Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схема анализа психотерапевтического дискурса.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
[334] Утверждение реальности бессознательного есть, как известно, ядро психоаналитического теории, ее сущность. Все, что можно с достоверностью узнать о его природе -это общий способ, при помощи которого бессознательные влечения в качестве интенциональных актов организуют и трансформируют опыт субъекта. Различие между сознательным и бессознательным ментальным актом состоит в том, что последний выполняется без референции к субъекту, который, таким образом, остается в неведении относительно собственных намерений. Такое понимание созидающей (конститутивной) функции бессознательного дает возможность прагматически интерпретировать дискурс клиента с точки зрения имеющихся в нем разрывов (" зияний" ), которые и выступают индикаторами глубинных проблем. А поскольку центральным моментом психоаналитической терапии принято считать установление связи сознания (Эго) с вытесненными содержаниями и представлениями, то понятно, почему заполнение разрывов и лакун в дискурсе клиента является действенным способом оказания ему психологической помощи. Это, собственно, и есть форма присутствия речевых аналитических техник в глубинной психотерапиикак таковой. Примечания Глава 1 1 Все эти книги уже вышли: Р.Р.Гринсон, " Техника и практика психоанализа", Воронеж, 1994; Ф.Перлз, " Гештальт-подход и свидетель терапии", Москва, 1996; Д.Фэйдимен, Р.фрейгер, " Теория и практика личностно-ориентированной психологии", Москва, 1996. А тогда у нас были только старые (ермаковские) издания Фрейда и одна-единственная книжечка Юнга, " Архетип и символ" (1991). 2 К. Рудестам. Групповая психотерапия. — М., 1990. 3 " Московский психотерапевтический журнал" начал выходить в 1992 г. 4 " Техники психологического консультирования", " Экопси", 1993. 5 В.Макдоиальд. Руководствопо субмодальностям (психотерапия новой волны). -Воронеж: НПО " МОДЭК", 1994. - 89 с. 6 Москва, " Алетсйа", 1998. 7 Может быть, несколько смягченной позицией отличаются преподаватели, читающие общие курсы по психологическому консультированию и психотерапии. На лекциях им приходится излагать различные точки зрения на природу и сущность психотерапевтической деятельности. Однако практически (здесь я опираюсь на свидетельства более двух десятков коллег) в практической работе с клиентами большинство предпочитает какой-то один любимый подход. 8 См. р-ты Г.Элленбергера, Э.Рудинеско, Ф.Александера и Ш.Селесника (есть русский перевод), Л.Шертока и др. 9 Симферополь: Таврида, 1993. — 286 с. Глава 2 10 Известный психоаналитик, главный редактор " Международного журнала психоанализа" и " Международного психоаналитического обозрения", президент Европейской психоаналитической федерации, обучающий и практикующий аналитик клиники Маудсли (Лондон). 11 Анализу сновидений посвящена отдельная (седьмая) глава настоящей книги. 12 Это выражение М.Фуко можно использовать как определение. 13 По классификации Э.Гловсра [см.б7, с.155]. 14 Межсистемными называются конфликты между отдельными психическими системами (эго и ид, эго и суперэго), внутрисистемными — противоречия в одной и той же системе (например, конкурирующие влечения). 15 Термин М.Кляйн, см. об этом далее. [336] 16 Стремление рассматривать естественно происходящие процессы как результат чьей-либо деятельности, в данном контексте — чаще всего злонамеренной. 17 " Культурная сексуальная мораль и современная нервозность", рус.пер. см. в [74, с.15-34]. Глава 3 18 Хорошей литературной иллюстрацией может служить роман Ф.Скотта Фитцджеральда " Ночь нежна". 19 Способов выражения, психических репрезентаций (например, образов объектов влечения или представлений о формах удовлетворения). 20 Коммунитас — понятие, введенное известным этнологом В. Тэрнером для характеристики образа жизни примитивных сообществ. Этим термином он обозначал особый тип близких, дружественных отношений, " опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека и дающий глубинное переживание общности со всем человечеством", состояние, в котором каждая личность переживает во всей экзистенциальной полноте существование другой. Нормативная коммунитас — это " место, где экзистенциальная коммунитас формируется как прочная социальная система", а идеологическая коммунитас есть претензия общества или системы на организацию соответствующего опыта как главной ценности своих членов [см. 68, гл. 3, 4]. 21 В лакановском смысле этого слова, см. раздел 6. 22 См. об этом подробнее в параграфе 5.5. Глава 4 23 Программное для глубинной психологии, не случайно так называется одна из ключевых по данной проблематике работ К.Г.Юнга. Правда, последний не рассматривает процесс личностного роста (индивидуацию) столь односторонне и прямолинейно. Под таким названием эта работа Ференци увидела свет на английском и французском языках. 25 В переводе Мориса Ваксмахера. 26 В психоаналитическом понимании этого слова — привычный способ взаимодействия эго с внешней и внутренней реальностью (требованиями ид и супер-эго). 27 Метонимия — фигура речи, смещающая субъект или объект действия (" весь город об этом говорит" — вместо " жители города" ). 28 Разумеется, в описываемом случае стрелки идут в обратном направлении. 29 Мимесис — воспроизведение, копирование, имитация одним объектом (телом) движений, поведения, переживаний другого. [337] 30 Принято различать позитивную и негативную формы комплекса — нс хорошую и плохую, а прямую и обратную (как фотография и негатив). Любовь к родителю противоположною пола — это прямая форма, а привязанность девочки к матери или мальчика к отцу — обратная. Отто Ранк считал, что в эдиповом комплексе биологический компонент влечения направлен к родителю противоположного пола, а психологический, соответственно, к другому. 31 Отдельно в главе 6 рассматриваются взгляды Ж.Лакана по этой проблеме. 32 См. прим. 14. 33 Выбор объекта по типу опоры, в данном случае — выбор (в качестве объекта влечения) заботливой любящей женщины, похожей на мать. 34 По Юнгу, границы психологической и личностной зрелости сильно сдвинуты к концу жизни. Он был не склонен считать по-настоящему взрослыми даже 30-летних, за что и подвергался упрекам в идеализации старости. Глава 5 35 Локус контроля или уровень субъективного контроля личности (УСК) — понятие, введенное Дж. Роттером [120] для характеристики того, где именно субъект локализует контроль за событиями собственной жизни — вовне или в себе самом. Здоровые, зрелые и социально успешные индивиды, как правило, обладают внутренним локусом контроля. Существуют методы диагностики этого личностного свойства, наиболее распространенным в отечественной традиции является вопросник УСК [см. I]. 36 Виктимность — бессознательное стремление стать жертвой трагического происшествия. 37 Буквально это слово значит " держать на руках". 38 Аутизм — это тяжелая форма психопатологии (в частности, при шизофрении), при которой человек практически полностью отказывается контактировать с внешним миром. Аутичные дети могут сутками сидеть в углу, лицом к стене, не двигаясь, ни с кем не разговаривая, нс проявляя никакого интереса к окружающей действительности. 39 Рус. пер. см. в сборнике ее работ под общим названием " Культура и мир детства" - М.: Наука, 1988 - 429 с. 40 " Окнофил" — буквально " любящий цепляться, держаться" (от греческого okneo — ухватывать, удерживать). Слово " филобат" образовано по аналогии с " акробат" — ходящий по краю пространства; а филобат — ходящий по краю любви. 41 Русское местоимение " Я" нс передает оттенков смысловых различий. Я как " Эго" — сознание и самосознание личности, Я как " сэлф" — сущность, индивидуальная природа личности (в юнгианстве и других подходах — в частности, Кохутом — используется понятие " Самость" ). 42 В диалоге" Пир". [338] 43 Ф.Перлз так просто бравирует своими трансферентными злоупотреблениями — это, по-моему, один из основных мотивов книги " Внутри и вне помойного ведра". Впрочем, его последователи (И. и М.Польстер, С.Женжер) склонны занимать более сдержанную позицию. Глава 6 44 Намного раньше сходные идеи развивал известный американский философ Чарльз Сандерс Пирс [1191, предложивший описывать прагматику человеческой жизни при помощи очень похожих категорий Первичности, Вторичности и Третичности. 45 Очерк О.Паса называется " Дохляк и другие крайности" [см. 50). 46 По выражению Хайдеггера. 47 Любое выражение понимается буквально. " Не могу сказать, что боюсь" — боюсь и не могу в этом признаться, и т.д. 48 Форма сексуального извращения, состоящая в подглядывании за интимными действиями другого человека — обнажением, половым актом и т.п. 49 Перверсия — принятый в клинике термин, обозначающий извращение. 50 Концепцию смысла как эффекта, происходящего " на поверхности" соприкосновения вещей (событий) и их описаний см. у Ж.Делеза [14]. Не могу удержаться от упоминания совершенно потрясающей книги 51 Барбары О'Брайен " Операторы и вещи" (М.: Класс, 1996). Это " необыкновенное путешествие в безумие и обратно" — документальная история психотического фантазма, записанная самой больной после выздоровления. 52 Перевод А.В.Гавриленко, А.П.Толочко. 53 Лакан называет его объектом 'а'. 54 Перформатив — тип высказывания, эквивалентный действию или поступку. Например, " я пишу" есть сообщениеоб акте писания, а нс сам этот акт, в то время, как " я прошу" — это и есть сам акт просьбы, а нс информация о ней. 55 Как пишет Лакан, " во всем своем совершенстве" — это себя сознающее, всс-сознающее существо у Гегеля, это истина как не-сокрытость, не-потаенность (алстсйя) у Хайдеггера и т.п. Глава 7 56 Сравнение аналитика с археологом принадлежит самому Фрейду, эту метафору он использует в работе " Конструкции в анализе" [76]. 57 Дневными остатками Фрейд называл реальные события (обычно недавние), которые в искаженном и переработанном виде представлены в сновидениях. 58 По мнению Ю.Кристевой [ИЗ], говорящий субъект расщеплен между сознанием и бессознательным, т.е. одни и те же речевые формы [339] воплощают как сознательные намерения говорящего, так и вытесненные содержания, которые человек не способен вспомнить, и в то же время нс может забыть. 59 Это второй том " Семинаров" Ж.Лакана. 60 Термин Лакана, посредством которого обозначается особый статус вытесненного в структуре Символического. Говоря о насильственном исключении вытесненных переживаний или воспоминаний, психоаналитик подчеркивает присущий им динамизм: вытесненное, будучи " невидимым" для Эго, оказываег мощное влияние на поведение и действия субъекта. В данном случае о присутствии такого вытеснения свидетельствует аффект страха. 61 В одном из своих последних семинаров Лакан предложил рассматривать Реальное, Воображаемое и Символическое в качестве трех колец, соединенных четвертым — симптомом. 62 Имагинация — по-латыни " воображение", имаго — " образ". Как видим, древние рассматривали воображение прежде всего как создание образов. Прилагательное " имагинативный" означает " относящийся к воображению" или " образный", но ни в коем случае нс " воображаемый" в лакановском понимании этого слова. 63 По-моему, это сюжет одного из рассказов Александра Грина. 64 См. об этом подробнее в его работах — таких, как " Aion", " Воспоминания. Сновидения. Размышления", " Психология и алхимия" и др. 65 На одной из книжных полок у меня стоят фигурки котов и кошек. 66 Ж. Делез.Фуко. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. — 172 с. 67 Известный в Северной Европе мифологический сюжет: смерть в виде охотника, война как охота демонических существ. 68 Фильм напряженного действия, " психологический боевик". Глава 8 69 Киев: Софии Ltd., 1996 г. 70 Универсум традиционно понимается в философии как " все сущее", " мир как целое". 71 См. подробнее о них в более ранней работе [24]. 72 См., например, недавно переведенную у нас работу Э.Гловера " Фрейд или Юнг" — СПб.: Академический проект, 1999. — 206 с. 73 Ср. формулировку парадокса Мура: " Идет дождь, но я так не считаю" с утверждением типа " Муж обеспечивает семью, но я так думаю". 74 Клиент произносит, например, фразу " Не могу сказать, что я свою жену ненавижу", полагая, что ее смысл состоит утверждении, что он нс испытывает ненависти к жене. На самом деле значение фразы — в том, что он нс может сказать о своей ненависти. Литература 1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля / Психол. журнал, 1984, № 3, с.152-162. 2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. — М.: Ad Marginem, 1999. - 432 с. 3. Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, 1997. — 336 с. 4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.-К.: Рефл-Бук, Ваклер, 1999. - 336 с. 5. Бодрийяр Ж. О совращении / Ad Marginem '93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. — с. 324 — 353. 6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 258 с. 7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. —М.: Добросвет, 2000. - 387. 8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 368 с. 9. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 336 с. 10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 1998. - 80 с. 11. Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. — М.: Класс, 1999. — 176 с. 12. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 117 с. 13. Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — Воронеж: МОДЭК, 1994. - 491 с. 14. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академия, 1995. — 298 с. 15. Делез Ж. Ницше. — СПб.: Аксиома, 1997. — 186 с. 16. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. — М.: Ad Marginem, 1992. — с. 189-312. 17. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М.: Логос, 1998. — 264с. 18. Демоз Л. Психоистория. — Р/Д.: Феникс, 2000. — 512 с. 19. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. — Мн.: Современный литератор, 1999. — 832 с. 20. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. —М.: Художественный журнал, 1999. — 236 с. [341] 21. Западноевропейская поэзияXX века / ред. М.Ваксмахер и др. — М.: Художественная литература, 1977. — 846 с. 22. Зонтаг С. Мысль как страсть. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с. 23. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. — К.: Ваклер, 1999. - 282 с. 24. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. —К.: Ваклер, 1997. — 266 с. 25. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с. 26. Кальвино И. Незримые города. — К.: Лабиринт, 1993. — 391 с. 27. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Ю1С.Степанов. — М.: Прогресс, 1999. — 416 с. 28. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. —М.: Класс, 1998. — 368 с. 29. Кернберг О. Отношения любви (норма и патология). — М.: Класс, 2000. - 256 с. 30. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (стратегии психотерапии). —М.: Класс, 2000. — 464 с. 31. Кляйн М. Зависть и благодарность. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 96 с. 32. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб.: Б.С.К., 1997. - 348 с. 33. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда.- М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 184 с. 34. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. — М.: Логос, 1998. — 432 с. 35. Лакан Ж. Семинары. Кн.2. — М.: Логос, 1999. — 520 с. 36. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М.: Гнозис, 1995. — 101 с. 37. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с. 38. Леви-Строс К. Сырое и приготовленное. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с. 39. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с. 40. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992. — 272 с. 41. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. —М.: Класс, 1998. - 480 с. 42. Мак-Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос. — СПб.: Б& К, 1999. — 278 с. [342] 43. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 224 с. 44. Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. — Л.: ЭКОС, 1991. — 112 с. 45. Нанси Ж.-Л. Corpus. — М.: Ad Marginem, 1999. — 256 с. 46. Нюнберг Г. Принципы психоанализа. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 362 с. 47. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск: Высшая школа. 1994. — 307 с. 48. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. — Челябинск: Версия, 1997. - 256 с. 49. От Я к Другому / ред. А.А.Михайлов. — Мн.: Менск, 1997. - 276 с. 50. Пас О. Поэзия. Критика. Эротика. — М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 192 с. 51. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. — М.: Ad Marginem, 1995. — 357 с. 52. Психоанализ в развитии. Сборник переводов / ред.-сост. А.П.Поршенко, И.Ю1Романов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 176 с. 53. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / ред. Б.Э.Мур, Б.Д.Файн. - М.: Класс, 2000. - 304 с. 54. Психотерапия / ред. Б.Д.Карвасарский. — СПб.: Питер, 2000. - 544 с. 55. Психотерапия: новая наука о человеке / ред.-сост. А.Притц. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 397 с. 56. Райх. В. Анализ характера. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — 528с. 57. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. —М.: Медиум, 1995. — 415 с. 58. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М.: Аграф, 2000. — 432 с. 59. Сагецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. — М.: Художественный журнал, 1999. — 205 с. 60. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. -М.: Ювента, СПб.: КСП+, 1999. - 347 с. 61. Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. — Симферополь: Сонат, 1999. - 184 с. 62. Современная западная философия (словарь) / ред.-сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. — М.: Политиздат, 1991. — 414с. 63. Современная теория сновидений / ред. С.Фландерс. — М.: Рефл-бук, 1999. - 333 с. 64. Самуэлс Э. Юнг и постыонгианцы. — М.: ЧеРо, 1997. — 416 с. [343] 65. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ (интерсубъективный подход). — М.: Когито-Центр, 1999. - 252 с. 66. Ткаченко А.А. Игровой мир трансгрессивной сексуальности: основания к психопатологической феноменологии парафи-лий. - Ж. " Логос", 1998, № 1, с.204- 229. 67. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. —М., 1996. - Т. 1 - 576 с., Т. 2 - 667 с. 68. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 277 с. 69. Франкл Дж. Неизведанное Я. — М.: Прогресс, 1998, — 246с. 70. Французская философская мысль в России 90-х годов / Круглый стол в секторе аналитической антропологии ИФ РАН. - Ж. " Логос", 999, № 2, с.313- 352. 71. Фрейд А. Психология " Я" и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 144 с. 72. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — T.I - 384 с., Т.2 - 400 с. 73. Фрейд А, Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб.: В.-Е. Институт Психоанализа, 1997. - 387 с. 74. З.Фрейд, психоанализ и русская мысль / Ред.-сост. В.М.Лейбин. — М.: Республика, 1994. — 384 с. 75. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1991. - 546 с. 76. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. — М.-К.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. — 284 с. 77. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. - СПб.: Ачетейя, 1998. - 251 с. 78. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1993. - 458 с. 79. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. - 296 с. 80. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск: Беларусь, 1991. - 606 с. 81. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995. - 398 с. 82. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. — Тбилиси: Мерани, 1991. - T.I - 398 с., Т.2 - 427 с. 83. Фуко М. Археология знания. — К.: Ника-центр, 1996. — 208 с. 84. Фуко М. Воля к истине. — М.: Касталь, 1996. — 448 с. 85. Фуко М. Забота о себе. — К.: Грунт и литера, М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с. [344] 86. Фуко М. Надзирать и наказывать (история тюрьмы). — М.: Ad Marginem, 1999. — 478 с. 87. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977.- 488 с. 88. Хиллман Д. Архетипическая психология. — СПб.: БСК, 1996. - 157 с. 89. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — СПб.: БСК, 1997. — 181 с. 90. Черноглазое А. К. Разбитое зеркало. — Ж. " Логос", 1999, № 2, с.269- 285. 91. Эволюция психотерапии (в 4-х т.) / ред. Дж.Зейг. — М.: Класс, 1998. 92. Эко У. Отсутствующая структура. — СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с. 93. Энциклопедия глубинной психологии / ред. Д.Айке. — М.: Интерна, 1998. — 782 с. 94. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с. 95. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К.: AirLand, 1994. - 405 с. 96. Юнг К.Г. Критика психоанализа. —СПб.: Академический проект, 2000. — 304 с. 97. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1994. - 336 с. 98. Юнг К.Г. Психология бессознательного. —М.: Канон, 1994. - 320 с. 99. Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М.-К: Рефл-бук, Ваклер, 1997. - 587 с. 100. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000. — 640 с. 101.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. —М.: Класс, 1999. - 576 с. 102. Apel К.-О. Communication and the foundations of the humanities. — Acta sociologica. Copenhagen, 1972, Vol.15, № 1. 103. Balint M. Thrills and Regressions. — London: The Hogarth Press, 1959. 104. Baudrillard J. Simulacres et simulation. — Paris, 1981. 105. Greimas A.J. Du Sens. Paris: Editions du Seuil, 1970. 106. Deleuze J., Guattari F. L'Anti-Qedipe. Capitalisme et schizophrenie. — Paris: Gallimard, 1972. 107. Federn P. Ego psychology and the psychoses. — New York: Basic Books, 1952. 108. Freud S. The Standard Edition of the Complete Psychological Work of Sigmund Freud. — London: The Hogarth Press, 1953 - 1974. [345] 109. Gill M. Analysis of transference. — New York: International Universities Press, 1982. 110.Hartmann H., Loewenstein R. Notes on the Super-ego. — Psychoanalytic study child, 1962, 2: 1, p. 1-38. 111.Kohut H. How does analysis cure? — Chicago: University of Chicago Press, 1984. 112. Kohut H. Restoration of the self. — New York: International Universities Press, 1977. 113. Kristeva J. La revolution du langage poeticue. — Paris: Les Editions du Seuil, 1981. 114. Lacan J. Ecrits. — Paris: Gallimard, 1970. 115. Laplanche J., Pontalis J.-B. Fantasme originaire, fantasme des origines, origine du fantasme. — Paris: Les Editions du Achettes, 1964. 116. Lyotard J.-F. La condition postmoderne. — Paris: Les Editions de Minuit, 1979. 117. Mahler M., Pine F., Bergman A. The psychological birth of he human infant. — New York: Basic Books, 1975. 118. Miller J.-A. Sur le Gide de Lacan. — " La Cause Freudienne", 1995, № 25. 119.Peirce, C.S. Philosophical Writings of Peirce. New York: Dover Publications, 1955. 120. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. — Psychological Monographs, 1966, 80 (1), pp. 1-28. 121. Sartre J.P. L'Etre et le Neant. Essai d'ontologie phenomenologique. — Paris: Gallimard, 1943. 122. Sullivan H.S. Clinical studies in psychiatry. — New York: Norton, 1973. 123. Tyson R.L., Sandier J. Problems on the Selection of Patients for Psychoanalysis / British Journal of Medical Psychology, 1971, 44, p. 211-238. 124. Arlow J.A., Brenner С. Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory. — New York: International Universities Press, 1963. 125. Brenner С. Psychoanalytic Techniques and Psychic Conflict. — New York: International Universities Press, 1976. Сведения об авторе Надежда Федоровна Калина — известный глубинный психолог и психотерапевт. Заведует кафедрой клинической психологии и психотерапии Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского (Симферополь). Автор 5 книг: " Речевое общение в психотерапии" (1994), " Основы юнгианства анализа сновидений" (1996), " Основы психотерапии" (1997), " Лики ментальности и поле политики (1998, в соавт.), " Лингвистическая психотерапия" (1999). В апреле 2000 г. в Институте психологии им. Г.С. Костюка (Киев) защитила докторскую диссертацию по теме " Лингвистическая психотерапия". Область научных интересов — глубинная структурный психоанализ, постмодернистские рефлексии бессознательного. Практикующий и обучающий псиоаналитик, супервизор (Крым). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы