Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характерные черты русской философии.
- русская философия - частью мировой философии, но имеет свои характерные особенности (глубина, всесторонность, специфичность изучаемых проблем) Этапы развития русской философии. 1. Становление русской философии в ХI-ХVII вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Характерные черты русской философии 1. идеал цельности (целостности) - в единстве духовных сил человека: чувственных, эстетических, нравственных, религиозных и рациональных (славянофилы, В. С. Соловьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.). 2. историософичность русской мысли, т. е. постоянная обращенность к вопросам о смысле истории, конце истории (А.Н. Радищев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев). 3. антропоцентризм - тема человека, его судьбы, смысла и цели жизни. 4. «панморализм» - доминирование моральной установки (М.Ф. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). 5. соборность - приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в качестве основы для развития политических и правовых воззрений (славянофилы, почвенники, представители течения «русской религиозной философии» в XIX – начале XX вв.). 6. российские мыслители XIX в. стремились придать философским идеям «прикладной характер» - использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности, что говорит о невозможности «разделить» теоретическую и практическую сферы (Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, Н.И. Лобачевский, П.А. Флоренский и т.д.).
7. соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта - т. е. сближение истинности с праведностью (славянофилы, В.С. Соловьев, П.Д. Юркевич, Н.Ф. Федоров, В.В. Зеньковский, И. Ильин и др.).
(? ) о влиянии на русскую философию - проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобретала свою специфику В. В. Зеньковский: «Понятие " влияния" может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности — без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». - русская философия как наука начинается лишь после и на основе петровских преобразований - с середины XVIII в. - период «русского Просвещения» => создало самобытную национальную философию, и обеспечило быстрый взлет философии XIX в - реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы => («вольтерьянство», немецкий идеализм Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, продолжались поиски философской сути христианства) - появление оригинальных философских концепций и философских школ - вторая четверть XIX в. - философская мысль (религиозное течение) конца XIX — начала XX вв. получила название русского религиозно-философского ренессанса - в XX в. русская философия уже не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния
Вопрос 2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках Особенности интеллектуального формирования философской мысли данного периода 1. 988 г. – принятие христианства (=> обретение письменности) => изменение мировоззренческих основ => нужна философия (!!! ), т.к. изменяется тип культуры, которая становится религиозно – православной и книжной 2. византийский вариант христианства => русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии => преобладали теоцентрические тенденции (ПР: до реформ Петра I русская философия развивалась в русле теоцентрических представлений) 3. традиционные идеи получают письменную фиксацию (Илларион (XI в.) «Слово о законе и благодати») 4. стремление к всеобъемлющему охвату действительности 5. отсутствуют произведения чисто философской литературы – мысли и фрагменты философского содержания рассеяны в самых разнообразных по тематике и жанровой принадлежности сочинениях (ПР: «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053-1125), переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Домострой» и т.д.) 6. развитие отечественной культуры и формирование философской мысли по существу можно рассматривать как единый процесс 7. традиционный для философии круг проблем формировался древнерусскими мыслителями не на языке науки, а на языке художественных образов и понятий (ПР: фрески А. Рублев «Троица», храмовая архитектура – собор Василия Блаженного и т.д.) Е. Трубецкой: «мировоззрение в красках» 8. в более или менее чистом виде философская проблематика присутствует в переводных с греческого текстах (Иоанн Болгарский «Шестоднев», «Изборник 1073 года»; Иоанн Дамаскин «Источники знания»; Филипп Пустырник «Диоптра» и т.д.) 9. онтологические вопросы – в произведениях, затрагивающих основы бытия и раскрывающих природу материального (природного) и духовного (божественного) начал 10. представления об иерархической сущности бытия: Бог – ангел – душа, причем сам принцип небесной иерархии перенесен на природу: человек – животное – неорганический мир 11. смягченная (по сравнению с Византийской) противоположность материального и идеального начал бытия 12. стремление к гармонизации бытия 13. человек – связующее звено материального и духовного начал; равно присущ и греху и благодати 14. в философском идеализме Руси «небесное» не вытесняло из поля зрения конкретного переживания бытия – натурфилософское переживание действительности 15. центры духовной жизни – монастыри 16. гносеология (теория познания) исходила из двуединой природы человека: плоть = чувствование духа = разумное начало = способность к абстрагированию 17. требование – доводы разума не должны идти вразрез с христианскими догмами 18. допускался теологический рационализм – т.е. индивидуальные особенности восприятия и возможность различного толкования одних и тех же положений религиозных текстов 19. соотношение глобального хода истории с историей различных стран и народов (от сотворения мира к его концу) 20. мыслители не ограничивались описанием событий, а стремились к их обобщению 21. древнерусские мыслители позволяли себе недопустимое с точки зрения религиозного канона прославление языческих князей 22. воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы (В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея) 23. мыслители особое внимание уделяли выяснению скрытого (символического) и полезного (прагматического) значения исторических явлений 24. философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия, становление российской государственности и русской национальности заставили разллариона общественную мысль
«древняя русская философия», «подготовительный период» или «пролог» - 2 –ва периода: 1) древнерусский (культура Киевской Руси) 2) средневеково-русский (культура Московской Руси)
I –ый период – древнерусский (культура Киевской Руси) Особенности интеллектуального формирования философской мысли XI – XVII вв. 1. мировоззренческая идея славяно – русского язычества 2. мифология – как форма осознания человеком своего места в мире (пантеистический взгляд) 3. крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества
Становление философской мысли на Руси принято связывать с сочинением первого древнерусского философа — киевского митрополита Иллариона (XI в.) — «Слово о законе и благодати»: 1. глубокие размышления о судьбе России => патриотизм 2. размышления о высоком предназначении русского народа, 3. размышления о предназначении русского государства в мире, 4. сопоставляются Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), 5.проблема взаимодействия 3-х религиозных систем: иудаизма (=> национально замкнутое образование), христианства (=> космополитическая религиозная общность), язычества 6.обосновывается богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.
«Слово о полку Игореве» XIIв. (события неудачного похода на половцев 1185г.) 1. соединение языческих и христианских образов и понятий (ПР: фразы: «поганые», «душа», «воскреснуть», «дети бесовые», «поборая за христианы на поганые полки» и т.д.) 2. три уровня постижения действительности (= 3-ри уровня познания): эмпирический, художественный, символический 3. (? ) о единстве основ бытия 4. пантеизм преобладает 5. концепция времени: время «дедов» - «отцов» - «внуков»
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы