раст) Извините, Антуан, мой энтузиазм по вашему адресу иссяк. (сод-раст) Пруд весь высох. (сод-раст) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-растворительную модальность. 1. — Это тебе, Демьян, по плечу! 2. — Где бы мне здесь серой мышкой схорониться? 3. — А вот и новости: Фаддей приехал! 4. — А если американский доллар крякнется, то и всей Европе хана. 5. — Ты, Рюрик, ясным соколом-то не улетай, обожди крылья распускать! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-растворительной модальности. 1. — Держи, в общем, нос по ветру! 2. — Ты пойми, Дарья: потом поздно будет искать ветра в поле. 3. — Неужто Нектарий появился? Целый и невредимый? 4. — Зачем тебе под венец, Наина? Рано! 5. — Добро пожаловать в наши края, Маврикий! Упражнение. Сформулируйте в содержательно-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Усмирение ученика, бунтующего попусту. 2. Заявление приватное мужу о своих неотъемлемых правах. 3. Признание приватное своей неспособности осуществить задуманное. 4. Жалоба на родителей, не пускающих на волю, кукле. 5. Похвальба школьника перед соучениками. Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей: 1. (сим-твор) — (сод-осущ) 2. (сим-твор) — (сод-раст) 3. (сим-твор) — (сим-осущ) 4. (сод-твор) — (сим-осущ) 5. (сод-твор) — (сим-твор) 6. (сод-твор) — (сим-раст) 7. (сим-осущ) — (сод-осущ) 8. (сим-осущ) — (сод-раст) 9. (сим-осущ) — (сод-твор) 10. (сод-осущ) — (сим-раст) 11. (сод-раст) — (сим-осущ) 12. (сим-раст) — (сод-твор) 13. (сод-раст) — (сим-раст) 14. (сим-раст) — (сод-осущ) Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-диалектических модальностей. 1. — Вам еще не надоела Ваша работа, Поликарп? 2. — Почему у папы утром такой хмурый вид? 3. — Прости, Шустрик. 4. — А мне эта идея не нравится, Епифан! 5. — До свидания, Леонтий — не скорого. Упражнение. Переведите следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-диалектических модальностей. 1. — (резко) Немедленно извинись, Демьян! 2. — Устройство мира неизменно — увы, Тристан. 3. — Этим летом я предпочитаю горные походы. 4. — Кран течет, и это опасно для жильцов, Корней. 5. — Это еще не всё, Агния. Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод-твор, партнер — сим-раст; б) протагонист — сим-осущ, партнер — сод-раст; в) протагонист — сод-раст, партнер — сод-осущ. 1. Пастух Игнатий готовит племенного быка Гелиоса к знакомству с его коровой Томой, описывает ее характер и просит быть поделикатнее. Гелиос — уверенный в себе бык, хорошо знающий коровью природу, успокаивает Игнатия. 2. Лукерья, поклонница звезды эстрады Клависсии, прорывается к ней с цветами и благодарным восхищением после концерта в городе Заможае. Звезда утомлена и капризна, но к поклоннице благоволит. 3. В туристическое агентство «Ниагара» приходит капризная и подозрительная клиентка, которая сама не знает, чего хочет, но всюду ждет подвоха и обмана. Ее принимает и пытается продать путевку молодой сотрудник «Ниагары» Протас. 4. Старшая жена гарема шаха Абдуллы Зульфия встречается в первый раз с новой женой шаха Гюльчатай и объясняет ей правила жизни в гареме. Гюльчатай далеко не со всем согласна, но возражать прямо пока не решается. 5. Студентка-первокурсница Агния пытается вытащить своего отца на студенческий праздник. Отец отговаривается. Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод-осущ, партнер — сим-осущ; б) протагонист — сод-твор, партнер — сод-раст; в) протагонист — сим-раст, партнер — ян-твор. 1. Первоклассник Виля интересуется тайной своего рождения. Его мама пытается смазать тему, но он не дает, ссылаясь на мнения одноклассников. 2. Аграфена рассказывает своему новому кавалеру Аникею про живущего у нее столетнего попугая Клавдия и свои взаимоотношения с ним. Аникею рассказ не нравится, но возражать прямо он не решается. 3. Петух Мефистофель, сидя на заборе, развлекает своего друга цепного пса Кубика рассказами о том, что он (петух) видит за забором и вдали. Кубик комментирует рассказы Мефистофеля. 4. Складской пес Елизарыч уговаривает свою новую знакомую болонку Дуню незаметно скрыться из-под неусыпного наблюдения дуниной хозяйки Изабеллы и совершить небольшую экскурсию по местным помойкам. Дуня в нерешительности. 5. Пес Шустрик уговаривает своего хозяина — мальчика Евсика — бросить школу и посвятить себя прогулкам. Евсик пытается объяснить Шустрику, зачем ему нужна школа, но Шустрик выставляет свои аргументы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы