Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура Китая как результат диалога этносовСтр 1 из 4Следующая ⇒
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Культура Китая как результат диалога этносов ПЛАН: Основные этапы развития культуры Древнего Китая Духовная культура и религия Китая Искусство Древнего Китая Китайская культура эпохи Средневековья Основные этапы развития культуры Древнего Китая Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тыс. до н. э. до III в. н. э. Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии), с которым Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли. Сами китайцы называли свою страну по-разному: – Чжун Го («Срединное царство»), – Чжун Хуа («Срединная цветущая»), – Поднебесная, – тили по названию тех или иных династий. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы. Лишь с конца III тыс. до н. э. определилась ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности. Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н. э.) А по названию ее предшественницы – империи Цинь со времен античности были образованы европейские названия Китая: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III – II тыс. до н. э. Именно к этому времени относят период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров. Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами. Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств. В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов: эпоха Шань (Инь) – XVI – XII вв. до н. э.; эпоха Чжоу – XII – III вв. до н. э.; эпоха династий Циньи Хань – III в. до н. э. – III в. н. э. Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседние племена называли это государство Инь. До нас дошло большое количество памятников материальной культуры этого периода, свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству. Для изготовления различных орудий труда использовались медь и бронза. Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) превратились в царей и основали династии. Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло противостоять нападению соседнего племена Чжоу. Последний царь этого царства покончил жизнь самоубийством после поражения от соседей. В результате на смену государству Шан пришло государство Чжоу. Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три периода: – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.); – время Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н. э.); – время Чжаньго (V – II вв. до н. э.). Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система». Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей. Свое название эта система получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на нужды всей общины. В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Однако все они заканчивались провалом, поскольку сталкивались с сепаратизмом местных правителей, не желавших уступать свою власть. Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен. В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди борющихся между собой мелких государственных стали выделяться сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т. е. «Враждующих государств», таких сильнейших образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни. В частности, тогда появились железные орудия труда и новые виды ремесел. В то же время необходимость интеграции усиливалась потребностью противостоять набегам кочевников. Решающую роль в этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая. В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие денежные средства для реорганизации устоев сельской общины. В результате этих реформ государство Цинь смогло победить всех своих соперников и низложить династию Чжоу. Окончательное объединение Китая произошло во время правления Ин Чжена, который смог распространить свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая. В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихунди (первый император Цинь). Именно в период его правления была построена Великая китайская стена, ставшая как пирамиды для Египта, символом китайской культуры. Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и деспотичностью. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого в честь императора стали сооружать храмы и дворцы. Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание и в 207 г. до н. э. один из вождей восстания Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии, которая получила название Хань. Представители династии Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.
Духовная культура и религия Китая Холизм: инь и янь Важной чертой китайской духовной культуры также является холизм – представление о целостности и гармоничности мира, складывающейся из составляющих этот мир частей. Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное или водопад, просвечивает богатство всего мира. Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена и зафиксированные в завершенной форме в классической китайской «Книге перемен» представления о двух началах мира – инь и янь. Янь – это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них образовалось небо. Инь – тяжелые, темные частицы, из них образовалась земля. Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от взаимосвязи светлого начала янь и темного начала инь. Эта взаимосвязь порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже – и то и другое необходимо. А вместе обе космические силы образуют дао – всеобщий закон Вселенной. Конфуцианство К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его места в мире китайская культура пришла в середине I тыс. до н. э. в философских школах конфуцианства и даосизма. Конфуцианство возникло на рубеже VI – V вв. до н. э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской транскрипции – Конфуций, 551–479 до н. э.). Для него главным вопросом является отношение людей друг к другу и к прошлому. Именно в прошлом Конфуций усматривает то состояние общества и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми. Выступив с критикой своего века и высоко оценив века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления составил идеал совершенного человека, или «благородного мужа» («цзюнь-цзы»). Главными его качествами являются гуманность, человечность (жэнь), которая понимается как должное исполнение своих обязанностей на основе порядка; и чувство долга – моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя. Образ благородного мужа, созданный Конфуцием, сыграл очень важную роль в китайской культуре. Этот образ включал в себя такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, доброта, преданность, осторожность в разговоре, сдержанность, стремление придерживаться во всем «золотой середины». В своих поступках благородный муж руководствовался золотым правилом нравственности («не делать другим того, чего не желаешь себе»). Приблизиться к желанному идеалу можно было лишь в зрелом возрасте, так как лишь старость освобождала человека от страстей, давала ему мудрость. Поэтому идеалом мужской красоты в Китае считается зрелый или даже пожилой мужчина, да еще и с избыточным весом. С течением времени конфуцианский идеал благородного мужа становился обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому было делом чести и социального престижа. Опираясь на культ предков, конфуцианство разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни. Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального порядка в Китае. За образец он взял отношения в китайской семье, ее строгую социальную иерархию и беспрекословное подчинение младших старшим. По мнению Конфуция, государство должно стать такой же семьей, где император будет для всех отцом, чиновники – старшими братьями, а простолюдины – детьми и другими младшими членами семьи. Критерием разделения общества на верхи и низы, на старших и младших, должны были служить не знатность и богатство, а знание и добродетель, приближенность к идеалу благородного мужа. Именно эта конфуцианская идея послужила обоснованием формальной открытости чиновничьего сословия, членом которого мог стать любой образованный человек.
Даосизм Основателем этого учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы, полулегендарная личность, старший современник Конфуция. Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения – даосизм («дао» можно перевести как «путь»). Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, является «дао». Оно является подлинным началом мира, сущность которого небытие. Так даосизм приходит к идее мимолетности бытия всех вещей и явлений мира, которые материализуются лишь ненадолго, чтобы затем вновь обрести свой покой в небытии. Отсюда драматизм человеческого существования, на миг восстающего из тьмы небытия, чтобы устремиться потом к неизбежному концу. Поэтому нет смысла дорожить знатностью, богатством, славой. Все это не имеет подлинной ценности перед лицом жизни и смерти. Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен освободиться от сковывающей его привязанности к единичному и обрести ту подлинную гармонию бытия, которая не нуждается в искусственных ритуалах. Эта гармония содержится в дао – пути единой жизни, пронизывающем все сущее, принимающем различные формы и выражающемся в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к привычным формам, в том числе к собственной индивидуальности. Конечной целью для приверженцев даосизма является достижение бессмертия. Способом жизни, методом слияния с великим дао является недеяние (у-вэй). Это отнюдь не пассивная созерцательность, а столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной целенаправленной активности. Мудрый человек не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Но бесстрастие даосского мудреца вовсе не равнозначно эмоциональной тупости, а даосский идеал «пустоты сердца» не имеет ничего общего с душевной пустотой. «Пустота сердца» означает, что сердце становится подобным чистому зеркалу, незамутненному страстями и отражающему гармонию дао. Во II – III вв. н. э. в даосизме выделился религиозный даосизм, также оказавший большое влияние на духовную культуру Китая. В нем тождество с вечным дао все чаще интерпретировали как магическое телесное бессмертие, которого можно достичь с помощью дарующих вечную жизнь эликсиров. Это привело к развитию в Китае мощной алхимической практики. В китайской алхимии в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные открытия, в том числе был изобретен порох.
Искусство Древнего Китая Градостроительство Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в III в. до н. э. – III в. н. э. Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. – Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь централизованной державы. Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5–8 м, она представляла собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен, и дорогу, протянувшуюся по уступам труднопроходимых горных хребтов. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 км. Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен. Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы. Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати – их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в могилу. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр – запада, феникс – юга, дракон – востока, черепаха – севера. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени. Символизм и достоверность Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье. Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства. Каждый элемент древнекитайской живописи символичен: сосна – символ долголетия; бамбук – стойкости, мужества; аист – одиночества и святости. Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические образы в единую эстетическую картину. Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо отражает мир, не как видится художнику, а как он есть. В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в 1974 г. примерно на расстоянии километра от основного комплекса были обнаружены глиняные статуи (в натуральную величину) шести тысяч воинов с оружием и боевыми доспехами, а некоторые из них – на колесницах и лошадях. Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица. Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.
Каллиграфия Особое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся даже выше живописи. Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами. Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались. Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности. Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности или благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его личности. Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Таким образом, добиться успеха в каллиграфии можно только в зрелом возрасте, накопив определенный духовный опыт, что становится возможным только после сорока лет. В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.
Картины-свитки Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин – свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV – VI вв. Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину достигали 10-15 м. Их смотрели постепенно разворачивая, как любой рукописный текст – сверху вниз и справа налево. Созерцание свитка было целым ритуалом. Поскольку их нельзя держать все время натянутыми (они от этого портятся), свитки не были постоянным украшением помещений. Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи. Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались посредством особого изображения воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая – свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Культура Китая как результат диалога этносов ПЛАН: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы