Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тест 2. Для самопроверки 110



 

Контрольные вопросы к курсу Культурология 114

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 116

 

Тексты для конспектирования 116

 

Малиновский Б. К. Научные принципы и методы исследования культурного изменения 116

Малиновский Б. К. Функциональный анализ 118

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни 124

Хейзинга Й. Homo Ludens 128

Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня 131

Кассирер Э. Опыт о человеке 135

Фрейд З. Будущее одной иллюзии 141

Юнг К.Г. Архетип и символ 145

Леви-Строс К. Структурная антропология 149

Леви-Строс К. Раса и история 150

Тайлор Э.Б. Первобытная культура 158

Боас Ф. Некоторые проблемы методологии

Общественных наук 159

Крёбер А. Конфигурации развития культуры 167

Уайт Л. Понятие культуры 170

Уайт Л.Энергия и эволюция культуры 174

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека 178

Зиммель Г. Кризис культуры 185

Хайдеггер М. Время и бытие 189

Шпенглер О. Закат Европы 192

Данилевский Н. Я. Россия и Европа 199

Ясперс К. Смысл и назначение истории 212

Тойнби А. Постижение истории 224

Шпенглер О. Проблема всемирной истории 227

Шубарт В. Европа и душа Востока 233

Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы 243

Хайдеггер М. Искусство и пространство Самосознание культуры и искусства XX века 257

Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени 262

Делёз Ж. Логика смысла 266

Фромм Э. Иметь или быть? 273

Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние 281

Дерида Ж. Различение 289

 

Словарь культурологических терминов 293

 

Литература 302

 

Методические указания к организации

самостоятельной работы 305

 

Темы реферативных работ 320

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 338


ПРОГРАММА КУРСА

 

Цель и задачи курса

 

Студенты вуза в результате изучения курса должны знать: основные категории, понятия культуры, ее структуру и функции, основные культурологические концепции. Кроме того, представлять типологические, трансляционные, семиотические структуры, место отечественной культуры в социокультурной динамике, уметь выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования решений как в повседневной жизни, так и в профессиональной области, обосновывать личную позицию по проблемам культуры.

Курс «Культурология» имеет своей задачей сформировать у студентов понимание базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу проблематики культуры, изложение которой носит комплексный, системный характер. Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания, стала необходимым элементом всякого серьезного образования, и прежде всего университетского. Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил и к какой бы профессии не готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества невозможно стать компетентным специалистом. Культурология – фундаментальная наука, а как учебная дисциплина – базовый предмет в системе образования и подготовки кадров. Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культурологи, введение новых стандартов, содержащих требования к изучающим этот предмет. Авторы представленного учебно-методического комплекса (УМК) выстраивают учебный материал так, чтобы, во-первых, он отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем, и, во-вторых, соответствовал существующим дидактическим требованиям. Организация освоения содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает студенту возможность самостоятельного усвоения материала. Эта логика нашла отражение в структуре учебно-методического комплекса (УМК), включающего программу курса, состоящей из двух модулей; курса лекций, разработанного в соответствии с программой; планов семинарских занятий, дополненных хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике; тестовых вопросов для самопроверки; тем реферативных работ и методики организации самостоятельной работы; словаря.

УМК состоит из двух модулей. В первом модуле (занятия 1 и 2) содержится материал, имеющий целью показать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и – позднее – научных изысканий. В связи с тем, что культура изучается многими науками, дается общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии по отношению к другим наукам о культуре, к другим подходам к её изучению, основанных на разных философских, исторических и других методологических принципах. Модуль 1 дает представление о широте диапазона научного постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование. Занятия 3 и 4 имеют методико-методологический характер. Студентам следует уделить им особое внимание, поскольку они посвящены основным понятиям культурологии, то есть языку этой науки, и главным аспектам видения культуры как целостной системы: деятельностный, семиотичский, аксиологический коммуникативный и другие аспекты интерпретации культурного феномена. Дается представление о культуре как объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека.

В действительности каждому приходится иметь дело с многообразием проявления конкретных культур, принадлежавших определенным историческим эпохам. Настоящее время многокультурного мира: отдельные культурные образования сосуществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в Модуле 2 (занятие 5, 6 и 7). Темы занятий 8 и 9 Модуля 2 сосредотачивают внимание студентов на значимости, ранее изученных общетеоретических вопросов, которые составляют платформу и необходимую предпосылку понимания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив, в нем заметна тенденция к культурной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализация». Развитие этого процесса происходит при одновременном воздействии многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, возможности управления процессом ее становления – эти темы имеют и практический смысл, затрагивающий человека и человечество в целом.

В УМК включены материалы, позволяющие преподавателю и студентам выбрать наиболее оптимальные формы контроля знаний, в том числе и в виде тестов и рефератов.

Составленный таким образом курс дает возможность рассматривать культуру в самом широком смысле этого понятия – как содержание общественной жизни и деятельности людей, создающих разного рода артефакты. Знакомство с максимально широким кругом концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволяет полнее реализовывать цели социально-гуманитарного образования.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины (наличие всех дидактических единиц, включенных в ГОС).

 

2. Требования и рекомендации к освоению

Содержания курса

 

Дисциплина «Культурология» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Цель учебного курса – ознакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной науки, основными проблемами современной культурологии. За время обучения студенты должны рассмотреть взгляды на место и роль культуры в обществе; иметь представление о социокультурной динамике; типологии и классификации культур; способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей и культуры; знать основные культурно-историчские ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; научиться использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.

Курс «Культурология» включает в себя 9 тем семинарских занятий (согласно основным дидактическим единицам – ДЕ), установленных требованиями.

Семинарские занятия – это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), имеющих трудности в понимании аспектов читаемого курса или первоисточников, либо связанная с углубленным интересом студентов к данной проблематике. Семинарские занятия включают и контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, проверка конспектов, доклады, выступления, сообщения, опрос). В работе на семинарских занятиях активно используется собственный опыт России, в том числе разработки российских культурологов, социологов, философов, экономистов, специалистов по менеджменту и управлению по организации и проведению семинаров.

Цель работы на семинарах: получение практических навыков по преобразованию текста и составлению ответа на зачетные вопросы в виде конспекта. Практические методы работы с источниками весьма многообразны. Преподаватели выбирают их в зависимости от уровня подготовленности студентов и сложности изучаемых тем.

Тексты, включенные в разделы курса, помогают студенту разобраться в специфике знаний о культуре как сложном, многоаспектном, многоплановом явлении. Знания о культуре носят системный характер, они не просто сумма сведений, они наращиваются как снежный ком, расширяя кругозор изучающего культуру. В программу включены материалы, позволяющие преподавателю и студентам выбрать наиболее оптимальные формы контроля знаний, в том числе и в виде тестов.

Как показывает практика, современные студенты-первокурсники не подготовлены к анализу текстов. Серьезной проблемой является утрата способности многих студентов работать с печатными источниками. Молодые люди, окончившие среднюю школу, зачастую плохо считывают текст, не улавливают контекст написанного, не понимают как общий смысл текста, так и значение отдельных слов. Студентам необходимо понять основное содержание источника: выяснить терминологию, несущую смысловую нагрузку, причины, время и исторические условия создания документа, разобрать факты и события, включенные в текст, выявить качественные характеристики личностей, называемых автором. Следующим этапом в работе с источником является усвоение содержания источника: выделяются основные узловые вопросы, материал, непосредственно относящийся к данной теме; происходит уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории. И на последнем этапе студенты выполняют обобщающие и практические задания.

В связи с этим предлагается использовать следующий алгоритм изучения теста:

· ознакомиться с зачетными вопросами;

· выработать примерное содержание ответов на вопросы;

· сформулировать ответы на вопросы;

· написать конспект изучаемого источника.

· При использовании зачетных вопросов деятельность студентов становится управляемой, носит творческий характер, требует самостоятельности.

· В результате работы студенты должны приобрести:

· практические умения сокращать текст в зависимости от цели сокращения;

· навыки анализа особенностей сокращения текста.

Есть несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.

План– это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Тезисы– основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

В работе на семинарских занятиях по культурологии для ответа на зачетные вопросы используются плановый, текстуальный и свободный виды конспектов.

Плановый конспект основан на предварительно составленном плане произведения. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Если пункт плана ясен, то подробно он не раскрывается. Такой конспект краток, прост, его можно использовать для срочной подготовки к выступлению, докладу и т.д. Но по нему не всегда легко восстановить прочитанное.

Текстуальный конспект создаётся из отрывков подлинника – цитат.

Свободный конспект сложен. Суть его в том, что читатель не сохраняет порядок мыслей автора, а излагает материал в другом, более удобном и нужном для себя порядке. Например, мысли автора по какому-либо вопросу, разбросанные по всей книге, сливаются воедино или разные мысли перестанавливаются, чтобы лучше оттенить их отношение друг к другу, и т.д. Свободный конспект – наиболее ценный вид конспекта. Он развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения.

Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов или выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

· Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый его план.

· Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

· Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

· В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

· Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

Нельзя считать запись конспектом, если она не будет четко расчленена в соответствии с планом. Записать текст кратко – значит изложить содержание в основном своими словами, что возможно только тогда, когда текст осмыслен.

 

3. Учебный и тематический план курса

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Курс «Культурология» в Красноярском государственном аграрном университете читается студентам всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Предмет «Культурология» является обязательной учебной дисциплиной, на его освоение, согласно учебному плану, выделяется 1 семестр. Форма контроля – зачет или экзамен (табл. 1).

Таблица 1

 

Виды учебной работы Всего, часов Зачетных единиц
Общая трудоемкость дисциплины 58÷ 112 2, 5÷ 3, 5
Аудиторные занятия
Лекции 18÷ 38 1÷ 2
Семинарские занятия (СЗ) 18÷ 38 1÷ 2
Промежуточный контроль, тестирование (ПК) 0, 08
Самостоятельная работа
Изучение теоретического курса (ТО) 18÷ 38 1÷ 2
Конспектирование зачетных вопросов (КЗ) 18÷ 38 1÷ 2
Другие виды самостоятельной работы
Реферат (Р)
Написание доклада и выступление на студенческой конференции
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) + 0÷ 1

3.2. Тематический план занятий. Разделы дисциплины и виды занятий

Тематический план дисциплины включает темы лекционных занятий и рекомендуемые формы работы на семинарских занятиях с указанием выделяемых часов, исходя из существующего учебного плана дисциплины на разных специальностях (табл. 2).


Таблица 2

Тема Всего, часов В том числе Форма контроля
Лекции Семинары СРС
Модуль I. Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология как наука и учебная дисциплина. Культурология в системе гуманитарного знания 6 -– 12 2–4 2-–4 2–4 Конспекты, доклады
Структура культурологи. Социальные функции культурологии 6–12 2–4 2–4 2–4 Конспекты, доклады
Основные понятия культурологии. Культура и цивилизация. Культурогенез, динамика развития культуры 6–12 2–4 2–4 2–4 Конспекты, доклады
Человек как субъект культуры. культура как смысловой мир человека 6–12 2–4 2–4 2-–4 Конспекты, доклады
Промежуточный контроль. Тестирование. Аттестация
Модуль II. Культура в природном и социальном пространстве
Типология культур. Историческая типология культур. Восточный и западный типы культуры 6–12 2–4 2–4 2–4 Конспекты, доклады
Культура и природа. Культурное вмешательство в природу человека 6–12 2–4 2–4 2–4 Конспекты, доклады
Культура в социальном пространстве. Духовная культура общества 6–12 2–4 2–4 2–4 Конспекты, доклады
Основные тенденции развития современной культуры. Культурная модернизация 6–12 2–4 2–4 2-–4 Конспекты, доклады
Культура и глобальные проблемы современности. Постмодернизм 3–6 1–2 1–2 1–2 Конспекты, доклады
Итоговая аттестация, тестирование. Зачет, экзамен
Итого, часов 51–112 17–34 17–34 17–34  
               

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Поделиться:



Популярное:

  1. I Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения
  2. I. Естествознание в системе науки и культуры
  3. I. Технологический регламент проведения аттестации сварщиков
  4. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  5. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  6. II. Догматы и естественные символы
  7. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  8. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  9. III. История и психология естественного символа
  10. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  11. IX. Порядок проведения аттестации сотрудников
  12. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь