Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Оренбургское войсковое казачье общество



Оренбургское войсковое казачье общество

ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел ОВКО»

Ассоциация казачьих кадетских организаций

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА»

 

Екатеринбург, 2014

 

Учебное пособие по дисциплине «История и традиции казачества» предназначено для реализации в казачьих кадетских классах (клубах): ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел ОВКО» / Ассоциация казачьих кадетских организаций- Екатеринбург, 2014.- 80с. В учебном пособии кратко изложены точки зрения ряда авторов на аспекты социокультурной жизни казачества и прежде всего традиции Оренбургского казачьего войска. Учебное пособие предназначено для преподавателей и кадетов казачьих кадетских классов и клубов.

 

Составители:

Дворникова О.Б., к.п.н., доцент, ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж».

 

Щукин В.В. помощник атамана ЕОКО «Исетская линия» «Пятый отдел ОКВ».

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. Исторический обзор военного казачьего костюма ……………………………..

ТЕМА 2. Казачья справа и символы…………………………………………………..

ТЕМА 3. Казачье оружие: нагайка, пика, шашка, арапник, лук и стрелы………..

ТЕМА 4. Воинская культура Оренбургского казачества………………..................

ТЕМА 5. «Конная культура» у казаков. ……………………………………………..

ТЕМА 6. Казачий костюм………………………………………………………………

ТЕМА 7. Казачьи поселения, обустройство жилищ и быт казаков……………...

ТЕМА 8. Хозяйство и земледелие. Животноводство и коневодство........................

ТЕМА 9. Традиционная казачья семья

ТЕМА 10. Воспитательные традиции казачества…………………………………….

ТЕМА 11. Старики. Роль старейшин в казачьей общине…………………………..

ТЕМА 12. Традиции образования в Оренбургском казачьем войске……………..

ТЕМА 13. Народная медицина казачества……………………………………………..

ТЕМА 14. Обряды и праздники оренбургских казаков……………………………….

ТЕМА 15. Религиозно-нравственное воспитание казачества…………………………

ТЕМА 16. Казачество на современном этапе развития российского общества…….

Библиографический список……………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………………….

Пояснительная записка


В настоящее время в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, воспитания любви к Отечеству, к своей малой родине.

Цель дисциплины «Традиции казачества» – формирование у кадетов знаний об исторических традициях казаков Оренбургского казачьего войска.

Задачи дисциплины:

- изучение военных традиций казачества России и Оренбургского казачества;

- формирование у кадетов представлений о разнообразных аспектах социокультурной жизни казачества;

- знакомство кадетов с культурными особенностями жизни Оренбургского казачества;

-возрождение ценностей и традиций российского казачества на Среднем Урале.

 

Программа дисциплины «Традиции казачества» включает основные блоки:

1.Исторический обзор военного казачьего костюма

2. Казачья справа и символы

3. Казачье оружие: нагайка, пика, шашка, арапник, лук и стрелы.

4. Воинская культура Оренбургскихказаков. Казачьи чины и полномочия казачьих воинских чинов.

5. «Конная культура» у казаков.

6.Казачий костюм.

7. Казачьи поселения, обустройство жилищ и быт казаков

8. Хозяйство и земледелие. Животноводство и коневодство.

9. Воспитательные традиции казачества.

10.Традиционная казачья семья.

11. Старики. Роль старейшин в казачьей общине.

12. Традиции образования в Оренбургском казачьем войске.

13. Народная медицина казачества.

14.Обряды и праздники оренбургских казаков.

15. Религиозно-нравственное воспитание казачества.

16.Казачество на современном этапе развития российского общества

 

 

Тематический план

Тема Количество часов
Исторический обзор военного казачьего костюма
Казачья справа и символы
Казачье оружие: нагайка, пика, шашка, арапник, лук и стрелы.
Воинская культура Оренбургского казаков. Казачьи чины и полномочия казачьих воинских чинов.
«Конная культура» у казаков.
Казачий костюм.
6.1. Мужской костюм. Бытовая одежда  
6.2. Женский костюм и украшения.Костюм Оренбургской казачки  
Казачьи поселения, обустройство жилищ и быта казаков
7.1. Курень  
7.2. Городок  
7.3. Хутор  
Хозяйство и земледелие. Животноводство и коневодство.
Воспитательные традиции казачества.
9.1 Воспитание казака  
9.2. Воспитание казачки  
Традиционная казачья семья.
Старики. Роль старейшин в казачьей общине.  
Традиции образования в Оренбургском казачьем войске.
Народная медицина казачества.
Обряды и праздники оренбургских казаков.
Религиозно-нравственное воспитание казачества.
Казачество на современном этапе развития российского общества
  Всего: 44 часа

ТЕМА 1. Исторический обзор военного казачьего костюма

План:

1.Казачья военная форма до 1801 г.

2. Казачья военная форма 1801-1825 гг.

3. Казачья военная форма до 1825-1855 гг.

4. Казачья военная форма до 1855-1881 гг.

5.Казачья военная форма до 1881-1896 гг.

6.Казачья военная форма до 1895-1917 гг.

7.Традиционное отличие формы различных казачьих войск.

8.Форменная одежда Оренбургского казачьего нерегулярного войска.

9.Форменная одежда Оренбургского казачьего войска.

Основные понятия: папаха, чекмень, бешмет, шаровары, кушаки, бурка, яргак.

Казачья военная форма до 1801 г.Казаки стремились сохранить свою вольность во всем. Это стремление проявилось и во внешнем виде. Казачьи войска не имели установленной формы одежды почти до конца XVIII века. С одной стороны, это было особой привилегией – Петр I, переодевая всю Россию, разрешил только казакам оставить дорогие их сердцу костюмы предков. С другой, отсутствие формы обусловливалось тем, что казаки, выступая на войну, обмундировывались, вооружались и снаряжались за свой счет. Одежда должна была быть удобной в боевых условиях, а фасон или покрой не имели значения. Поэтому в казачьих рядах одновременно встречались русские кафтаны, восточные халаты, кавказские бешметы, польские жупаны и т. п. Но высокую барашковую шапку, чуть расширенную книзу (она защищала от солнечных лучей и холода, предохраняла от укусов скорпионов, которые не выносят запаха овечьей шерсти), широкие прочные шаровары (чтобы не затруднять движение и одновременно охранять ногу от укусов змей и т. д.), разнообразные кушаки, выполнявшие гигиенические функции, меховые бурки и др. обязательно носили все казаки. Попытки заставить казаков носить единообразную одежду, как правило, успеха не имели. Так же обстояло дело с казачьим вооружением и снаряжением.

Первая постоянная форменная одежда была введена в 1796 году, в царствование Павла I, для Лейб-Гвардии казачьего полка, который нес службу при императорском дворе, как в военное, так и в мирное время. При ее создании учитывали обычаи, привычки и традиции казачества, но также отдали дань немецкой моде. Новая форма 1796 года состояла из меховой шапки, кафтана, полукафтана, плаща, кушака, шаровар и сапог.

Форма, установленная для Лейб-Гвардии казачьего полка, была также присвоена Лейб-Гвардии Уральской сотне, но только для уральцев она шилась из малинового сукна, вместо меховой шапки они носили малиновый уральский колпак с четырехсторонним острым верхом.

Основные понятия: лампас, шаровары, чембары, папаха, фуражка, кокарда, погоны, гимнастерка, черкеска, погоны, атаманский кафтан, атаманская сабля, атаманская шапка, галифе, чекмень, башлык, бурка, газыри, знамя, булава, пернач, насека, бунчук.

Лампас- в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6, 6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям.

Шаровары- казачья старинная одежда очень древняя. В первую очередь это относится к изобретению скифов ⠠ шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках». Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно. В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие шаровары» (у низовых казаков), портки-шаровары. Они, как правило, заправлялись в сапоги. Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Обязательная часть одежды ⠠ шаровары. Подвязывались тонким ремешком гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник» У некрасовцев цвет полотняных или ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Красные, «кармазинные», порты носили в будни молодые («портки кырмызовые киндяком подшитые»), синие, «киндяшные», «сердовые», т. е. среднего возраста казаки, а белые ⠠ старики. Зимой поверх полотняных надевали домотканые суконные порты. Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Носили их на учкуре тонком шнуре, протянутом внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый учкур (гашник, вушкар, вушкарник) поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской. Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Не случайно с ними огнем и мечом боролись большевики. За погон, за кокарду, за лампас полагался расстрел на месте.

Папаха - согласно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. В древности славяне называли папаху «клобуком», современное название вошло в употребление позднее, так же как трухменка или кабардинка, они связаны с именами кавказских народов папагов, трухменов и кабардинцев. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Казаки носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Донцы и Запорожцы в XVI-XVII вв. снабжали папахи суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.

Папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним головным убором всей армии.

Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе, если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке, донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи (Пр.ВВ № 191 от 1910 г.). Вне строя могли носиться белые и серые папахи. барашковая шапка с суконным верхом.

Кокарда - была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружный овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков- белым. Офицерская кокарда имела наружный гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет.

Погоны – неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Гимнастерка имела стоячий воротник высотой 44мм с двумя пуговицами на нем и двумя или тремя на планке. Застегивалась или справа налево, или слева направо. Нагрудные карманы были прорезные или накладные с одной пуговицей на клапане. Две пуговицы на клапане имели грузинские рубашки.В годы мировой и гражданской войны офицеры часто носили френчи или кители со стоячим или отложным воротником. На отложном воротнике носились петлицы с серебряной окантовкой и погонной пуговицей в верхней части петлицы. Казаки-терцы гимнастёрку черного или защитного цвета никогда галунами и выпушками не украшали.

Черкеска - (по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г.) была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкески менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево - серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху бурку и т.д.

Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела. Как и не имела цветных окантовок и обшлагов. На черкеске полагалось их иметь, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 г.

Бешмет - верхняя одежда и представляет собой кафтан со стоячим воротником. Бешмет шьется из атласной ткани и носится под пояс. Стоячий воротник бешмета высотой 44мм/ 1 вершок/ у офицеров и урядников обшивался соответственно чину серебряным галуном /белой тесьмой/. Застегивался на крючки или обшитые голубым пуговицы до пояса, но был длиной до половины бедра и расстегнутым ниже пояса. Материал был блестящим /шелк саржа и т.п./ Галун от воротника шел до половины груди. Бешмет мог иметь нагрудные карманы.

Бекеша – теплая верхняя казачья одежда на меху, по виду похожа на чекмень.

Чекмень – является форменной одеждой казаков, старинная верхняя одежда Казаков. Чекмень шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске.

Башлык – у большинства казаков тоже имел символический смысл. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака – завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди – следует по делу; концы, заброшенные за спину, – свободен, отдыхает. Только к походно -караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками.

Галифе – это брюки, свободные в бедрах с сужением в коленях. В годы первой мировой и гражданской войны офицеры имели право носить обмундирование общеармейского образца, полевого фасона. Однако нижние чины носили и дальше шаровары, а не галифе или бриджи, а офицеры - брюки суженки, т.е. зауженные бриджи полевого покроя.

Черкески и гимнастеркиперепоясывались узкимкавказским наборным поясомчерного или белого цвета. Офицеры носили на форменной одежде или кавказский пояс или офицерский полевой ремень шириной до 60 мм. образца 1912 года, имевший два плечевых ремня, перекрещивающихся на спине. Пояс имел сзади кожаную муфту с двумя кольцами, за которые крепились плечевые ремни, что предотвращало их сползание и соединение вместе. На поясе слева имелась муфта длиной 10 см, для ношения на двух пассовых ремешках шашки.Нижние чины плечевых ремней не носили. Шашка носилась в этом случае на узком плечевом ремне, утвержденном приказом по ВВ. Офицеры и нижние чины могли носить шашку и на кавказском поясе, имевшем узкие пассовые ремешки с креплениями для шашки. При ношении офицером шашки на плечевом ремне вне строя, поясной ремень мог и не одеваться. Бурка - черного цвета носились казаками, как во время службы, так и при нахождении на льготе, но преимущественно в соответствующее времени года состояние погоды. Знамя - символ полкового, войскового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков знамя было символом договора с иностранными государства о выполнении каких-либо обязательств. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь. Бунчук - знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствие атамана. В армии часть функции бунчука переданы были полковым и именным штандартам. Булава, пернач - символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев - гетман). Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насеками. Символ гражданской власти атаманов всех степеней. Атаманский кафтан и шапка - принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. (У донских казаков в древности кафтан - красный или парчовый, шапка - черная в 1-1/2 раза больше по высоте обычной папахе). Атаманская сабля - обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.  

План

1. Нагайка (характеристика, устройство).

2. Пика (характеристика, устройство).

3. Шашка (виды, устройство).

4. Лук и стрелы.

5. Арапник.

Основные понятия: хват, шалыга, обоймица, темляк, завод, укреп-устройство, зацеп, долонь, махра, плеть, сарвень, шлепок, бушмат, рукоять, эфес, обух, дол, ножны,

Нагайка. «Нагайкой владеешь - силу имеешь».Нагайка - старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Она была весьма эффективной в ближнем бою у казаков-линейцов, у кавалеристов (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своему противнику).Всем известна роль нагайки (плети) в качестве орудия наказания провинившихся казаков, благодаря ее ударным качествам и свойствам.

В настоящее время исследователи различают два типа нагаек: " донской" (камча) и кубанский.

Донской тип - длина рукояти/длина плети - 1-1, 5/2; длина рукояти - примерно 30-40 см. (по руке - от локтевого сгиба до середины ладони), толщина - по руке; длина плети - 45-55 см. (по руке - вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращении плеть не должна доставать до туловища).

Кубанский тип - отличается от донского меньшей длиной рукояти (15-20 см) и способом крепления плети - рукоятка как бы вплетается в саму плеть, и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длина рукояти к длине плети - 1/3-4.

Устройство нагайки.

1. Хват место непосредственного захвата рукояти ладонью, как правило, покрыт кожаной оплеткой.

2. Шалыга (оголовок), представляет собой металлическую обойму, надеваемую на окончание рукояти. Предназначена для нанесения ударов обратной стороной нагайки. Иногда является концом рукоятки небольшого ножа зализки, закладываемого как в пенал в рукоять нагайки.

3. Обоймица, состоит из темляка и завода.

4. Темляк, представляет собой петлю для продевания кисти. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.

5. Завод, представляет собой малую петлю,
предназначенную для продевания плети. Все дело в том, что во времена шелопуг, нагайка, оказывается, имела две плети. Одну для непосред­ственного управления конем и другую... боевую. Соответственно, по мере необходимости, лишняя плеть убиралась путем продевания через завод, а нужная оставалась свободной.
6. Укреп-устройство, сочленяющее рукоять с плетью; представляет собой кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.
7. Зацеп -деталь, непосредственно сочленяющая рукоять с плетью. Как правило, представляет собой металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.

8.Долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней расширяющийся, предназначенный для защиты коня от удара металлическими частями укрепа.

9. Плеть — ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей (сверху вниз).
10. Махра представляет собой густую бахрому из тонких кожаных ремешков, расположенных в верх­ ней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке.
11. Сарвень — кожаная оплетка ударной части; представляет собой ремни, сплетенные различными способами.
12. Шлепок — окончание бьющей части плети; представляет собой кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара. Является результатом трансформации боевой части кистеня.

Удары нагайкой:

1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель - оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол;
2) удар «шлепок» - наносится концом сервеня «шлепком», удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно;

3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности.

Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков. Из седой древности несли степные воины традицию использования ударного копья – пики в тесном конном построении. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия.

Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие для острых черкесских шашек, и для кривых турецких ятаганов и европейских палашей. Презрительное прозвище «камыш», которое давали горцы в начале Кавказской войны донским казакам, с приходом на линию П.Я. Бакланова, сменилось уважением и суеверным ужасом, которые этот прославленный казак вызывал у отважных горцев.

Устройство пики. Пика образца 1901 года состоит из древка, копья, наконечника, расположенного на высоте плеча темляка, ножника,
делится по длине на переднюю боевую – от острия копья до центра тяжести и заднюю. Минимум длины передней части пики зависит от длины пехотного ружья.
Средняя длина пики примерно 3.5 метра. У донцов пики в старину могли быть короче и назывались дротики, которые употреблялись для пешего боя.

Принадлежности пики .Чехол для лезвия. Два ремня – один для надевания взамен бушмата на стремя или ногу, другой для возки пики за плечом. Оба ремня для прикрепления пики к седлу наматываются на древко так, чтобы было можно быстро размотать.
Ремни для прикрепления пики к седлу: два длинных каждый около 3 с половиной аршина длины (1 аршин = 0, 7 м) и ½ вершка ширины (1 вершок = 4, 4 см); третий короткий подбрюшный ремень, около 1 аршина длины с ушками или петлями на конце.

Петли такой ширины, чтобы сквозь них могло пройти древко пики при устройстве носилок для раненых.

Бушмат – небольшой кожаный стаканчик у седла или стремени. В бушмат вставлялся конец пики или древко штандарта, так чтобы древко висело за спиной у всадника на темляке, и рука оставалась свободной. В бушмат у седла в виде удлиненной кожаной трубки вставлялся также конец ствола ружья у драгун и конно-егерей при ношении ружей на панталере.

Шашка — рубяще-колющее холодное оружие, разновидность сабли. Шашка изначально была оружием Кавказских народов.

Шашки получили распространение двух основных типов: кавказская шашка с клинком, прячущимся в ножны по головку рукояти, и казачья шашка, у которой рукоять не убирается в ножны.

Формы клинков, рукоятей и ножен кавказских шашек разных национальностей различаются главным образом по орнаменту.

Название шашка происходит от кабардино-черкесского «сашхо», что означает «длинный нож».Шашка — рубяще-колющее холодное оружие, разновидность сабли. Шашка изначально была оружием Кавказских народов. Шашки получили распространение двух основных типов: кавказская шашка с клинком, прячущимся в ножны по головку рукояти, и казачья шашка, у которой рукоять не убирается в ножны.

Формы клинков, рукоятей и ножен кавказских шашек разных национальностей различаются главным образом по орнаменту.

В шашке выделяют:

А) рукоять для держания и управления,

Б) клинок для нанесения удара или укола или осуществления отбива, в) обух, г) лезвие, д) острие, з) боевой конец, и) центр удара и к) средняя часть, по полосе клинка располагаются долы.

В России шашка была принята на вооружение всех кавалерийских частей Российской армии, артиллерийской прислуги и офицерского корпуса в 1881 году. Шашка казацкая образца 1881 года, поступившая на вооружение русской армии, имела шесть основных модификаций: три солдатских шашки — драгунскую, казачью и артиллерийскую; две офицерских — общевойсковую и казачью; и комбинированную из казачьей шашки и ножен драгунской. Шашка этого образца заменила в 1881 году кавалерийские, драгунские сабли, кирасирские палаши у всех нижних чинов, которым было положено это оружие

В Красной Армии на вооружении состояла шашка образца 1881 года, которую в последствие заменили кавалерийской шашкой образца 1927 года.

В канун войны, в 1940 году был утвержден образец генеральской шашки, а с середины 50-х годов шашки — исключительно парадное оружие. В наше время шашка — обязательный атрибут Российского казачества.

Шашка –является наградным оружием, способом поощрения. Награждение – это право власти. Отношения дарителя и одариваемого – это отношения начальника и подчиненного.Наградное холодное клинковое оружие вручается за личные заслуги. На клинке, эфесе или ножнах наградного оружия могут быть размещены надписи, формулирующие заслуги награждаемого и (или) изображение знаков вручаемых наград.

Устройство шашки.

Шашка состоит из клинка и рукояти — эфеса.

Ближайшая к рукояти половина клинка называется сильной (защитною) и служит для отбивов; ближайшая к острию называется боевою (слабою) – ею наносятся удары и уколы.

При держании шашки с обращенным книзу лезвием в руке появляется особое ощущение, указывающее, какое именно место клинка наиболее пригодно для удара (как бы тянущее шашку книзу); это место называется центром удара.

Его удаление от острия зависит от формы клинка, его веса, устройства дол и обуха, но обыкновенно около 1/3 всей длины клинка.

Устройство рукояти имеет существенное значение для качества удара: чем прочнее сидит рукоять в руке, тем больше вероятности, что клинок верно пройдет в данной плоскости; поэтому рукоять должна быть такой длины и толщины, чтобы, соответствуя размерам пальцев и ладони, удобно и прочно помещалась в последней: при длинной кисти и пальцах её выгоднее иметь длиннее и толще, при коротких – наоборот.

Обух. Обух служит для приданий известной прочности клинку, а также отчасти и для распределения его тяжести. Он постепенно суживается к острию, достигая незначительной толщины в центре удара; но может также суживаться и очень незначительно, имея в центре удара толщину, едва меньшую таковой в сильной части клинка, но зато резко суживаясь от центра удара к острию

Долы. Долы предназначаются для облегчения клинка и для равномерного распределения его закалки. Лезвие. Лезвие предназначено для нанесения ударов (боевой частью) или производства отбивов (защитной частью). Для увеличения этого свойства следует отточку клинка производить в направлении от острия к рукояти – тогда очень мелкие, не видимые глазом зазубрины, составляющие отточенную поверхность лезвия, будут обращены к рукояти и, как в пиле, более содействовать режущему движению клинка.

Острие. Острие представляет собою противоположную рукояти оконечность клинка и предназначено для нанесения уколов. Вес. Не малое влияние на качество удара оказывает вес оружия: чрезмерно большой вес не позволяет развить необходимую скорость движения, наоборот – незначительный вес лишает удар необходимой тяжести, так как масса оружия ничтожна.

Следует признать, что средний вес рубящего оружия должен колебаться от 800 г до 1 кг, для колющего оружия может быть и больше в зависимости от придания необходимой прочности и большего или меньшего перенесения центра тяжести к рукояти.Носят шашки в ножнах, в отличие от сабли, обухом вперёд на плечевой портупее.

У кавказской шашки клинок небольшой кривизны — стрела изгиба до 30 мм, с лезвием на выпуклой стороне, обоюдоострым передним концом и хвостовиком.Имеет долы продольные углубления. Длина шашки 700-900 мм, ширина до 40 мм, часто украшена гравировкой шашки Златоустовские или Кизлярские.

Лук и стрелы - первоначальное метательное оружие у всех народов древности: упругий прут стянутый тетивой в дугу. У разных народов луки различались по величине и по линии изгиба прута, а стрелы - по наконечникам (трехгранные, четырехграннные, лопастные и т.п.). Тетива чаще всего делалась из жилы животного и натянутая выпускала стрелу на далекое расстояние. Казаки пользовались луком от глубокой древности и даже до начала прошлого столетия. Несмотря на широкое применение огнестрельного оружия, среди Казаков, еще во время войны с Наполеоном имелось много искусных стрелков из лука; среди них был и сам Донской атаман М. И. Платов. В 1808 г., во время дружественной встречи русского и французского императоров, он показывал Наполеону, как казаки пользуются луком.

Ара́ пник, или ара́ пленик (название, вероятно, позаимствовано из польского языка, где происходит от нем. herab — «прочь») — длинный охотничий кнут с пеньковым, волосяным или шёлковым навоем, размещённый на коротком кнутовище. Первоначально применялся в псовой охоте для порсканья зайцев. В настоящее время используется при исполнении цирковых номеров с хищными и крупными животными и в джигитовке (так, громкое щёлканье концом арапника оказывает на лошадь рефлекторное воздействие, обеспечивая быстрый бег в постоянном ритме).

 

 

План.

1. Заповеди Оренбургского казака.

2. Казачьи чины и полномочия казачьих воинских чинов.

3. Воинская повинность Оренбургских казаков.

4. Традиции казачьей демократии.

 

Основные понятия: заповеди казака, казачьи чины, «малолеток», «сиденок», «выслуга», воинская повинность.

Заповеди Оренбургского казак а:

- Люби Россию, ибо она твоя Мать, и ничто в мире не заменит тебе Ее.
- Люби свой край, ибо он – колыбель твоей свободы.
- Люби правду, ибо она - единственный маяк в жизни человека.
- Все, кто идет против Отчизны твоей, - враги твои.
- Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право.
- Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера – единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну.
- Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
- Зови всех свободных и сильных вперед.
- Мир, красота, любовь и правда – вот лозунги на твоем знамени на путях к России.
Войсковой праздник ОВКО – 6 мая День Святого великомученика Георгия Победоносца.

Казачьи чины.

Первые чины или говоря современным языком - должности у казаков, гетман, атаман, писарь, сотник, десятник были выборные. Позднее появление чинов в казачьих войсках относится к XV—XVI векам, что было связано в первую очередь в преобразование казачества в войсковую организацию, как составной части вооруженных сил страны.

В Русском войске чины впервые были введены в середине XVI столетия в стрелецком войске. Последний русский царь и первый всероссийский император Петр I Алексеевич «Великий» установил единую систему воинских, гражданских и придворных чинов, которая была окончательно закреплена в 1722 году в «Табеле о рангах». Чины соотносились к определенному классу, старшим из которых являлся первый класс.

В конце XVIII века в Табель о рангах были включены офицерские чины казачьих войск.

В 1828 году при императоре Николае I в казачьих войсках вводится единая система всех воинских званий (чинов). К тому времени у казачества существовали следующие чины:

- штаб-офицеры (старшие офицеры) — полковник, подполковник и войсковой старшина;

- обер-офицеры (младшие офицеры) — есаул, сотник, хорунжий;

-нижние чины – вахмистр, урядник, приказный и казак (рядовой).

В дальнейшем эта система воинских званий (чинов) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чин подъесаула, равный штабс-ротмистру в армейской кавалерии.

Казак. На самой нижней ступеньке служебной лестницы казачьего войска стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь