Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5. Социальные группы институты и процессы
1, Социальные группы. 2. Общество и социальные институты.
Общество - совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих лекциях, можно расположить на трех уровнях.
Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализации, а также малой группы касаются микроуровня и размещаются на самом нижнем этаже.
Этажом выше - на промежуточном уровне - расположены культура, состоящая из совокупности норм, обычаев и традиций, и социальная структура, первоисточниками которой служат социальные статусы и роли. Здесь же находится механизм социального контроля, включающий нормы и санкции.
А на самом верхнем этаже - на макроуровне - нам предстоит рассмотреть строение общества в целом. Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют именно его. Однако картина останется неполной без такого крупного блока, каковым являются социальные институты - те самые столпы, на котором покоится любое общество, благодаря которым оно выживает и функционирует. Институты - базисный механизм регулирования общества.
Именно социальные институты выводят нас на понимание сущности человеческого общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции. Поскольку общество понимают в двух значениях - узком и широком, то неизбежен переход от отдельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое. Понятия " гражданское общество", " цивилизация", " историческая динамика неравенства и бедности" тесно связаны с обоими значениями общества. Таким образом, вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических понятий: общество, страна, государство, цивилизация, мировая система, а также их разновидности и динамику.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются: пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.
Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.
Значение группыСоциальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также своеобразная метрика. Например, количество звезд на небе превышает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.
Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1, 5-2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 - 10 млрд. И все это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-6 группах.
Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.
Таким образом, изолированный индивид - скорее исключение, нежели правило.
Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он - член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды.
Принадлежность к группе
Ранее я уже говорил о том, что его первокирпичиками выступаютстатус и роль. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлежность к определенной социальной группе.
Простейшее на первый взгляд слово " принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие - лишь то, что формально числятся в труппе или организации. Таким образом, принадлежность - это целый континуум переходных форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация).
Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежности, о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, социологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, переезжающих из села в село к взрослым детям. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин " принадлежность" употреблен уже в ином, статистическом, значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику.
Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учеными в качестве критерия классификации людей по категориям.
Классификация социальных групп
Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:
- размеров группы, - социально значимых критериев,
- типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя - социальные категории.
Пример:
- пассажиры пригородных поездов;
- состоящие на учете в психдиспансере;
- покупатели стирального порошка " Ариэль";
- монородительские, многодетные или малодетные семьи;
- имеющих временную или постоянную прописку;
- проживающих в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.
Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
- пол - мужчины и женщины;
- доход - богатые, бедные и зажиточные;
- национальность - русские, американцы, эвенки, турки; - возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
- родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые;
- профессия (род занятий) - водители, учителя, военнослужащие;
- место жительства - горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических (о них говорят как о счетном множестве).
Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:
- стратификационные - рабство, касты, сословия, классы;
- этнические - расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
- территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули XX век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.
Таким образом, можно заключить: реальные группы - это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем.
К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин " агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.
Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. - виды социальной организации.
По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек). По существу, социальные организации - промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Иными словами, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых. Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все другие - к вторичным.
Малые группы - небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, уточним термин " социальная общность". Он употребляется в двух значениях и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.
Этнические общности
Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.
Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой приверженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Публика
Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль де Тард (1843-1904). В книге " Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования - толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.
По мнению Г.Тарда, публика - продукт нового времени. Ее истоки - в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.
Толпа
Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес.
У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия.
Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.
Французский ученый Густав Лебона (1841-1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер). Отличительные качества толпы - анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам.
Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.
Другая особенность - физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример - давка. Давка возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием - руганью, оскорблениями, конфликтами, драками. Различают четыре основных типа толпы:
- случайную,
- конвенциональную,
- экспрессивную,
- активную.
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зевак, наблюдающих транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.
Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.
Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставших обычаем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рокфестивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.
Активная толпа - это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.
Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Формы массового поведенияМассовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.
Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.
Примерами массовой истерии являются средневековая " охота на ведьм", послевоенная " холодная война", процессы над " врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы " третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.
Слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.
Распространение слухов - форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.
Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т.Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль " посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль " интепретатора", добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо " скептиков", сомневающихся в достоверности слуха, либо " сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль " принимающего решение", готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.
Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен - это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды - это сплетни. Они основаны на любопытстве.
Паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.
Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.
Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых - в погромы.
Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.
Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна " винных" погромов. Погром - спонтанный " кратковременный" всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступления рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые линчи - самосуды, устраиваемые толпой белых над провинившимися неграми.
Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.
Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданийБунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, были в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против в войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.
Формы организованного протеста
Если сопротивление - это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест - активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:
- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);
- скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);
- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);
- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).
Демонстрации являются формой протеста. Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: реклама в газетах, официальное разрешение властей, изготовление транспарантов, распределение ролей, выбор маршрута движения и ораторов.
Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям - Февральской и Октябрьской (1917 г.). Перестройка середины 80-х годов вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 тыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.
Типология социальных движений
Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям. Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформации - наиболее яркие примеры.
Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий - организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования, презентаций, рекламы в прессе.
Социальные движения существуют многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.
В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:
Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.
Примером является движение " Демократическая Россия", сформировавшееся в конце 80-х годов. Тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата Б.Н.Ельцина. В борьбе за власть " Демократическая Россия" использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, " народные фронты" в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.
Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.
Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после " августовской революции", уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивным можно назвать " Национальный фронт трудящихся", так как это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Но к регрессивным движениям нельзя отнести " Память", так как она отстаивает то, чего не было при социализме.
Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.
Средневековые коммуны, движение зеленых, движение " Лонга май", движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771- 1858) основал опытные коммунистические колонии
в США (" Новая Гармония" ) и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.
Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.
Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.
Малая группаКогда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообществе или проводим сравнительный анализ обществ, мы характеризуем мегамир социологии.
Когда мы описываем судьбу одной страны, разбираем ее социальную структуру или взаимодействие больших социальных групп, мы вторгаемся в макромир социологии.
Но, оказывается, существует еще один уровень, без познания которого социальная картина общества останется неполной. Это микромир социологии - малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.
Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.
Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин " малая группа" более распространен, чем " первичная группа". Известны следующие определения малой группы:
Дж.Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р.Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Р.Бейлз: малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.
Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:
1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает " критическую массу", то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.
2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения. 4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - II, а в группе из 7 - 120 связей.
5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее индивидов.
6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.
7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы