Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретические положения У. Петти и экономические воззрения П. Буагильбера.
Первыми представителями классической экономической школы были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Уильям Петти (1623-1687) – основоположник классической политэкономии вообще и, прежде всего в Англии. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника в г. Ромси. Обучаясь в городской школе, отличался природными способностями, с легкостью постигал изучаемые дисциплины, особенно латынь. Трудовую деятельность начал рано, с 14 лет ушел из родительского дома, нанявшись корабельным юнгой. По воле случая оказался во Франции, где благодаря знанию латыни был принят в Каннский колледж, и здесь изучал греческий, французский языки, математику, астрономию. В 1640 г. У. Петти вернулся в Лондон, а затем, в возрасте 20 лет продолжил образование в области медицины, обучаясь в Амстердаме, Париже и потом в Оксфорде. В 1650 г. в 27 лет получил степень доктора физики медицины. Затем был назначен на должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии. Здесь, проявив предприимчивость при выполнении правительственного подряда по составлению политической карты Ирландии, смог заработать значительную сумму денег (более 9 тыс. ф.ст.) и приобрести крупные земельные владения. В 1661 г. в 38 лет У. Петти был возведен в рыцарское звание и был избран в английский парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли. Наиболее важными его работами являются: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682), в которых ясно прослеживается неприятие протекционистских идей меркантилистов. Предмет и метод. Предметом изучения У. Петти является сфера производства. Методологической особенностью было обращение к понятию «естественных» законов экономики. Основные теоретические положения. В отличие от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли, дома, корабли, все товары. Таким образом, богатство создается в сфере материального производства, (а не в обращении). Петти отрицает участие торговли и торгового каптала в создании богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов, которые лишь заняты распределением продукции, созданной в промышленности и сельском хозяйстве. У. Петти называет два основных фактора производства: труд и земля. «…Нам следовало бы говорить, - писал он, - что стоимость корабля и сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль и сюртук – произведены землей и человеческим трудом». Эта же мысль сформулирована в другом его высказывании: «Труд есть отец…богатства, а земля – его мать». Деньги У. Петти не считал богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот. Указывал, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы. У. Петти проявил себя как сторонник количественной теории денег. Он ввел понятие денежной массы, необходимой для обращения в стране, т.е. для торгового оборота. Говорил, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей. Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен. В качестве главной функции денег он называл средство обращения. Цена и стоимость. Отрицание меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с трактовкой богатства и путей его приумножения. Петти выяснял внутренние зависимости и сущность экономических явлений. Это проявилось, прежде всего, в его учении о стоимости. У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, которая стала одной из основополагающих идей классической политэкономии. Петти различал внутреннюю стоимость товара и рыночную цену, которые называл соответственно «естественной ценой» и «политической ценой». Рыночные цены колеблются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Рыночная цена выражается определенным количеством серебра. Внутреннюю основу рыночной цены составляет «естественная цена», то есть стоимость. У. Петти дает своеобразное определение стоимости. Стоимость он определял затраченным трудом, а именно, трудом, затраченным на добычу серебра как денежного материала. Так, естественной ценой (стоимостью) хлеба он считал количество серебра, на которое затрачено такое же количество труда, как и на производство хлеба. По Петти, труд является источником естественной цены (стоимости), а ее величина определяется затратой рабочего времени. Если производительность добычи серебра повысится вдвое, то вдвое понизится стоимость серебра, и вдвое повысится цена хлеба в серебре. На основе этих рассуждений был преодолен меркантилистский взгляд о том, что источником стоимости и прибыли является сфера обращения. Доходы. Опираясь на теорию трудовой стоимости, У. Петти дает трактовку заработной платы, ренты, процента – основных видов дохода. Заработная плата определяется как естественная цена труда, в основе которой лежит стоимость минимума средств существования рабочего. Петти был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае работник будет трудиться с достаточным напряжением сил. Такое же понимание заработной платы как цены труда, определяемой минимумом средств существования рабочего и его семьи, содержится в учении Т. Мальтуса и Д. Рикардо. Земельная рента (Петти опирался на примеры из сельского хозяйства; рента являлась наиболее типичным для того времени видом прибыли) представляет собой прибавочный продукт, оставшийся после вычета из общего продукта издержек (на заработную плату и семена). Таким образом, рента (прибыль) как часть общего продукта, имеет трудовую природу, в отличие от взглядов меркантилистов, которые источником прибыли считали торговлю. Рента в денежном выражении – это количество серебра, равное этому прибавочному продукту. Впервые он дал определение дифференциальной ренты, указал на зависимость ее величины от плодородия и местоположения земельных участков. Процент Петти называет денежной рентой, доходом, производным от земельной ренты. Он пишет, что процент должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги».Уровень процента он определил как отношение ренты к цене земли. Цена земли не укладывалась в схему, по которой в основе цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не является продуктом труда. Ее покупают, чтобы иметь стабильный доход для содержания семьи. Поэтому цену земли Петти определяет как сумму рент за период совместной жизни трех поколений, равный 21 году. Следует отметить также, что У. Петти создал экономическую статистику («политическую арифметику») и предложил метод исчисления национального дохода и один из первых перенес в экономическую теорию математику. В отличие от меркантилистов, У. Петти исходил из различия сущности и явления. Он не ограничивался описанием экономических явлений, связей между ними, а пытался объяснить их, выявить сущность происходящих процессов. Проложил путь от внешних к внутренним связям, понимаемым как закон существования явлений. Тем самым он перешел на путь научного анализа экономической жизни. Начиная с У. Петти, экономисты исследуют внутренние зависимости, законы экономических явлений, следовательно, политическая экономия действительно становится наукой. Научные положения У. Петти получили развитие в трудах виднейших английских представителей классической политэкономии – А. Смита и Д. Рикардо, Т. Мальтуса. Франция по уровню экономического развития во второй половине XVII в. отставала от Англии. В стране господствовал феодальный строй. Капиталистический уклад развивался медленно. Крестьяне, составлявшие основную массу населения, были лично свободными, но не имели достаточных средств для организации собственного производства, вели в основном натуральное хозяйство. Они выполняли многочисленные феодальные повинности, платили государственные и церковные налоги. Кроме того, правительство проводило политику низких цен на хлеб, что снижало доходность крестьянского хозяйства. Его вывоз за границу запрещался. Все это ограничивало возможности для развития торговли и предпринимательства. Бесконечные войны и расходы на содержание королевского двора истощали государственные финансы и требовали новых налогов. Особенности развития Франции этого периода нашли отражение во взглядах Пьера Буагильбера (1646-1714) – основоположника классической экономической науки во Франции, противника меркантилизма и одного из первых экономистов-либералов. П. Буагильбер не был профессиональным экономистом. Сын норманнского дворянина, юриста, Буагильбер получил юридическое образование, и многие годы являлся генеральным начальником судебного округа Руана. Высокое общественное положение побудило его разобраться в экономических причинах низкого уровня жизни крестьянства в провинциях Франции на рубеже XVII-XVIII вв. В развитии аграрного сектора он видел ключ к становлению во Франции прогрессивного буржуазного хозяйства, что дает право считать его предшественником физиократов. Ему принадлежат работы «Подробное описание Франции» (1695-1696), «Обвинение Франции» и «Трактат о природе богатства» (1707) и другие. В них П. Буагильбер дает характеристику кризиса экономики Франции в целом и сельского хозяйства в особенности и выступает с резкой критикой правительства. Главной причиной слабого развития страны он считал ошибочную экономическую политику Кольбера и многократно обращался к правительству с обоснованием необходимости проведения реформ. Тем не менее, поддержки своих идей со стороны министров он не получил – правительство Франции продолжало придерживаться политики протекционизма. Основные теоретические положения. П. Буагильбер пришел к выводу, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей (потребительных стоимостей). Источником богатства П. Буагильбер считал не обмен, а сферу производства, а именно сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции. В связи с этим выступал против политики промышленного протекционизма Ж.Б. Кольбера, которая из-за налогов на крестьянское население и установления низких цен на сельскохозяйственную продукцию вела к разорению аграрного сектора. Соответственно, он выступал против меркантилизма в целом. П. Буагильбер, независимо от У. Петти, дал обоснование трудовой теории стоимости. Он различал «рыночную цену» и «истинную стоимость». Рыночные цены случайны, а величина «истинной стоимости» определялась затратами труда, которые могут быть измерены рабочим временем, приходящимся на одну единицу товара. Условием нормального экономического развития страны он считал пропорциональное распределение труда между отраслями и беспрепятственный обмен результатами их труда. Это может быть достигнуто при свободной конкуренции между производителями. Рабочее время, приходящееся на одну единицу товара при таком пропорциональном распределении труда, и составляет его «истинную стоимость». Стоимость проявляется, по его мнению, в пропорциях между обмениваемыми товарами, содержащими равные затраты труда. «Истинная стоимость» – основа пропорционального обмена. П. Буагильбер выдвинул концепцию рыночного равновесия, которое автоматически устанавливается на основе нормальных цен, обеспечивающих возмещение издержек и чистый доход. Условием формирования такой системы цен является свободная конкуренция, отмена государственного контроля над ценами. Считается, что именно в этот период возникает термин laissez faire, который означает свободное развитие без вмешательства государства - «пусть все идет само собой». Деньги. В противовес меркантилистам П. Буагильбер указывал, что деньги – не богатство, а только средство обращения. Он писал: «Совершенно очевидно, что сами по себе они не являются благом, и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». Одним из первых считал, что металлические деньги - золото и серебро - с успехом могут быть заменены бумажными деньгами. У. Петти и П. Буагильбер почти одновременно выступили как первые представители классической школы. Но особенности развития Англии и Франции, связанные с политикой меркантилизма, повлияли на различияв их теоретических концепциях. В Англии меркантилистская политика значительно ускорила накопление капитала и развитие экономики. Капитализм развивался как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Во Франции политика промышленного протекционизма привела к росту мануфактурного производства в отдельных отраслях, но одновременно ухудшилось положение сельского хозяйства, что привело к обнищанию значительной части населения. Поэтому У. Петти отдавал приоритет промышленности и был идеологом промышленной буржуазии. П. Буагильбер выступал в защиту сельского хозяйства и выражал интересы мелкой буржуазии. У. Петти расстался с меркантилистскими взглядами, но не вел активной борьбы с ними. П. Буагильбер относился к меркантилизму резко отрицательно и считал борьбу против него своей важнейшей задачей 9. Основные положения учения физиократов «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. Франсуа Кенэ (1694- 1774), признанный лидер и основоположник учения физиократов — специфического течения в рамках классической политической экономии. Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства. По словам Ф. Кенэ, именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства. Ф. Кенэ, как и другие авторы первого этапа развития классической политической экономии, не является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля (под Парижем), восьмой из тринадцати детей крестьянина — мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать медиком, в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант. В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еше более почетную «службу», и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных для здоровья физических упражнении собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства. По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он даст согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и д'Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др. Принципы методологии В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию. Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов — естественного порядка, — необходимых для осуществления государственного руководства. Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не провели методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями. Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы