Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кризис духовности в современном обществе



Кризис духовности в обществе не является чем-то абстрак­тным и не может быть схематизирован через набор черт и при­знаков вроде «падения нравов», вырождения социальных инсти­тутов или утраты религиозности. Оценка сути и смысла духовно­го кризиса всегда конкретна и зависит от понимания субъектом сущности духовности, от его воззрений на характер отношения человека к духовной реальности.

Для исследователя, ограничивающего сферу духовности об­щественным сознанием, бездуховность неизбежно будет выгля­деть как совокупность различных неблагоприятных тенденций и состояний общественного сознания, как-то: усиление нигилисти­ческих, шовинистических и расистских настроений, падение пре­стижа знаний, засилие массовой культуры и тому подобное. Индивидуальная бездуховность проявляется в этом случае как зара­женность отдельных людей — в большей или меньшей степени — этими общественными по своей природе продуктами.

Кризис ду­ховности при таком подходе локализован в социокультурной зоне и является следствием упадка сложившихся центров духовного опыта. Именно в таком социокультурном контексте философия жизни и экзистенциализм разрабатывали проблему кризиса евро­пейской духовности. Поскольку же исходным пунктом всякой культуры является признание высших надындивидуальных це­лей, смыслов и ценностей бытия, утрата этих последних совре­менной культурой закономерно привела к нигилизму, концепту­ально выражающему и закрепляющему кризис духовности.

Еще древнегреческие философы открыли, что культурная, политическая и социальная сферы не могут обеспечить простран­ство для развертывания высших духовных возможностей челове­ка; для этого необходимы высшие ценности: истина как Благо, Бог как первопринцип, вера в абсолютную суть вещей и тому подобное. И до тех пор, пока эти ценности являются являются частью ежедневной жизни, никакие частные изъяны социаль­ной и культурной жизни не могут вызвать кризиса духовности и выражающих его нигилистических настроений.

Кризис духовно­сти, таким образом, порождается комплексной причиной, вклю­чающей в себя три момента:

1. Теологический, проявляющийся в утрате религиозного чувства;

2. Метафизический, связанный с де­вальвацией абсолютных ценностей;

3. Культурологический, вы­ражающийся в общей дезорганизации жизни и потере человеком смысложизненных ориентиров.[4]

Парадоксальность ситуации, в которой оказался современ­ный человек, состоит в том, что духовный кризис возникает и развивается на фоне резкого улучшения условий жизни людей. Причиной этого улучшения является технизация всех сторон об­щественной жизни, а также «прогрессивное образование людей»; первая приводит к росту всех форм отчуждения и деморализации общества, вторая — к патологической привязанности человека к культурной среде, идеально приспособленной для удовлетворе­ния его желаний и потребностей, которые растут, вытесняя цели и замещая смыслы. Однако, не будучи сущностно самодостаточным существом, человек обманулся своей функциональной самодостаточностью и, замкнувшись в себе самом, отгородился от Духа, от его жи­вительного источника.

Кризис духовности является, таким об­разом, результатом катастрофической утраты духовных пережи­ваний, омертвления духа, так буквально отражаемого термином «бездуховность». На фоне практического отсутствия живого ду­ховного опыта информационная переполненность человека и об­щества выглядит особенно удручающей. Как это ни парадоксально, к бездуховности приводит в конечном счете развитие творческих сил человека, когда они перестают подкрепляться духовным, нравственным началом и вследствие этого превращаются в самоцель его жизни.

В ранние эпохи, несмотря на скованность творческого человеческого потенциала, именно духовное начало наполняло высшим смыслом жизнь избранных и выступало организующей и упорядочиваю­щей основой для всех прочих. Предпосылки утраты духом интегративной функции человеческого существования сложились в Новое время, когда после эпохи Средневековья «человек пошел путем автономии разных сфер творческой человеческой активности…».[5] В этой ситуации отдель­ное и частичное — политические системы, экономика, техника, формы общественного разделения труда — в качестве факторов организации и рационализации общественной жизни начинают претендовать на тотальность и целостность. Однако тотальная ра­ционализация мира оказалась мифом, и индивидуальное созна­ние, исчерпав мыслительные средства в попытке «расколдовать» мир, пришло к выводу об абсурдности и бессмысленности бытия.

Бездуховность, следовательно, имеет более глубокие корни, не­жели испорченность нравов, политическая реакция или эконо­мический и культурный упадок. Более того, ее основы заклады­ваются как раз в эпохи высшего расцвета культуры. Если понимать духовность как сопряженность человека с Духом, придется признать, что для современного человека вслед­ствие крайней скудости живого духовного опыта характерна не­развитость индивидуального духа, при которой весь он сосредо­точен на интеллектуальной деятельности, ибо только на это и хватает его силы. В нравственном отношении эта неразвитость выражается в отождествлении себя исключительно с внешним человеком, узко ориентированным на социальную среду и ограничивающим себя ее нормами и ценностями, ибо никаких дру­гих ценностей он не признает. Его совесть может быть обострен­но, до болезненности чувствительна к ситуациям, связанным с социальной жизнью, то есть с посюсторонним бытием челове­ка, но не способна усмотреть за ними никакого духовного смыс­ла. Такой человек является моральным в том значении, какое вкладывает в это понятие И. Кант, в концепции которого мо­раль понимается как послушание общему универсальному зако­ну.

Доводя до логического конца кантовскую концепцию «мо­рального человека», К. Поппер и Ф. Хайек впоследствии просто заменили нравственное понятие совести социально-этическим понятием «справедливость». Между тем подлинная духовность — категория не мораль­ная, а нравственная. Она обращена к внутренним, субъективным чувствам и переживаниям человека. Не возводя нравственные принципы в закон, она полагается в решении нравственных и смысложизненных проблем на духовный опыт Богопознания, вос­хождения к Богу и в качестве абсолютных ориентиров полагает­ся на духовный опыт людей, достигших высшей формы духов­ности — святости, состояния, в котором внутренний, духовный человек полностью подчинил себе внешнего - социального, зем­ного человека. Поскольку такой опыт всегда конкретен, он, в отличие от абстрактного морального принципа, не может быть использован для оправдания всего и вся. Духовный человек в своей устремленности к Духу видит и знает духом, часто вопре­ки обычной логике и привычным представлениям. Его совесть легко смиряется с внешней, социальной или личной, неспра­ведливостью, для нее не очень существенны внешние добродете­ли (в отличие от помыслов); он обостренно реагирует как раз на то, к чему внешний человек совершенно не причастен, напри­мер, на первородный грех, тогда как с точки зрения внешнего человека нет ничего нелепее этой идеи.

Решение вопроса о сущности любого феномена возможно только при условии изучения его развитых форм. Высшие фор­мы — ключ к анализу низших, а не наоборот. Бесполезно, на­пример, пытаться сделать выводы о строении человека на основе изучения высших приматов, так же как бесполезно изучать фе­номен телесности на примере ангельского бытия только на том основании, что ангелам, как сотворенным сущностям, присуща утонченная (по сравнению с человеческой) телесность. И если мы, зная о том, что соматизм был сущностной чертой антично­го мировоззрения, что именно в древнегреческом мышлении телесность была возведена в высший принцип и вылилась в буквальное, скульптурное оформление, вдруг пренебрежем этим фактом и обратимся с целью исследования феномена телесности к ангелологии, которая имеет дело с телесностью как относи­тельным свойством, буквально исчезающим из нашего челове­ческого измерения, — можем ли мы рассчитывать усмотреть за этим феноменом что-то существенное? Так же дело обстоит и с духовностью, когда мы отказываем­ся от исследования ее высших рафинированных форм и остаемся в пределах мира человеческого сознания — индивидуального и обще­ственного. Проявляется ли как-то на этом уровне духовность? Бе­зусловно, поскольку сознание есть дух.[6]

Обращение к проблеме духовности открывает новые грани отношения между мистицизмом и сциентизмом. Наука при всей своей эффективности не в силах утолить страсть человека к по­знанию тайн бытия и самого себя. Осознание этого обстоятельства привело в ХХ веке к ломке сложившихся мировозренческих уста­новок и попыткам выйти за рамки традиционного противостоя­ния научного и вненаучного, в том числе религиозного знания. В этой связи необходимо высказать предостережение против раз­вернувшейся в последнее время пропаганды широкого мировоз­зренческого плюрализма, призывающей признать одинаковый ста­тус за наукой, с одной стороны, и паранаукой, оккультными и религиозными учениями — с другой. Эти призывы не выглядят убедительными: устранение демаркационной линии между нау­кой и религией, наукой и мистикой несет реальную угрозу куль­туре, ибо возникшая в результате такого смешения синкретичес­кая форма станет разрушением, как науки, так и религии, что приведет к дальнейшему упадку религиозности, вследствие чего бездуховность может приобрести необратимый характер.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь