Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 1. Основные этапы развития иСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема – Русская философия Учебные цели – ознакомить учащихся с развитием русской философской мысли, показатьее основные идеологические направления. Цели модуля – изучить тенденции преемственного развития русской философии. Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории русской философии в контексте ее мировой проблематики.
Вопросы учебного занятия 1. Основные этапы развития и характерные черты русской философии. 2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках. 3. Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII — первой четверти XIX вв. - Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ - М.В. Ломоносов «корпускулярная философия» - А.Н. Радищев «философия человека» - философия в Духовных академиях и университетах - философия П.Я. Чаадаева - западники и славянофилы 4. Основные направления философской мысли XIX — первой половины XX вв. - философия материализма (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) - философские идеи в естествознании (Н.И. Лобачевский, И.М. Сеченов и т.д.) - «русская религиозная философия» (В.С. Соловьев) - космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и т.д.) - экзистенциализм (Н.А. Бердяев) Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009 4. Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. — 1993. — № 4. 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современный философский словарь. — М., 2010 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 2007. 11. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. — M., 1992. 12. КарасевЛ. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии - 1992. - № 8. 13. История философии. В 6-ти т. М., 1957-1965 14. Сухов А. Д. Русская философия. — М., 1995. 15. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. 16. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. 17. Взгляд на русскую философию // Вопросы философии. — 1994. — № 1. 18. Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992. 19. Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина — М., 1995. 20. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
Вопрос 1. Основные этапы развития и Характерные черты русской философии. - русская философия - частью мировой философии, но имеет свои характерные особенности (глубина, всесторонность, специфичность изучаемых проблем) Этапы развития русской философии. 1. Становление русской философии в ХI-ХVII вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Характерные черты русской философии 1. идеал цельности (целостности) - в единстве духовных сил человека: чувственных, эстетических, нравственных, религиозных и рациональных (славянофилы, В. С. Соловьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.). 2. историософичность русской мысли, т. е. постоянная обращенность к вопросам о смысле истории, конце истории (А.Н. Радищев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев). 3. антропоцентризм - тема человека, его судьбы, смысла и цели жизни. 4. «панморализм» - доминирование моральной установки (М.Ф. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). 5. соборность - приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в качестве основы для развития политических и правовых воззрений (славянофилы, почвенники, представители течения «русской религиозной философии» в XIX – начале XX вв.). 6. российские мыслители XIX в. стремились придать философским идеям «прикладной характер» - использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности, что говорит о невозможности «разделить» теоретическую и практическую сферы (Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, Н.И. Лобачевский, П.А. Флоренский и т.д.).
7. соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта - т. е. сближение истинности с праведностью (славянофилы, В.С. Соловьев, П.Д. Юркевич, Н.Ф. Федоров, В.В. Зеньковский, И. Ильин и др.).
(? ) о влиянии на русскую философию - проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобретала свою специфику В. В. Зеньковский: «Понятие " влияния" может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности — без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». - русская философия как наука начинается лишь после и на основе петровских преобразований - с середины XVIII в. - период «русского Просвещения» => создало самобытную национальную философию, и обеспечило быстрый взлет философии XIX в - реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы => («вольтерьянство», немецкий идеализм Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, продолжались поиски философской сути христианства) - появление оригинальных философских концепций и философских школ - вторая четверть XIX в. - философская мысль (религиозное течение) конца XIX — начала XX вв. получила название русского религиозно-философского ренессанса - в XX в. русская философия уже не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния
Вопрос 2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках Особенности интеллектуального формирования философской мысли XI – XVII вв. 1. мировоззренческая идея славяно – русского язычества 2. мифология – как форма осознания человеком своего места в мире (пантеистический взгляд) 3. крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества
Становление философской мысли на Руси принято связывать с сочинением первого древнерусского философа — киевского митрополита Иллариона (XI в.) — «Слово о законе и благодати»: 1. глубокие размышления о судьбе России => патриотизм 2. размышления о высоком предназначении русского народа, 3. размышления о предназначении русского государства в мире, 4. сопоставляются Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), 5.проблема взаимодействия 3-х религиозных систем: иудаизма (=> национально замкнутое образование), христианства (=> космополитическая религиозная общность), язычества 6.обосновывается богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.
«Слово о полку Игореве» XIIв. (события неудачного похода на половцев 1185г.) 1. соединение языческих и христианских образов и понятий (ПР: фразы: «поганые», «душа», «воскреснуть», «дети бесовые», «поборая за христианы на поганые полки» и т.д.) 2. три уровня постижения действительности (= 3-ри уровня познания): эмпирический, художественный, символический 3. (? ) о единстве основ бытия 4. пантеизм преобладает 5. концепция времени: время «дедов» - «отцов» - «внуков»
Никифор «Послание Мономаху о посте» (1104 – 1121) 1.византийская образованность => платонизм (т.е. гармонизация бытия) => интеллектуальное богословие 2. пост – как тема для философско – богословских рассуждений об онтологии, гносеологии, психологии, этики и т.д. => власть духа над телом 3.мысл о двойственности бытия: «духовное», «плотское» 4. «духа» взаимодействует с миром посредством 5-ти телесных органов: очи, слух, обоняние, осязание, «вкушение» 5. (? ) о рационализме веры 6. учение о 3-х частной душе (от Платона): 1) «высшая сила» представлена «словесным» началом (= ум) => руководит поведением человека 2) «яростное (= чувственное)» начало = это страсти и влечения 3) «желанное» начало – это воля
Кирик Новгородец «Учение о числах» (1110 – 1156/1158) 1. философское понимание категории времени => линейная хронология 2. натурфилософский циклизм (т.е. обновление природных стихий каждые 80 лет)
Кирилл Туровский «Повести о белоризце и мнишестве», «Слово о премудрости» (XII в.) 1.тело человека (= «град») => эмпирически человек бессилен 2. разум – орудие раскрытия истины => «за» познание истины 3. «за» единение веры со знанием
Особенности интеллектуального формирования философской мысли XIV – XVI вв. 1. развитие идеи сильной государственности (после монголо – татарского ига) => патриотизм => единодержавие 2. взаимодействие церковных и светских властей и их обеих с Константинопольской патриархией (пал в 1453) => преемственность 3. монастыри и города – центры духовной культуры и интеллектуальных достижений (! ) монастыри – роль учебных заведений на Руси; и роль «смирения» 4. появление ересей (ПР: ересь «жидовствующих» - Феодосий Косой, Матвей Башкин, ересь «стригольников» - Новгород, Псков (XIVв.)) 5. наряду с произведениями религиозного жанра и переводной литературой, распространение получила внерелигиозная публицистика (исторические концепции (Ермолай – Еразм, Иван Пересветов)
распространены «Ареопагитики» (XIV – XVвв. ) - это литература, религиозная по форме и философская по содержанию 1.входило 4 –ре трактата: «О божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» 2. платоновская теория соотношения материи и формы 3. бог (= благо, жизнь, премудрость, сила) – пребывает во всем
Начало XIX века - 1809 Устав Духовных академий – образовании 4-ре 1. Санкт – Петербургская духовная академия 1809 (Ф.Ф. Сидонский, В.Н. Карпов, М.И. Каринский и т.д.) 2. Московская духовная академия 1814 (В.И. Кутневич, Ф.А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев – Платонов, А.В. Введенский), но восходит к традициям славяно – греко – латинская академии 3. Киевская духовная академия 1819 (И.М. Скворцов, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич), но восходит к традициям Киево – Могилянская академия 4. Казанская духовная академия 1842 (И.А. Смирнов – Платонов, архимандрит Гавриил, архиепископ Никанор, В.В. Несмелов). - 1804 Устав Университетов - образовано 6-ть: Московский (1755), Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1805), Санкт – Петербургский (1819), Киевский Святого Владимира (1834) Философия П.Я. Чаадаева - работы: «Философические письма» - весь цикл писем 1828 – 1830 гг. (1836) ( Пр: Герцен «выстрел, раздавшийся в темную ночь»), ж. «Телескоп», «Апология сумасшедшего» (1837) - историософский процесс ---> к масштабному обобщению => пересоздать логику исторической науки - надо соединить: историософию, нравственную философию, антропологию, гносеологию, (! ) «психологию истории», т.к. (по Паскалю «..вся смена людей не что иное, как один и тот же человек») - предмет философии истории – рядовой человек (причастен Богу ----> «зародыш высшего сознания» - (? ) провиденциализма в истории (отвергал философию истории Гегеля) => человек не может быть игрушкой в руках мирового разума => христианский провиденциализм, т.е. «против» «вульгарного» понимания Божественного помысла в истории => - установление Царства Божия – конечная цель и план исторического развития общества
- Россия – страна вне истории, т.к. не принадлежит ни Востоку ни Западу (работа: «Апология сумасшедшего» (1837) => России надо пересмотреть свой взгляд на историю => «за» приобщение к Западной цивилизации - цитата: «Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику … ее дело в мире … есть политика рода человеческого». Вывод: про – западные взгляды Чаадаева => полемический ответ А.С. Хомякова «Семирамида» Западники и славянофилы
Тема – Русская философия Учебные цели – ознакомить учащихся с развитием русской философской мысли, показатьее основные идеологические направления. Цели модуля – изучить тенденции преемственного развития русской философии. Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории русской философии в контексте ее мировой проблематики.
Вопросы учебного занятия 1. Основные этапы развития и характерные черты русской философии. 2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках. 3. Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII — первой четверти XIX вв. - Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ - М.В. Ломоносов «корпускулярная философия» - А.Н. Радищев «философия человека» - философия в Духовных академиях и университетах - философия П.Я. Чаадаева - западники и славянофилы 4. Основные направления философской мысли XIX — первой половины XX вв. - философия материализма (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) - философские идеи в естествознании (Н.И. Лобачевский, И.М. Сеченов и т.д.) - «русская религиозная философия» (В.С. Соловьев) - космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и т.д.) - экзистенциализм (Н.А. Бердяев) Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009 4. Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. — 1993. — № 4. 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современный философский словарь. — М., 2010 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 2007. 11. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. — M., 1992. 12. КарасевЛ. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии - 1992. - № 8. 13. История философии. В 6-ти т. М., 1957-1965 14. Сухов А. Д. Русская философия. — М., 1995. 15. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. 16. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. 17. Взгляд на русскую философию // Вопросы философии. — 1994. — № 1. 18. Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992. 19. Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина — М., 1995. 20. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
Вопрос 1. Основные этапы развития и Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы