Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монах Филофей «Послание дьякону Мисюрю Мунехину»



1. концепция «Москва — третий Рим» (тезисы этой концепции воспроизводятся и в других посланиях Филофея) => как ответ немецкому врачу и астрологу Николаю Булаеву, считавшего первенство христианского мира за Римом =>

2. Москва – третий Рим, т.к. 2-ва уже пали => культурное наследие -> к России

3. историософское видение: 1) Древний Рим, 2) Византия, 3) Москва

4. провиденциализм => линейный процесс мировой истории ограничивается Страшным судом

5. первенство церкви над государством

 

Иван Пересветов «Малая и большая челобитная», «Сказание о Магомет – Салтане», «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о царе Константине», «Предсказание философов и докторов» - в 1549 г. передал все Ивану IV(проекты реформ)

1. социально – философские идеи сильной державной власти на основе справедливых законов

2. принцип превосходства службы над происхождением

3. принцип свободы воли человека, даруемый ему еще при рождении Богом

4. «за» = между согражданами

5. принципы рационалистического превосходства правды над верой => (! ) вне теологическое толкование истории

 

псковский монах Еразм 1540-1560-е гг. передал Ивану IV проекты государственных реформ

1. «за» сильную самодержавную власть

2. (! ) предлагал царю облегчить труд крестьян, заменить денежные подати натуральными, т.к. могут быть социальные противоречия

3. свобода воли, принцип всеобщего =

 

Иван IV (переписка с А. Курбским ) отражены принципы развития неограниченного самодер­жавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах А. Курбского => анализ отношений между церковью и государством

создание Киево – Могилянской академии (Украина, 1632), Московская Славяно - греко – латинская академия (Москва, 1687) => образование академическое

 

Симеон Полоцкий «Рифмология», «Обед душевный» (1629 – 1680)

1. идеи томизма

2. разделил философию на три вида: 1) «разумительная» - логика, 2) «естественная» - натурфилософия, 3) этика, которая включает: «монастику» - учение о добродетелях индивида, политику, экономику

3. гносеология ----> эмпиризм (ПР: воспитание ребенка)

 

Сельвестр Медведев «Созерцание краткое», «Записки о стрелецком бунте» (1680/1690)

1. идеи Аристотеля на сотворение мира:

причина творящая ----> причина материальная ----> причина образующая (=форма)

 

Юрий Крижанич «Политика», «Духовное завещание», «Обличение на Соловецкую челобитную»

- был слушателем греческого коллегиума Св. Афонасия в Риме, имел степень магистра философии

1. разграничивал: 1) мудрость (постижение наиболее важных и наивысших вещей), 2) знание (понимание причин вещей), 3) философию (стремление к мудрости)

2. составил классификацию всех видов знания:

человеческое знание

 

теоретическое практическое

духовное мирское

 

философия математика механика

           
     
 


логика физика этика

 

с XVI в. , берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа - идея «Святой Руси» - первые идеологические оформления националь­ного самосознания русского народа

 

Вопрос 3. Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII — первой четверти XIX вв.

Особенности развития философской мысли

1. переход от Руси московской к Руси петровской => реформы Петра I

2. процесс секуляризации во всей общественной жизни => в философии

3. раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси» => замещается идеалом «Великой Руси»

4. русская философия, еще сохраняя черты средневековой, шаг за шагом преодо­левает религиозные границы

ПР: традиционная философия еще сохраня­лась, например в Киево-Могилянской академии

5. философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви

6. значение для развития духовной культуры России - основание в 1755 г. Московского университета

7. восприимчивость к философской культуре Запада => течения философии. русское «воль­терьянство» и «вольнодумство» XVIII в

8. секуляри­зация => потребность создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии»

9. пропагандирование научного знания, выходящего за рамки богословской традиции: А. Д. Канте­мир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь