Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психические процессы в массовой коммуникации.
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы: 1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов. 2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание. 3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией. 4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д. 5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК). 6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки. 7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях. 8. Формирование слухов с определенными целями. 9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде). Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления Свойства внимания – внимание характеризуется концентрацией, избирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, устойчивостью, отвлекаемостью Виды внимания Преднамеренное – внимание, возникающее в результате сознательных усилий субъекта, направленных на лучшее выполнение определенной деятельности. Его характеризует целенаправленность, организованность и повышенная устойчивость. Сосредоточенное – внимание, направленное на определенный объект или вид деятельности. Бывает статическим (высокая интенсивность возникает с начала работы и удерживается до самого конца) и динамическим (характеризуется в начале работы слабой интенсивностью и может быть повышено путем определенных сознательных усилий человека). Непроизвольное – внимание, вызываемое внешними причинами – определенными особенностями объектов, воздействующих на человека в тот или иной момент времени (интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность и т.д.). Виды восприятий: Физические характеристики восприятий: пространство, форма, объемность, величи Ощущения и восприятие в СМИ Восприятие – это отражение в сознании человека воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. Виды восприятий 1. В зависимости от форм отражения: Пространства; Времени; Движения. 2. В зависимости от цели: Преднамеренное – то, в основе которого лежит сознательно поставленная цель; Непреднамеренное – в его основе лежит восприятие окружающей действительности без специально поставленной задачи. 3. В зависимости от степени организации: Организованное (наблюдение) - планомерное и целенаправленное восприятие явлений или предметов окружающего мира; Неорганизованное – рассеянное, без определенной цели. Физические характеристики восприятий. Пространство. Форма. Объемность. Величина. Глубина. Удаленность. Линейная перспектива Воздушная перспектив Свойства восприятий Избирательность – способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него определенный интерес. Избирательность зависит от потребностей, интересов, установок человека. Предметность - отражение окружающей действительности как воздействия ее конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. потребностей, интересов, установок человека. Предметность - отражение окружающей действительности как воздействия ее конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта личности. Воспринимая предметы, человек выражает свое к ним отношение. Осмысленность – показывает, что воспринимаемые предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Благодаря этому становится возможным их целенаправленное применение. Константность – постоянство в восприятии. опыт, приобретенный в процессе жизни. Целостность – образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их свойств и характеристик Память в МК Аудитория МК это специфическая динамическая социокультурная общность, члены к-рой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче и т. п.), либо к конкретному СМК, напр., к телеканалу, радиостанции, газете, журналу, интернет-сайту и т. п., либо к типу СМК (телевидению, радио, газетам, журналам, Интернету и др.). Теоретическое осмысление представлений об А. в м. к. началось только в XX в. Выделились 2 ключевые парадигмы рассмотрения А. в м. к.: теоретико-коммуникативная и эмпирическая. Теоретико-коммуникативная парадигма развивалась в три периода: I. Конец 1930-х - сер. 1950-х гг.; аудитория понималась как масса, т. е. большая по численности совокупность разрозненных, анонимных и пассивных реципиентов (т. е. лиц, принимающих сообщения), а массовая коммуникация определялась как однонаправленный процесс, идущий от коммуникатора, к-рый транслирует нек-рое сообщение по нек-рому каналу реципиентам для достижения планируемого эффекта (Г. Лассуэлл). II. Сер. 1950-х - сер. 1970-х гг.; происходит осмысление аудитории как совокупности микрообщностей (малых групп), члены каждой из к-рых связаны между собой информационным взаимодействием. Возникает так называемая «модель двухступенчатого потока коммуникации» (И. Кац, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др.). Ключевую роль в ней играют «лидеры мнения» - персоны, наиболее чувствительные к информации, хорошо ориентирующиеся в массово-коммуникационных потоках и умеющие убедительно интерпретировать информацию. Сообщения от коммуникаторов воспринимаются в первую очередь лидерами мнения, а от них движутся к остальным членам малых групп в интерпретации лидеров мнения. Аудитория перестает пониматься как абсолютно пассивная масса. Появляются исследования явления обратной связи аудитории с СМК. Понятие «реципиент» постепенно начинает рассматриваться как ролевое. III. Сер. 1970-х гг. по настоящее время; складывается представление об А. в м. к. как о непрерывно меняющейся социальной общности (не тождественной самой себе в каждый момент времени), к-рую определяют также как общность динамическую и ролевую. Ее члены активны, им присущи навыки выбора. Эмпирическая парадигма рассматривает А. в м. к. преим. в рамках экономико-маркетингового и политико-пропагандистского дискурсов. В ее основе лежит представление об аудитории как о ресурсе в маркетинговых и политико-пропагандистских коммуникациях. Аудитория воспринимается лишь как объект воздействия в рекламных или PR-кампаниях, цель к-рых - влияние на поведение людей (потребительское, политическое и др.). СМИ, захватывая большие или меньшие объемы аудитории, могут предлагать их заказчикам (рекламодателям, полит. организациям и т. п.). На первый план выходит эмпирическая составляющая - непрерывные замеры аудитории, определяющие ее объем и структуру для отдельных СМК или их компонентов. Эмпирическая парадигма в исследованиях аудитории СМК стала складываться с 1920-х гг. в связи с развитием техники прикладных массовых опросов. Осн. вектор развития данной парадигмы был направлен, во-первых, на методико-технол. усовершенствование - поиск эффективных методов измерения объемов аудитории, во-вторых, на эмпирическое изучение закономерностей в поведении аудитории как специфической общности. В 1930-е гг. в США, Канаде и др. странах появляются специализированные центры, занимающиеся исследованиями аудитории СМК. Возникают и начинают широко внедряться специализированные методы опросов аудитории: в 1920-е гг. - личные интервью, почтовые и телефонные опросы, а в 19301940-х гг. - дневниковые панели и автоматизированные измерения радиоаудитории. С распространением ТВ в 1950-е гг. данные методы начинают применяться для исследований телеаудитории, а с появлением Интернета в 1990-е гг. - для исследований интернет-аудитории. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков Психология мышления в массе Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: 1. Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. 2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. 3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. 4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. 5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия. Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.). Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность. В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга. В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей: Толпа разнородная: · а) анонимная (уличная и др.); · б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.). Толпа однородная: · а) секты (политические, религиозные и др.); · б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.); · в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.). Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.). Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2484; Нарушение авторского права страницы